21.04.2024, 06:00
Юрий Полянсков об истории УлГУ: «Выход университета в самостоятельную жизнь»

В четырнадцатой главе мемуаров «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ» первый ректор, а ныне – президент Ульяновского государственного университета Юрий Полянсков рассказывает, как происходило взросление молодого российского вуза.

Напомним, что издание, презентованное в конце минувшего года довольно небольшим тиражом, сейчас можно найти в библиотеках региона, а мы с согласия автора еженедельно публикуем главы его книги для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».

Завершение процессов отделения от Московского госуниверситета

В течение первого пятилетнего периода, с 1988 год по 1993 год, команда ректора последовательно готовит филиал МГУ к выходу в само­стоятельную жизнь.

За это время удается сформировать квалифицированный профес­сорско-преподавательский состав, собрать перспективные научные школы, укомплектовать профессиональную административную ко­манду. Организовано масштабное строительство студенческого го­родка на Набережной реки Свияги. Налажена система использования дополнительных учебных площадей и мест для проживания сотрудни­ков и студентов на условиях аренды у прочих организаций. Учебный процесс обеспечен информационными и техническими средствами обучения, необходимыми объемами учебной и научной литературы, специализированных периодических изданий из своих библиотеч­ных фондов. Сформирована система воспроизводства собственных научных и педагогических кадров. Заложены основы многоступенча­той системы подготовки специалистов. Начата подготовка к открытию программ среднего специального образования и организации своей филиальной сети в крупных населенных пунктах Ульяновской области. Количественный состав студентов уже достиг уровня, превышающего аналогичные значения для филиалов.

Команда ректора держит первоначальную цель из Постановления Совета министров СССР от 11 февраля 1988 года. Организованный в Ульяновске филиал МГУ должен к 1995 году, дате празднования 125-лет­ней годовщины со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина, состояться как самостоятельный государственный университет.

Начиная с самого первого 1988-1989 учебного года, тема грядущего преобразования филиала выносится в публичную плоскость. В област­ной прессе, на радио и телевидении ведутся дискуссии о судьбе ново­го ульяновского университета. Итоги работы и перспективы развития заслушиваются на партийных и комсомольских площадках. Данным во­просам посвящаются заседания ректората, Ученого совета и совещания с первыми лицами от государственного образования. Концепции пер­спективного развития факультетов представляются на рассмотрение и согласование в профильные службы МГУ. Тема подготовки к изменению статуса регулярно выносится на Коллегию Гособразования СССР.

Ректорат стремится обеспечить высокую готовность к работе в усло­виях самостоятельности. Этой цели подчинена настройка всей системы управления вузом. Ключевые направления работы выделяются в функ­ционал самостоятельных проректорских служб. Формируется независи­мая от головного университета система подготовки административных и научно-педагогических кадров. Расширяется сеть прямых контактов с федеральными ведомствами, центральными российскими университе­тами, ведущими зарубежными центрами.

Грядущие перспективы преобразования неоднозначно воспринима­ются в трудовом коллективе филиала МГУ. Не все положительно воспри­нимают завершение эпохи «под крылом» Московского госуниверситета. Звучат многочисленные сомнения и критика данного решения. Многим кажется, что университет станет более уязвимым перед текущими труд­ностями российской высшей школы. Новое наименование вуза будет восприниматься как сдача ранее заявленных высоких позиций, и всё это может негативно сказаться на привлекательности и жизнеспособности молодого ульяновского университета. Единодушия по данным вопросам нет даже в кругу прямых заместителей Юрия Полянскова.

Наиболее четкую позицию поддержки будущих преобразований де­монстрирует Тофик Биктимиров. Он здраво оценивает ситуацию, имея за плечами богатый опыт организации «с нуля» медицинского факультета. Как главный заместитель ректора, он формирует обновленную прорек­торскую службу, занимается подготовкой программы действий по обес­печению плавного перехода к самостоятельному статусу. Как близкий по духу коллега и соратник ректора, он исполняет обязанности первого лица в периоды его отсутствия.

Финальные приготовления к смене статуса включают прохожде­ние процедур разрешения на ведение деятельности и права выдачи дипломов государственного образца.

В юбилейном для филиала МГУ 1993 году ректорат готовится к полу­чению первой в истории филиала лицензии. Процедура лицензирования является достаточно новой для отечественной высшей школы. Совмест­но с Государственным комитетом РФ по высшему образованию ведется анализ данных об учебных и лабораторных площадях, штате педагоги­ческих и научных работников, материальном оснащении, библиотечных фондах, компьютерном парке, образовательных программах.

Сформированные данные долж­ны показать обеспеченность под­готовки заявленного контингента обучающихся. Университет к этому времени нарабатывает механизмы частичного восполнения дефицита в кадрах, площадях, учебной и лабора­торной базе. Лицензирование про­ходит без замечаний. В марте 1994 года филиал МГУ получает лицензию на право ведения образовательной деятельности. Она охватывает сферы среднего, высшего, послевузовского, дополнительного образования.

В этом же 1994 году университет проходит первую государ­ственную аккредитацию. В сравнении с лицензированием это более серьезная, длительная и трудоемкая процедура. Оценка уровня универ­ситетской подготовки ведется в ходе самоанализа деятельности вуза и внешней экспертизы. В состав проверочной комиссии включаются ве­дущие специалисты Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России, привлекаются эксперты из Самарского и Ставрополь­ского государственных университетов.

Показатели деятельности филиала МГУ включают в себя данные о конкурсе при зачислении, распределении студентов по формам обуче­ния и преподавателей по уровням их квалификации, количестве направ­лений подготовки в аспирантуре и числе специализированных советов по защите диссертаций, объемах поступлений при выполнении научно-исследовательских работ, стоимости учебно-лабораторного оборудо­вания в расчете на одного студента, обеспеченности общежитием иного­родних студентов, доле трудоустроенных выпускников.

Анализируется динамика работы филиала МГУ за последние три года. Оцениваются изменения по показателям количества за­щищенных кандидатских и докторских диссертаций, числу издан­ных учебных и научных пособий, полученных патентов и лицензий, объемов выделенного на одного студента дисплейного времени, привлеченных внебюджетных средств за подготовку кадров.

Аттестационная эксперти­за направлена на оценку каче­ства подготовки специалистов. Контрольные опросы студентов ведутся по циклам естествен­но-научных, гуманитарных и социально-экономических, об­щепрофессиональных и специ­альных дисциплин. Получен­ные данные сравниваются с результатами самообследования и средними значениями по груп­пе российских вузов. Результатом проведения государственной ат­тестации становится Постановле­ние Государственной инспекции по аттестации, утвержденное ре­шением Коллегии Государствен­ного комитета РФ по высшему образованию.

В работе филиала МГУ отмечены некоторые недоработки. Не все факультеты в достаточной степени укомплектованы кандидатами и докторами наук. Отдельные дисциплины не в полной мере обеспече­ны учебной литературой. Аудиторный фонд некоторых факультетов пока недостаточен, что связано с ходом строительства университетско­го комплекса. Затягивается возведение своего общежития и столовой. Обозначив недостатки в работе, комиссия руководствуется комплексной оценкой образовательного процесса в вузе.

Принимается решение об аттестации специальностей с закончен­ным циклом обучения на пятилетний срок.

Полученные в феврале 1995 года документы об успешном прохо­ждении аттестации означают завершение подготовительного цикла. Филиал МГУ в полной мере готов к изменению своего статуса и про­должению деятельности в качестве самостоятельного государственно­го университета.

Юрий Полянсков обращается в администрацию Ульяновской области. Требуется запустить процесс перео­формления статуса университета на федеральном уровне. Для этого област­ные органы власти должны направить соответствующие предложения в рос­сийское Правительство.

Учитывая наступившее в это время охлаждение отношений между первыми лицами области и университета, данный вопрос решается в ра­бочем порядке, без проведения двусторонних встреч. Ходатайство под­писывает заместитель губернатора Александр Павлов. Направленные в Москву предложения основаны на удовлетворении потребности Улья­новской области в многопрофильной подготовке специалистов в учеб­ных заведениях университетского типа.

Государственный комитет РФ по высшему образованию поддержи­вает поступившую инициативу. Ее реализация укладывается в работу по упорядочению системы высших учебных заведений и их ведомственной принадлежности. Начинается подготовка Указа Президента РФ Бориса Ельцина о создании Ульяновского государственного уни­верситета, который выйдет в декабре 1995 года. Университет при­обретает статус государственного учреждения высшего профессионального образования федерального подчинения.

В течение 1996 года в стенах университета проводятся финаль­ные мероприятия. Ведется подготовка первой редакции Устава. Она принимается решением конференции трудового коллектива и утверждается Государственным комитетом РФ по высшему образо­ванию. В соответствии с принятым Уставом проводятся первые в ис­тории Ульяновского государственного университета выборы ректо­ра. К выборам могут быть допущены наиболее квалифицированные лица профессорско-преподавательского состава, имеющие ученую степень доктора наук, ученое звание профессора и опыт управлен­ческой деятельности в высшей школе.

В июне 1996 года собирает­ся общая конференция трудо­вого коллектива. Объявляются первые в истории университета выборы ректора. Делегаты от подразделений принимают уча­стие на условиях тайного голосования. В результате достига­ется единогласное решение об избрании ректором Ульяновско­го государственного универси­тета Юрия Полянскова. Фигуры, целостное понимание роли ко­торой в создании ульяновского филиала МГУ и дальнейшем ста­новлении университета прихо­дит по прошествии времени.

Фактор личности в развитии университетской истории

Объявленный в 90-е годы плюрализм мнений в полной мере проявляется в оценках ру­ководителя ректорской группы, директора и, позже, ректора филиала МГУ. Современники воспринимают и оценивают Юрия Полянскова по-разному. И иногда эти оценки различаются кардинально. Если для одних он предельно понятен, другие на­зывают его максимально слож­ным для понимания. Ведутся споры о необходимости прини­маемых им решений и непред­сказуемости совершаемых им действий. Одни подчеркивают его первостепенные персональ­ные заслуги в достигнутых фили­алом МГУ результатах, другие – выдающийся вклад его команды и бесценную поддержку универ­ситета, полученную со стороны.

Различия в оценках указывают на многогранность личности ректора. Отдельные элементы этой разносторонности улавливают журналисты областного периодического издания «Народная газета». Они занимают­ся подготовкой материала о Полянскове в рамках объявленного в 1991 году читательского конкурса «Человек года».

Наблюдаемые со стороны решения и поступки Полянскова отражают всю сложность решаемых им и его командой задач. Необходимо создать «на ровном месте» университет, который можно будет вывести на пере­довые позиции в российской высшей школе. Надо организовать интен­сивное возведение университетского городка и сделать это в условиях, когда все строительные работы вокруг сворачиваются по причине пре­кращения бюджетного финансирования. Нужно задать самую высокую планку образования и науки в новом ульяновском университете. И обес­печить ее на фоне острой нехватки квалифицированных кадров, учебно­го оборудования, компьютерных классов, лабораторной базы. Необхо­димо апробировать прогрессивные формы работы с предприятиями и сделать это в условиях жесткого экономического кризиса в стране и по­литического прессинга университета со стороны областной власти. Надо всего за несколько лет обеспечить полную «плавучесть» филиала МГУ как самостоятельного российского университета.

Временами демонстрируемый им подход к делу вызывает вопросы у окружающих. Многие из принятых в работу задач кажутся изна­чально нерешаемыми. Сомнения в успехе задуманного выражают даже ближайшие коллеги. Звучат аккуратные обвинения Полянскова в излиш­нем авантюризме и неоправданном риске. В ответ на критику он под­ключает все возможные ресурсы, использует совершенно неожиданные решения, системно занимается достижением искомого результата. Это каждый очередной раз позволяет ему успешно решать задачи, невыпол­нимые для других.

Некоторые сотрудники филиала МГУ говорят о больших сложностях в своей работе. Далеко не всем удается надолго закрепиться в универ­ситетской команде. Череда кадровых перестановок, особенно в первые годы работы ульяновского филиала, является вынужденной ме­рой. К каждому сотруднику предъявляются повышенные требования.

Спрос за результаты начинается с первых дней работы. Условия на рабочих местах не являются очень комфортными. Ресурсы резко ограничены либо отсутствуют. Результативность на прежних участках работы должна подтверждаться итогами каждодневной работы. А про­фессиональное отношение к делу должно сочетаться с проявлением образцовой общей культуры, демонстрацией высоких моральных ка­честв.

Интенсивный режим работы затрудняет сохранение ровных дело­вых отношений в коллективе. Временами между сотрудниками возни­кают взаимные претензии в силу отсутствия согласованности действий. Напряженность в отношениях приводит к обострению конфликтов. Перед руководством встает задача сохранения благоприятной атмо­сферы в коллективе. При этом важно не упустить развитие отношений с первыми лицами предприятий, областных и государственных ве­домств, зарубежных центров.

Особое внимание ректор уделяет общению со студентами. Ректорат прислушивается к голосу молодежи при оценке содержания учебных про­грамм, использовании технических средств обучения, организации позна­вательных и развлекательных мероприятий, настройке взаимодействия с базовыми предприятиями. Поддерживаются инициативы о создании экс­периментальных учебных групп, организации студенческого клуба, образо­вании творческих коллективов. Вопросы студенческого самоуправления ре­гулярно включаются в повестку заседаний ректората и Ученого совета.

Ректорат организует идейно-воспитательную работу со студентами в духе демократии, открытости, гласности. Молодежь привлекается к управлению вузом и организации университетской жизни. Коллектив студентов и сотрудников проходит школу участия в создании нового большого дела. Важность приобретенного жизненного и профессио­нального опыта осознается по прошествии времени.

Ценность достигнутых результатов работы

В жизни каждой организации есть несколько главных вопросов, ко­торые активно обсуждаются на протяжении долгих лет. Для университе­та это вопрос: зачем отказались от вывески филиала МГУ в пользу разви­тия в качестве самостоятельного вуза.

Анализ произошедших событий позволяет зафиксировать некото­рые достаточно очевидные и бесспорные моменты. Период работы в статусе филиала МГУ выступил отличным трамплином для интенсив­ного становления университета, роста основных направлений его ра­боты. В его стенах апробирована реализация совершенно новых для российской высшей школы идей. Новый классический университет выступил новатором в создании медицинского факультета, факульте­та культуры и искусства, факультета трансферных специальностей, международных факультетов, Попечительского совета. Динамика раз­вития показала, что в самом начале пути было выбрано единствен­но верное решение. Поскольку создать сильный университет в провинции без опоры на лучшие традиции и передовые технологии Московского государственного университета было бы крайне затруднитель­но, практически невозможно.

По прошествии восьми лет интенсивной работы и поисков соб­ственного пути университет подошел к логическому и закономерному моменту. Проявив зрелость и самостоятельность, он вступил в новый этап своего развития. Произошла не просто смена вывески – органи­зовано совершенно новое образовательное учреждение. Универси­тет приобрел репутацию регионального центра образования, науки, культуры, информационных технологий. Он получил признание и вы­сокие оценки со стороны российской высшей школой и зарубежных партнеров.

Фактически, ни одно значимое событие на территории Ульяновской области в девяностые и нулевые не обходится без активного участия ульяновского университета. Открываются практически безграничные перспективы сотрудничества по линии университет – регион. Яркие общественные инициативы университета добавляют красок культур­ной жизни города и области, а личные заслуги Юрия Полянскова от­мечаются присвоением ему звания «Почетный гражданин Ульяновской области».

Ценность достигнутых результатов познается в сравнении. Об­разование Ульяновского государственного университета было одной из многих задач, поставленных в 1985 году. По случаю подготовки к 125-летней годовщине со дня рождения В.И. Ленина была сформиро­вана масштабная программа союзного значения. В эту программу были включены многие крупные задачи, направленные на внешнее преоб­ражение Родины Ленина, обновление ее экономической, социальной, культурной жизни.

Так случилось, что эта программа была свернута в начале девяностых годов. Новое российское государство переживало кризисные явления. За­ложенное ранее государственное финансирование было прекращено. И многие задачи так и остались на бумаге.

Канули в лету планы по возведению новых зданий Международного молодежного центра, цирка и драматического театра в центральной ча­сти города, примыкающей к берегу реки Свияги. Завершилось, не успев начаться, возведение уникального научно-промышленного комплекса Ульяновский центр микроэлектроники. Из общего числа поставленных в середине восьмидесятых задач удалось решить только несколько.

Жители и гости города могут оценить величие прошедшей эпохи, грандиозность замыслов и мощь об­щегосударственных программ на приме­ре трех завершенных объектов. Каждый из них стал подлинным украшением и визит­ной карточкой города Ульяновска.

Президентский мост через Волгу. Один из самых протяженных в Европе. Возведение завершено в 2009 году, через полтора десятка лет после истечения планового срока. Комплекс монументальных зданий Центрального банка России. Сдан в эксплуатацию в период с 1994 по 1997 год.

И открытие Ульяновского государственного университета. Единствен­ная из задач, выполненная точно в срок, несмотря на самые непростые времена и обстоятельства. А своевременность ее решения подтвержда­ет вышедший в 1995 году Указ Президента РФ о создании в Ульяновске университета на базе филиала МГУ имени М.В. Ломоносова.

Окончание следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, пятая глава, шестая глава, седьмая глава, восьмая глава, девятая глава, десятая глава, одиннадцатая глава, двенадцатая глава, тринадцатая глава.

Главные темы
Мальчик-«бабочка» учится жить и побеждать: Настя и Димка против страшной болезни
Мало гуляет и плохо ест: пожизненно осуждённый Шайдуллов завалил исками тюрьму
Концерт группы «Русский размер» или жаркие танцы : как провести выходные в Ульяновске
Президент Путин выступил с заявлением о ситуации в зоне СВО
Ротации в президиуме ЕР: Мясникова сменили на Шпак