В четвертой главе книги «Стремление опередить время: История становления ульяновского филиала МГУ» Юрий Полянсков, первый ректор, а ныне – президент вуза рассказывает, как обеспечивался московский уровень подготовки в новорожденном ульяновском университете. Напомним, что мемуары, доступные сейчас разве что в библиотеках Ульяновской области, мы с согласия автора публикуем для дальнейшего объединения глав в проекте «Годы и люди».
Формирование административной команды
Решение об организации филиала МГУ принимается 11 февраля 1988 года. Текст Постановления Совмина СССР содержит дату образования нового вуза – тот же самый 1988 год. Организация деятельности – значит запуск учебного процесса, который начинается 1 сентября. На подготовку к первому Дню знаний в новом учреждении отводится всего шесть месяцев.
В первую очередь, руководство МГУ определяется с системой управления в новом вузе, рассматривает варианты обозначения должности главного по филиалу.
Можно определить ее как «директор филиала». Но филиал отсутствует в перечне структурных подразделений МГУ, а должность директора филиала не предусмотрена номенклатурой должностей и не вписывается в органы управления головным вузом. В таком варианте сложно рассчитывать на тесное взаимодействие филиала с московским университетом.
Принимается решение ввести в штатное расписание единицу «директора филиала – проректора по учебной работе МГУ». Снимаются ранее возникшие вопросы, но возникают новые. Согласно Уставу Московского университета, трудовой договор с проректором заключается при согласовании его кандидатуры с Министерством образования СССР.
Юрий Полянсков приглашается на собеседование в министерство. Комиссию интересуют его научная специальность, опыт работы, понимание им процессов создания и развития нового учреждения. Выносится положительное решение о его согласовании на эту руководящую должность. Чиновников подкупает понимание им многих вопросов научно-практической и хозяйственной деятельности вуза, глубокая убежденность в успехе будущего проекта.
Его заместителем в должности проректора филиала МГУ по учебной и научной работе становится Нектарий Гурин. Член ректорской группы, квалифицированный специалист и руководитель, он разделяет ценности нового перспективного дела.
Начинается работа по подготовке первого учебного года. Предстоит реализовать множество задач, время крайне ограничено, отдельные вопросы решаются практически «с колес», а итоговый результат должен соответствовать самым высоким ожиданиям.
Проникаясь сложностью ситуации, руководство Московского университета принимает решение об усилении команды нового ульяновского вуза. Проректором по учебной работе филиала становится родной для МГУ профессор кафедры высшей алгебры Виктор Латышев.
Новому проректору поручается «вживить» лучшие традиции в формируемую систему преподавания. Выступая своеобразным куратором и представителем московской высшей школы, Латышев координирует вопросы подбора кадров, составления учебных планов и программ, оборудования первых дисплейных классов. Он также включается в состав Ученого совета филиала и на первых порах возглавляет механико-математический факультет филиала.
В течение первых месяцев складывается «костяк» управленческой команды. Подбор на ключевые должности основывается на высокой квалификации кандидатов, неравнодушии, жизненном оптимизме, желании интенсивно работать и достигать больших результатов. Для многих это новый, достаточно перспективный поворот в жизни. Начинает формироваться молодой по возрасту и ощущению жизни коллектив без устоявшихся стереотипов.
Людмила Безногова, как заведующая канцелярией, берется за организационное обеспечение деятельности руководства филиала. В отсутствие директора она первой общается с приезжими преподавателями. Приятно удивленные радушным приемом, многие из них выражают готовность к работе в филиале еще до общения с Юрием Полянсковым.
Учитывая разъездной характер работы директора филиала, его помощником и фактически доверенным лицом становится водитель Владимир Шубин.
На должность главного бухгалтера принимается Ирина Балаболина (Ефимова). В 1993 году на этом ответственном посту ее сменит Татьяна Лапшина. Решение вопросов кадрового обеспечения и учета поручается Надежде Тюкавиной. Учебный отдел возглавляет Иван Чмелев, позже – выпускница аспирантуры философского факультета МГУ Нина Дергунова. Хорошо знакомый с системой подготовки научных кадров в МГУ доктор исторических наук Дмитрий Точеный становится первым профессором – штатным преподавателем филиала. Ранее, в 1984 году, он одним из первых представляет главе обкома Геннадию Колбину программные тезисы об условиях развития нового вуза.
В течение первого учебного года в окончательном виде складывается система управления филиалом, основанная на атмосфере доброжелательности, доверия, профессионализма и высокой культуры. Созывается общая конференция работников и обучающихся. Созывается общая конференция работников и обучающихся. Создается объединенная профсоюзная организация сотрудников и студентов. Первым ее председателем избирается Владимир Федулов, специалист в области физической культуры. Учреждается Ученый совет как типовой для вуза выборный представительный орган. Первым ученым секретарем Ученого совета становится Елена Гузенко.
Формирование первых факультетов
Структура филиала в первый год его работы состоит из двух факультетов: механико-математического и экономического. Выбор этих подразделений отражает традиции классического образования МГУ и опирается на оценки готовности ульяновского филиала к началу учебного года.
При наборе педагогических кадров используются все возможные источники. Поиски лучших ведутся на местном и союзном уровне. Нельзя не учесть потенциал ульяновских преподавателей. Местных специалистов может заинтересовать участие в новом, перспективном проекте. Ведущие иногородние ученые смогут рассматривать варианты переезда при условии предоставления им временного или постоянного жилья. Кратковременные заезды работников МГУ можно организовать в порядке их командирования для решения служебных вопросов по основному месту работы.
Ульяновский мехмат комплектуется специалистами самой высокой квалификации, имеющими опыт работы в «вузах высокого рейтинга». Ленинградскую научную школу представляют Иннокентий Семушин, Алексей Смагин и Леонид Штраус. Константин Кумунжиев является выпускником Казанского авиационного института. Александр Андреев и Сергей Мищенко защищают в МГУ свои кандидатские и докторские диссертации.
Для оказания методической помощи за новым факультетом закрепляется признанный специалист в области механики, заместитель декана мехмата и одновременно руководитель Управления академической политики и организации учебного процесса МГУ Виктор Максимов.
Аналогичные принципы подбора применяются и на экономическом факультете. Первым деканом становится профессор из Иркутска Эдуард Дроздовский, трудоустроенный в филиал по направлению МГУ. Школу экономфака и аспирантуры Ленинградского университета прошли Владимир Радченко, Татьяна и Николай Ивановы. Докторскую диссертацию в МГУ защитил Сергей Капканщиков, кандидатскую – Ирина Гурова. Сергей Светуньков переходит в филиал из Ташкентского политехнического института.
Чуть позже штат экономфака становится интернациональным. Специалист из Великобритании Эндрю Уинер начинает преподавать студентам английский язык и страноведение. А в 1995 году факультет «вырастает» до института экономики и бизнеса. В состав нового института включается Ульяновский филиал Самарской государственной экономической академии.
В течение 1988-1989 годов в филиале ведется подготовка к открытию еще двух факультетов: физико-химического и юридического. Самые первые учебные подразделения филиала на глазах оказываются вписанными в современную историю.
Автор фирменного знака филиала МГУ специалист университетской газеты «Вестник» Александр Склизков отражает первые четыре факультета в виде четырех раскрытых учебников над буквой «У», первой в наименовании типа образовательного учреждения и места его нахождения. Несмотря на последующее увеличение числа факультетов, этот логотип не будет меняться до 1996 года, когда филиал преобразуется в самостоятельный университет.
В 1989 году открывается физико-химический факультет. В течение учебного года его название уточняется до физико-технического. Параллельно с первокурсниками ведется прием на третий курс, куда в порядке перевода набираются студенты из Ульяновска, Казани, Перми и Новосибирска. Первыми деканами-организаторами становятся доцент Александр Козулин и профессор Эдуард Шипатов. Команда факультета строится вокруг признанных ученых. Одним из первых работников становится Анатолий Орлов, профессор Белгородского технологического института строительных материалов.
Штатный состав пополняется известными в вузовской среде физиками. Дмитрий Семенцов является выпускником докторантуры МГУ. Владимир Учайкин переводится в филиал из Алтайского госуниверситета, Сергей Булярский из Кишиневского политехнического института, Сергей Моливер из Рижского технического университета. Борис Костишко представляет научную школу МГУ. Обучение в Казанском государственном университете прошел Сергей Червон.
К работе на факультете активно привлекаются и ученые-практики, занятые в производстве.
1990 год. Сворачивается Госпрограмма развития Ульяновского центра микроэлектроники. Предприятие приостанавливает свою деятельность. Сотрудники остаются без работы и заработной платы. В штат филиала принимается один из руководителей научно-производственного комплекса Владимир Стучебников. На физтех приходят член ректорской группы, ранее – заведующий лабораторией предприятия Евгений Калашников, бывшие научные сотрудники центра микроэлектроники Виктор Журавлев и Сергей Миков, на мехмат – докторант Математического института имени Стеклова Александр Бутов.
Из Ульяновского авиационно-промышленного комплекса с должности руководителя конструкторского бюро на физтех переводится Сергей Бакланов.
Факультет становится первым, кто переезжает на новые площади университетского городка на Набережной реки Свияги. В 1992 году отведенные помещения готовы в строительном варианте: не убран мусор и отсутствует чистовая отделка. Преподавателям и студентам приходится совмещать учебный процесс с очисткой и обустройством новых учебных площадей.
За организацию юридического факультета берется выпускник докторантуры МГУ Юрий Кизилов. Первыми сотрудниками становятся преподаватель Всесоюзного юридического заочного института Александр Торянников и инструктор орготдела Саратовского облисполкома и старший преподаватель Саратовского юридического института Виктор Лагушкин. Штат пополняют специалисты в области уголовного права Александр Чучаев, выпускник докторантуры при МГУ Владимир Куликов, руководитель бюро учета трудовых ресурсов Ульяновского автозавода, аспирант Казанского госуниверситета Валерий Романов. Поддержку ульяновским преподавателям от лица «головного вуза» оказывает заместитель декана юридического факультета МГУ Владимир Комиссаров.
Через несколько лет, в 1995 году, юрфак филиала МГУ объединится с ульяновским факультетом Московской государственной юридической академии – ранее ВЮЗИ.
Преподавательский состав филиала не ограничивается его первыми сотрудниками. Ежегодно из МГУ в филиал приглашаются десятки московских специалистов. Они используют «блочный метод» преподавания отдельных лекций и целых курсов. Перспективным направлением кадровой политики становится институт приватных должностей, позволяющий привлечь к учебному процессу высококвалифицированных руководителей и специалистов-практиков.
Одновременно с привлечением сторонних специалистов филиал закладывает собственную систему подготовки кадров.
В год основания филиала создается научная библиотека под руководством Светланы Репковой. На первых порах фонды пополняются экземплярами из старейших университетских библиотек страны. Организуется широкая подписка на отечественные и зарубежные периодические издания. Открываются абонементы учебной, научной и художественной литературы. Библиотека начинает предоставлять пользователям все виды информационного обслуживания. Создается электронный каталог, ведутся работы по подключению ко всемирной информационной сети.
Аспирантура ульяновского филиала МГУ открывается в 1989 году, Первым начальником отдела становится Елена Гузенко. Проводится набор первых семи аспирантов. Через три года, ровно к моменту окончания их обучения, открывается первый совет по защите кандидатских диссертаций по физико-математическим наукам под руководством Сергея Булярского. Позже этот совет преобразуется в докторский. Нектарий Гурин становится первым сотрудником, защитившим диссертацию в стенах филиала. Сергей Светуньков защищает диссертацию в стороннем совете и в возрасте 35 лет становится самым молодым штатным доктором наук.
При подготовке учебно-методических и научных материалов авторы сталкиваются с вопросами места их опубликования. Эти потребности закрывает формируемый под руководством Галины Углевой издательский отдел. Наличие собственной типографии позволяет перейти от изготовления штучных экземпляров, изготовленных на пишущей машинке и размноженных на ротапринте, к массовым тиражам.
Предпринятые усилия по формированию профессорско-преподавательского состава дают свои результаты. Уже в течение первого года работы в филиале трудится около 50 кандидатов и докторов наук. Налаживаются механизмы поиска и привлечения ведущих специалистов на постоянную и временную работу. Формируется своя система подготовки будущих ученых и педагогов. Динамика научно-педагогического потенциала команды филиала переходит в стадию уверенного роста.
Наращивание контингента студентов
Университет рождается с появлением первых абитуриентов и студентов. На входе в первый учебный корпус на улице Льва Толстого размещается «громкая» вывеска: МГУ. Событие более чем значительное даже для Ульяновска, не обделенного вниманием Москвы в преддверии очередной годовщины В.И. Ленина. При этом одной вывески недостаточно для обеспечения качественного набора из числа поступающих.
К организации системной подготовки абитуриентов привлекается член ректорской группы, выпускник матмеха и аспирантуры Ленинградского госуниверситета Александр Жарков. В его задачи входит
выстраивание отношений с учебными заведениями и организаци мероприятий для школьников. При участии Ивана Юренкова начинает формироваться подготовительное отделение по модели МГУ для трудящихся. Обучающиеся в течение года интенсивно готовятся ко вступительным экзаменам, совмещая образование со своей основной работой. Затем они сдают досрочные экзамены, которые приравниваются ко вступительным.
При подготовке к первому учебному году ведутся интенсивные посещения школ, встречи со школьными педагогами, организуется общение с учащимися.
Первый набор в филиал показывает самую высокую заинтересованность школьников и их родителей. Реальный конкурс достигает 8-9 человек на одно бюджетное место. Будущих абитуриентов привлекает статус МГУ, ощущение новизны и неожиданно открывающихся перспектив.
Высокую планку требований к абитуриентам задает приемная комиссия филиала. В годы ее становления бессменным ответственным секретарем становится профессор кафедры физической электроники МГУ Владимир Савинов. Предметную комиссию по русскому языку возглавляет доктор филологических наук, признанный специалист в области теории литературы из Московского госуниверситета Асия Эсалнек.
Первый набор в филиал МГУ отличается от всех последующих. Своих студентов ректорат знает в лицо. Они могут свободно общаться с руководством, высказывать свое мнение по любому вопросу. В стенах университета царит доброжелательная, можно сказать, семейная атмосфера.
День знаний на механико-математическом и экономическом факультетах проводится 1 сентября 1988 года. Студенческий билет под номером один вручается студенту экономического факультета А. Муракову. Ему же на торжественной линейке доверяется поднять над головой символический ключ от дверей филиала с резьбой в виде выступов в форме числа 1988.
Сразу после празднования студенты привлекаются к общественным работам. Часть их направляется в колхоз на уборочные работы. Оставшиеся занимаются подготовкой учебных аудиторий и формирующейся библиотеки, благоустройством прилегающей территории.
Руководство филиала принимает в работу задачи по подготовке «своего» абитуриента. Полученный в школе уровень знаний рассматривается, как необходимая основа последующей успеваемости в вузе. Уже к началу второго набора довузовская подготовка обретает черты стройной системы.
На базе школ № 6 и № 40 открываются профильные специализированные классы. Преподаватели филиала ведут разработку школьных программ и обучение. К этой работе подключаются квалифицированные педагоги и одновременно жены сотрудников: Софья Орлова, Елена Козулина, Галина Шипатова, Роза Гурина, Галина Жаркова, Лариса Радченко и другие.
Работа в спецклассах позволяет заинтересовать и подготовить школьников к поступлению на соответствующие факультеты. В целях отбора лучших из них проводятся университетские олимпиады по отдельным предметам.
По прошествии нескольких лет, в 1992 году, университет в очередной раз обозначает свое центральное место в образовательной системе региона.
В Большом зале Ленинского мемориала проводится первый День открытых дверей ульяновского филиала МГУ. Мероприятие вызывает повышенный интерес. При его проведении задействованы самые современные технологии. Информация об условиях поступления транслируется с мониторов персональных ЭВМ.
В этом же году открывается авторская экспериментальная школа.
К обучению в начальных классах приступают дети работников филиала, сотрудников городских фирм и предприятий. Родителей привлекает индивидуальный подход к каждому ребенку, программы всестороннего творческого развития учащихся. Первым директором школы становится Елена Чирковская, научное руководство обеспечивают Наталья и Юрий Синягины.
Новое учреждение открывается в старинном здании Гимназии № 1, расположенном по улице Советской. Затем переезжает в отдельное кирпичное строение по улице Льва Толстого. Ремонтные работы и поставка учебного оборудования производятся за счет средств Олега Берлянда, известного мецената, основателя компании «Симбирск-Диалог».
Неуклонно расширяется сеть партнерских городских и сельских школ, создается ассоциация спецклассов. Увеличивается число подготовительных курсов. Совместно с техникумами проводятся конкурсы профмастерства. Организуются предметные олимпиады. Ведутся лектории по изучению сложных разделов вступительных экзаменов. К проведению всех довузовских мероприятий активно привлекаются специалисты МГУ.
Особое внимание уделяется набору из сельских школ. Ребята «проигрывают» в знаниях городским абитуриентам. Университет инициирует организацию сельского набора с льготными условиями поступления. Районные администрации заключают с родителями специальные контракты для предоставления в приемную комиссию. Участие в отдельных конкурсах и предоставленные гарантии трудоустройства увеличивают численность и долю поступающих из пригородных территорий.
Несмотря на предпринимаемые усилия, в первые годы работы контингент студентов не превышает нескольких сотен человек. Такая численность не позволяет обеспечить бюджетное финансирование в объемах, достаточных для полноценного жизнеобеспечения и развития.
Команда Полянскова выступает за достижение оптимальной для функционирования вуза «критической массы» студентов. Директор филиала обращается в МГУ с просьбой об увеличении плановых цифр набора в два раза. Московское руководство не принимает это предложение. Отказ мотивирован необходимостью отработки всех вопросов, связанных с организацией и качеством учебного процесса. Возникает угроза недофинансирования, поскольку «лишние» студенты уже набраны под личную ответственность руководства филиала.
Урегулировать сложную ситуацию помогает, как и ранее, министр образования СССР Геннадий Ягодин. Его решение о проведении «дополнительного набора, в порядке исключения» позволяет утвердить повышенные цифры приема и открыть соответствующее им финансирование со стороны МГУ.
Использование неординарных, порой достаточно рискованных решений позволяет добиться желаемого руководством филиала эффекта и нарастить цифры приема в филиал с 200 человек в 1988 году до 855 человек к 1996 году. Свое влияние на рост численности контингента в этот период оказывают и новые учебные подразделения, открываемые вслед за первыми факультетами.
Современное содержание и технологии обучения
Принадлежность к Московскому госуниверситету позволяет рассчитывать изначально на его всемерное содействие в разработке учебных материалов. За основу принимаются устоявшиеся учебные планы и академические программы дисциплин МГУ. Первое время подготовка документации ведется при согласовании с курирующими факультетами МГУ. Неожиданно для всех в процессы планомерной методической работы врываются события общегосударственного масштаба. На глазах меняется идеология. Рушатся базовые государственные институты. Переоценивается содержание образования. Филиал МГУ становится ровесником перестройки, когда все учатся жить и мыслить по-новому.
Студентов посещает неожиданно свалившееся на них чувство свободы. Возникает иллюзия самых широких прав и возможностей. Появляются вопросы о полезности и нужности некоторых, ранее бесспорных общественных дисциплин: истории, социологии, экономики. Неоднозначное отношение выражается в недовольстве процессами преподавания, в отказе отдельных студентов от посещения занятий и требовании заменить их на «более нужные» спецкурсы.
В меняющихся условиях академического образования руководство филиала ищет новые решения. Из числа студентов-«вольнодумцев» создаются специальные группы. Обучение их ведется в отличном от других образовательном формате, с увеличенным числом семинарских занятий.
Параллельно ведется разработка новой системы преподавания общественных наук. Проект предусматривает замену предметов в учебных планах. Марксистско-ленинская философия, научный коммунизм меняются на политологию, историю философии, философию науки. Апробация перехода на новую систему обучения получает поддержку Ученого совета и запускается в порядке эксперимента в отдельных группах.
Активное использование информационных технологий начинает рассматриваться, как средство скорейшей интеграции с мировым образованием и наукой. В год открытия в филиал поставляется первый дисплейный класс на 20 рабочих мест. Оборудование вместе с методическими и программными средствами направляется из фондов МГУ.
Информатизация учебного процесса признается как важное направление развития. Ключевыми задачами становятся автоматизация учебного процесса, обеспечение дистанционного доступа к сетевым ресурсам и условий для широкого использования средств мультимедиа.
Для решения этих задач в структуре филиала создается Научно-исследовательский институт информационных технологий и систем под руководством профессора Алексея Смагина.
Руководство университета завершает работу по созданию системы оценки качества образования.
Единая концепция подготовки специалистов формируется к 1995 году. Утвержденный решением Ученого совета, документ акцентирует деятельность филиала на активном использовании самых современных технических средств и более тесном сотрудничестве с будущими работодателями.
Проявление заботы о выпускниках
Успешное трудоустройство выпускников становится приоритетной задачей с первых дней работы филиала. Актуальность ее возрастает в условиях распада СССР и отмены государственного распределения. Изучается передовой отечественный и зарубежный опыт. Ведутся обсуждения с руководителями предприятий. Пробуются новые формы работы. Закладываются основы системного взаимодействия с работодателями.
Руководство филиала инициирует включение руководителей крупных заводов, фирм, банков в состав Попечительского совета для приобщения их в университетской жизни. Привлечение их специалистов к преподаванию позволяет наладить диалог со студентами на тему их будущей работы. Организуются ярмарки вакансий. Апробируются варианты временного приема на работу студентов в период прохождения ими практики. Формируется ассоциация кадровых служб предприятий-заказчиков, прорабатываются механизмы целевого распределения по заявкам. Сами студенты оказываются вовлеченными в обсуждение вопросов своего трудоустройства задолго до момента получения ими дипломов о высшем образовании.
Одним из первых и самых надежных партнеров филиала на зарождающемся рынке труда становится «Инкомбанк».
Прогрессивные взгляды руководителя сформировались на предшествующих участках работы. Ранее Сергей Марьин трудился на руководящих должностях в ульяновском обкоме ВЛКСМ и городском комитете КПСС. Привлекаемый им к сотрудничеству с филиалом МГУ ведущий специалист Анатолий Блюдин является бывшим первым секретарем обкома комсомола Ульяновской области, успешным кооператором и одновременно кандидатом философских наук, увлеченным практической социологией и политологией.
Каждый выпускник филиала МГУ к окончанию обучения наделяется сопроводительными документами. Рейтинговые данные при изучении учебных курсов и психологический портрет должны помочь работодателю с процессом адаптации молодого специалиста. Университет внимательно следит за началом его трудовой деятельности, при необходимости оказывает юридическую поддержку. Дополнительные формы содействия предусмотрены в рамках формируемого сообщества выпускников.
Начиная с первого выпуска молодых специалистов в 1993 году филиал объединяет мероприятия по прощанию выпускников с университетом, чествованию лучших из них, получению напутствий от alma mater, совместному с работодателями официальному трудоустройству.
Вручение дипломов проходит в торжественной обстановке. Выпускники впервые в современной истории облачаются в университетские мантии по примеру ведущих мировых университетов.
Первым залом чествования вчерашних студентов становится одно из красивейших зданий в городе.
Это старинный Дом-особняк на улице Гимова, перестроенный купцом Шатровым в конце 19-го века по проекту Августа Шодэ. В наше время используется как областной Дворец бракосочетания.
Качество предоставляемого филиалом образования проходит проверку востребованностью выпускников на рынке труда. Результаты социологических опросов среди предприятий показывают наиболее важные для работодателей компетенции.
Результаты исследований подтверждают, что выпускники филиала обладают всем комплексом фундаментальных знаний, владеют одним-двумя иностранными языками, имеют сильную подготовку по информатике.
При содействии главного вуза страны
На всем пути создания и развития филиала ульяновская команда ощущает заинтересованную поддержку руководства МГУ. Достигнутые филиалом успехи, высокий уровень образования являются непосредственной заслугой первого проректора, а с 1992 года – ректора МГУ Виктора Садовничего.
Садовничий изначально не только не отрицает, но активно поддерживает идею создания филиала в Ульяновске в преддверии Ленинского юбилея. Он подключается к решению организационных вопросов при согласовании и назначении директора филиала, морально поддерживает руководителя ректорской группы и его команду. Направляя доверенных лиц в управление учебной частью и приемной комиссией, он задает высокий уровень соответствия нового вуза требованиям главного университета страны. Он оказывает неоценимую помощь в комплектовании штата, командируя в Ульяновск московских преподавателей и помогая с поиском квалифицированных специалистов по всей стране.
Систематическое решение работниками МГУ учебных, научных, методических, довузовских задач филиала происходит при его прямом неравнодушном участии. Садовничий координирует вопросы поставки в филиал новейшей компьютерной и исследовательской техники. Он лично участвует во всех значимых мероприятиях филиала. Что немаловажно, он пытается удержать директора филиала от некоторых рискованных либо опрометчивых, как кажется в текущем моменте, действий.
Ульяновский коллектив высоко ценит вклад Виктора Садовничего в развитие ульяновского филиала. И на протяжении всех лет становления филиала выражает готовность к безусловной ответной признательности. Так, это происходит в 1992 году на первых в современной истории альтернативных выборах ректора МГУ. До избрания допущены четыре кандидата, все они представляют различные отрасли научного знания.
Руководство филиала добивается максимального представительства на этих выборах. Полный состав Ученого совета филиала прибывает в Москву на специально выделенном «Авиастаром» пассажирском самолете. Участие ульяновских делегатов в выборах ректора МГУ становится не лишним, что показывают итоговые результаты при подсчете голосов.
Со временем благодарность московскому университету проявляется и в других формах сотрудничества. Руководство филиала апробирует практику организации новых, нестандартных для МГУ учебных подразделений. После чего успешный ульяновский опыт перенимается и реализуется в структуре главного университета страны.
Продолжение следует. Первая глава, вторая глава, третья глава.