В 2020 году в ульяновских судах происходило много интересного: 73online.ru наблюдал за делом "Ульяновскфармации", слушал показания тайных свидетелей на процессе об убийстве братьев Петровых и следил за другими резонансными историями. По некоторым вынесены приговоры, другие только начали рассматриваться. Итак, вспоминаем главные судебные процессы 2020 года.
Дело "Ульяновскфармации"
Этот судебный процесс попадает в итоговую подборку второй год подряд. Дело "Ульяновскфармации" начали рассматривать в декабре 2019-го, но из-за пандемии, болезни фигурантов и прочих причин заседания постоянно переносились. За год допросили десятки свидетелей, в основном главных врачей ульяновских медучрждений. 73online.ru подробно освещал этот процесс. В прошлом месяце начались прения сторон, на которых гособвинение запросило сроки для пяти фигурантов: от 3,5 до 7,5 лет колонии общего режима. Планировалось, что приговор будет вынесен перед Новым годом, но из-за болезни подсудимой Ольги Кузнецовой пришлось перенестись на январь. 11 января начнут выступать адвокаты обвиняемых.
Суды на "черными обнальщиками"
В этом году суд приступил сразу к нескольким делам о незаконном обналичивании денег. В октябре приговор зачитали "черным банкирам", которых якобы охранял местный криминальный авторитет Роман Халимонов по кличке Попенок. Сам он в розыске, а вот его подельники за обнал 1,3 млрд рублей под 2% получили от 3 до 5 лет лишения свободы условно. В сентябре начались слушания по делу еще пятерых предполагаемых игроков подпольного финансового рынка, которым вменяют вывод в кэш более 800 млн рублей под 4% (на видео – их задержание). В декабре в суд передали дело о преступном сообществе, якобы обналичившем 1,7 млрд рублей.
Тайные свидетели убийства братьев Петровых
В декабре присяжные приступили к резонансному делу об убийстве предпринимателей Дениса и Алексея Петровых. Братья пропали в январе 2016 года, а через полгода их нашли на дне Суры. Дело расследовали четыре года: существенный сдвиг произошел после появления секретных свидетелей — их уже успели допросить. Один из них был свидетелем расправы и рассказал, как убивали одного из Петровых.
Дело "Советских"
В этом году в суд ушло дело четверых парней, "работавших" под криминальным брендом "Советские". Лихие ребята, по версии силовиков, кошмарили предпринимателей, пытаясь подмять под себя северную часть города и кусок центра. Конец подвигам "советских" пришел, когда они пытались наехать на руководство местного "Перекрестка". Оперативной разработкой занимались офицеры ФСБ и МВД, следствие вел Ленинский отдел СУ СКР.
Музейное дело
В декабре суд приступил к рассмотрению дела бывшего директора художественного музея Сергея Жданова. Его обвиняют в получении взяток: якобы он подсказывал местному предпринимателю, как правильно составить коммерческое предложение, чтобы выиграть контракт на услуги для музея. Общая сумма, вменяемая Жданову, около 544 тысяч рублей. Сам он вину не признает.
Шабалин против Сафронова
В мае областной суд отправил на новое рассмотрение три эпизода, вменяемых экс-директору Ленинского мемориала Эдуарду Шабалину, – о краже картин Никаса Сафронова и злоупотреблении полномочиями при проведении праздников в мемцентре. Оправдание Шабалина по эпизодам с мошенничеством коллегия признала обоснованной – "в связи с отсутствием состава преступления". Это решение потом подтвердил и Кассационный суд. Новое рассмотрение эпизодов с кражей картин длилось несколько месяцев. Адвокат Елена Атряскина заявила ходатайство о возвращении дела на доследование, так как в материалах якобы слишком много "белых пятен" и несоответствий. 21 декабря судья Иван Ефремов удовлетворил требование защиты. Гособвинитель Николай Косенков заявил, что будет обжаловать это решение.
Арендное дело Сергея Герасимова
Железнодорожный районный суд оправдал Сергея Герасимова по так называемому арендному делу. Оно касается периода, когда бизнесмен руководил региональным отделением "Справедливой России". По версии следствия, Герасимов по завышенным ценам арендовал для партии офис у ООО "Сервис", учредителем которого сам же и являлся. Назначенные им цены не понравились руководству СР, и оно обратилось в прокуратуру, итогом чего стало уголовное дело. Расследование тянулось с 2016 года. Силовики насчитали почти 2 млн рублей ущерба, вменили Герасимову растрату в особо крупном размере (часть 4 статьи 160 УК РФ) и передали материалы в суд. Прокурор просил 6 лет колонии, но судья бизнесмена оправдал: не увидел в его действиях корыстного умысла.
Дело подмосковных дольщиков
Бывшего депутата ЗСО от КПРФ Рината Шайдуллина, считавшегося основным спонсором ульяновских коммунистов, признали виновным в обмане подмосковных дольщиков. Речь о возведении четырехэтажного жилого дома в деревне Удино Дмитровского района Московской области. В строительство вложились 65 дольщиков. Работы в Удино начались в 2012 году, двигались медленно, и сдача откладывалась год за годом. В июне 2018-го Шайдуллину предъявили особо крупное мошенничество и арестовали. В суд материалы попали в сентябре 2019 года. Процесс шел год — за это время статья обвинения стала легче, а назначенное наказание в три года колонии-поселения покрыл срок, проведенный бизнесменом в СИЗО.
Убийство друга Ромы Попенка
Суд рассмотрел дело об убийстве Ивана Данилова, которого называли другом без вести пропавшего криминального авторитета Романа Халимонова по прозвищу Попенок. За два месяца до убийства Данилова Следственный комитет обвинил Попенка в "занятии высшего положения в преступной иерархии", а сам он бесследно исчез. На этом фоне расстрел Данилова выглядел эпизодом разборок за место Попенка. Однако СК пришел к выводу, что мотивом убийства Данилова был его дорожный конфликт с незнакомцем Игорем Антоновым. Последний якобы подкараулил Данилова у дома и, желая отомстить за ссору, застрелил. Обвиняемый оформил явку с повинной, и речь по большому счету шла только о сроке заключения. Судья дала 10 лет колонии строгого режима.
Бухгалтеры Давидзона
Бухгалтерам Наталье Соколовой, Людмиле Костиковой и Юлии Бирюляевой вменяли хищение у группы компаний "КПД-2" более 17 млн рублей с 2013-го по 2015 год. Следователи полистали отчетность и сделали вывод, что бухгалтеры с помощью фиктивных документов присваивали деньги работодателя и мошенничали с зарплатой. Соколовой, кроме того, вменили еще и легализацию преступного капитала: её квартиру за 5 млн на улице Радищева посчитали купленной на ворованное. В суде выступил и сам глава "КПД-2" Валерий Давидзон, заявивший, что сумма украденного наверняка в разы больше - просто бывшие подчиненные успели замести следы. Обвинение запросило для троицы 21,5 год колонии на троих. Но после нескольких месяцев рассмотрения, в день приговора судья Наталья Вериялова вдруг вернула материалы следствию: поработать еще и уточнить детали.
Дело о фото Гитлера в "Бессмертном полку"
В мае Следственный комитет провел задержания в нескольких регионах. В кабинетах ведомства оказались ребята, которые под видом советских солдат разместили фото нацистов на сайте проекта "Бессмертный полк". Среди обвиняемых оказался молодой ульяновский рецидивист Вячеслав Круглов. Раскаиваться он начал еще в отделении СК. На суде охарактеризовал свой поступок коротко и емко: "Проснулся утром, пришла в голову глупая идея, я ее исполнил". Патриотический характер истории и внимание к ней лично председателя Следкома Александра Бастрыкина обеспечили Круглову место в сюжетах федеральных СМИ. За попытку оправдания нацизма суд приговорил парня к 120 тысячам рублей штрафа.
Андрей Семёнов