Ульяновские силовики взялись за обнальщиков: в суд ушло второе крупное дело, где сумма выведенной "черными банкирами" налички близится к миллиарду или превышает ее. За бандой стояли 43 подставные фирмы и некие "серьезные люди".
Следствие определяет статус пятерки обвиняемых как ОПГ. Организатором называют 28-летнего Александра Юркаева. Бизнес по незаконному обналичиванию и транзакции денег он организовал в 2015 году. Собрал помощников, ключевым из которых была Людмила Чернова. Она хорошо разбиралась в бухучете и налогах, получила образование экономиста и бухгалтера. Ее роль заключалась в оформлении фиктивных документов и налоговых деклараций. До суда Людмила Чернова не дожила.
Еще четверо участников ОПГ работали с подставными фирмами, сами и с помощью знакомых искали для них учредителей. Директорами организаций становились разнорабочие, грузчики с фабрик и водители маршруток - все, кто готов был оформить на себя юрлицо за вознаграждение. Одному из будущих "учредителей" сделали предложение, когда тот находился в изоляторе временного содержания с подельником ОПГ. За оформление на себя ООО предлагали вознаграждение – это могло быть и 5 тысяч, и 20 тысяч рублей – и объясняли, как вести себя и что говорить в налоговой. Через некоторое время из ФНС выходил очередной предприниматель. Так были оформлены 43 подставные фирмы: ООО "Аллегро", "Альянс", "Феникс", "Сталь", "Лакомка", "Строй-гарант" и другие. Названия придумывал сам Юркаев. К конспирации подходили серьезно и арендовали под некоторые фирмы офисы и вешали вывески – чтобы как по-настоящему.
К работе с документами привлекали и посторонних людей. Так, в деле есть показания свидетеля, которая устроилась к Юркаеву бухгалтером по объявлению на "Авито". Через полгода счета некоторых фирм, для которых она составляла отчетность, стала блокировать налоговая. Девушка заподозрила неладное и даже поделилась с Людмилой Черновой, что хочет уволиться. Та ее отговаривала: это опасно, ведь они работают "на серьезных людей".
Схема обнала была стандартной. Заказчик оформлял договоры с подставными фирмами Юркаева на оказание услуг, переводил на их счета оплату. Те снимали деньги и возвращали клиенту, удерживая за свою работу 4%. По информации следствия, с 2015-го по 2017 год ОПГ заработала 32,5 млн рублей. Если сделать нехитрые вычисления, то получается, что через подставные фирмы Юркаева прошло более 800 млн рублей.
Организатор придумал схему и для вывода денег. Договорился с предпринимателем Мамедовым, который занимался торговлей овощами. Тот оформил на себя в лизинг две дорогие иномарки, а Юркаев взамен закупал для него овощи в "Тепличном" на суммы, равные размеру платежей. Впоследствии Мамедов якобы продавал эти выкупленные автомобили подконтрольным Юркаеву лицам. На самом деле сделки были мнимые, а Porsche Cayenne Diesel и BMW X5 xDrive40d находились во владении Юркаева. Таким образом он "отмыл" 12,5 млн рублей.
Действовала преступная группа до 2017 года. Ее участники попали в поле зрения региональных УФСБ и УБЭП, которые провели оперативную разработку и передали материалы в следственное управление УМВД. Пятерых участников в зависимости от роли обвинили в незаконной банковской деятельности, неправомерном обороте средств платежей, незаконном образовании юрлиц, легализации преступных денег. Всего им вменяется более 80 преступных эпизодов, в деле более сотни томов. Каждому из пятерки грозит до 7 лет лишения свободы, все находятся под подпиской о невыезде. Как сообщила прокуратура, она направила дело в Ленинский районный суд.
Для Ульяновска это уже второе крупное дело об обналичивании денег – по всей видимости, силовики всерьез взялись за эту сферу криминала. Так, в Засвияжском райсуде на прошлой неделе приступили к рассмотрению истории еще четырех обнальщиков, в работе которых участвовал Роман Халимонов по кличке "Попенок". Следствие считало его так называемым "положенцем" и главой местного криминалитета, который отвечал за безопасность банкиров. Эта группа с 2015-го по 2019 год заработала 27,6 млн рублей, обналичив 1,3 млрд рублей. Расценки у нее были поменьше, чем у "компании" Юркаева – брали по 2% от суммы вывода. Квартет обвиняемых находится под подпиской, Халимонов – в международном розыске.
Андрей Семенов