В четырнадцатой главе мемуаров «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ» первый ректор, а ныне – президент Ульяновского государственного университета Юрий Полянсков рассказывает, как происходило взросление молодого российского вуза.
Напомним, что издание, презентованное в конце минувшего года довольно небольшим тиражом, сейчас можно найти в библиотеках региона, а мы с согласия автора еженедельно публикуем главы его книги для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».
Завершение процессов отделения от Московского госуниверситета
В течение первого пятилетнего периода, с 1988 год по 1993 год, команда ректора последовательно готовит филиал МГУ к выходу в самостоятельную жизнь.
За это время удается сформировать квалифицированный профессорско-преподавательский состав, собрать перспективные научные школы, укомплектовать профессиональную административную команду. Организовано масштабное строительство студенческого городка на Набережной реки Свияги. Налажена система использования дополнительных учебных площадей и мест для проживания сотрудников и студентов на условиях аренды у прочих организаций. Учебный процесс обеспечен информационными и техническими средствами обучения, необходимыми объемами учебной и научной литературы, специализированных периодических изданий из своих библиотечных фондов. Сформирована система воспроизводства собственных научных и педагогических кадров. Заложены основы многоступенчатой системы подготовки специалистов. Начата подготовка к открытию программ среднего специального образования и организации своей филиальной сети в крупных населенных пунктах Ульяновской области. Количественный состав студентов уже достиг уровня, превышающего аналогичные значения для филиалов.
Команда ректора держит первоначальную цель из Постановления Совета министров СССР от 11 февраля 1988 года. Организованный в Ульяновске филиал МГУ должен к 1995 году, дате празднования 125-летней годовщины со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина, состояться как самостоятельный государственный университет.
Начиная с самого первого 1988-1989 учебного года, тема грядущего преобразования филиала выносится в публичную плоскость. В областной прессе, на радио и телевидении ведутся дискуссии о судьбе нового ульяновского университета. Итоги работы и перспективы развития заслушиваются на партийных и комсомольских площадках. Данным вопросам посвящаются заседания ректората, Ученого совета и совещания с первыми лицами от государственного образования. Концепции перспективного развития факультетов представляются на рассмотрение и согласование в профильные службы МГУ. Тема подготовки к изменению статуса регулярно выносится на Коллегию Гособразования СССР.
Ректорат стремится обеспечить высокую готовность к работе в условиях самостоятельности. Этой цели подчинена настройка всей системы управления вузом. Ключевые направления работы выделяются в функционал самостоятельных проректорских служб. Формируется независимая от головного университета система подготовки административных и научно-педагогических кадров. Расширяется сеть прямых контактов с федеральными ведомствами, центральными российскими университетами, ведущими зарубежными центрами.
Грядущие перспективы преобразования неоднозначно воспринимаются в трудовом коллективе филиала МГУ. Не все положительно воспринимают завершение эпохи «под крылом» Московского госуниверситета. Звучат многочисленные сомнения и критика данного решения. Многим кажется, что университет станет более уязвимым перед текущими трудностями российской высшей школы. Новое наименование вуза будет восприниматься как сдача ранее заявленных высоких позиций, и всё это может негативно сказаться на привлекательности и жизнеспособности молодого ульяновского университета. Единодушия по данным вопросам нет даже в кругу прямых заместителей Юрия Полянскова.
Наиболее четкую позицию поддержки будущих преобразований демонстрирует Тофик Биктимиров. Он здраво оценивает ситуацию, имея за плечами богатый опыт организации «с нуля» медицинского факультета. Как главный заместитель ректора, он формирует обновленную проректорскую службу, занимается подготовкой программы действий по обеспечению плавного перехода к самостоятельному статусу. Как близкий по духу коллега и соратник ректора, он исполняет обязанности первого лица в периоды его отсутствия.
Финальные приготовления к смене статуса включают прохождение процедур разрешения на ведение деятельности и права выдачи дипломов государственного образца.
В юбилейном для филиала МГУ 1993 году ректорат готовится к получению первой в истории филиала лицензии. Процедура лицензирования является достаточно новой для отечественной высшей школы. Совместно с Государственным комитетом РФ по высшему образованию ведется анализ данных об учебных и лабораторных площадях, штате педагогических и научных работников, материальном оснащении, библиотечных фондах, компьютерном парке, образовательных программах.
Сформированные данные должны показать обеспеченность подготовки заявленного контингента обучающихся. Университет к этому времени нарабатывает механизмы частичного восполнения дефицита в кадрах, площадях, учебной и лабораторной базе. Лицензирование проходит без замечаний. В марте 1994 года филиал МГУ получает лицензию на право ведения образовательной деятельности. Она охватывает сферы среднего, высшего, послевузовского, дополнительного образования.
В этом же 1994 году университет проходит первую государственную аккредитацию. В сравнении с лицензированием это более серьезная, длительная и трудоемкая процедура. Оценка уровня университетской подготовки ведется в ходе самоанализа деятельности вуза и внешней экспертизы. В состав проверочной комиссии включаются ведущие специалисты Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России, привлекаются эксперты из Самарского и Ставропольского государственных университетов.
Показатели деятельности филиала МГУ включают в себя данные о конкурсе при зачислении, распределении студентов по формам обучения и преподавателей по уровням их квалификации, количестве направлений подготовки в аспирантуре и числе специализированных советов по защите диссертаций, объемах поступлений при выполнении научно-исследовательских работ, стоимости учебно-лабораторного оборудования в расчете на одного студента, обеспеченности общежитием иногородних студентов, доле трудоустроенных выпускников.
Анализируется динамика работы филиала МГУ за последние три года. Оцениваются изменения по показателям количества защищенных кандидатских и докторских диссертаций, числу изданных учебных и научных пособий, полученных патентов и лицензий, объемов выделенного на одного студента дисплейного времени, привлеченных внебюджетных средств за подготовку кадров.
Аттестационная экспертиза направлена на оценку качества подготовки специалистов. Контрольные опросы студентов ведутся по циклам естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Полученные данные сравниваются с результатами самообследования и средними значениями по группе российских вузов. Результатом проведения государственной аттестации становится Постановление Государственной инспекции по аттестации, утвержденное решением Коллегии Государственного комитета РФ по высшему образованию.
В работе филиала МГУ отмечены некоторые недоработки. Не все факультеты в достаточной степени укомплектованы кандидатами и докторами наук. Отдельные дисциплины не в полной мере обеспечены учебной литературой. Аудиторный фонд некоторых факультетов пока недостаточен, что связано с ходом строительства университетского комплекса. Затягивается возведение своего общежития и столовой. Обозначив недостатки в работе, комиссия руководствуется комплексной оценкой образовательного процесса в вузе.
Принимается решение об аттестации специальностей с законченным циклом обучения на пятилетний срок.
Полученные в феврале 1995 года документы об успешном прохождении аттестации означают завершение подготовительного цикла. Филиал МГУ в полной мере готов к изменению своего статуса и продолжению деятельности в качестве самостоятельного государственного университета.
Юрий Полянсков обращается в администрацию Ульяновской области. Требуется запустить процесс переоформления статуса университета на федеральном уровне. Для этого областные органы власти должны направить соответствующие предложения в российское Правительство.
Учитывая наступившее в это время охлаждение отношений между первыми лицами области и университета, данный вопрос решается в рабочем порядке, без проведения двусторонних встреч. Ходатайство подписывает заместитель губернатора Александр Павлов. Направленные в Москву предложения основаны на удовлетворении потребности Ульяновской области в многопрофильной подготовке специалистов в учебных заведениях университетского типа.
Государственный комитет РФ по высшему образованию поддерживает поступившую инициативу. Ее реализация укладывается в работу по упорядочению системы высших учебных заведений и их ведомственной принадлежности. Начинается подготовка Указа Президента РФ Бориса Ельцина о создании Ульяновского государственного университета, который выйдет в декабре 1995 года. Университет приобретает статус государственного учреждения высшего профессионального образования федерального подчинения.
В течение 1996 года в стенах университета проводятся финальные мероприятия. Ведется подготовка первой редакции Устава. Она принимается решением конференции трудового коллектива и утверждается Государственным комитетом РФ по высшему образованию. В соответствии с принятым Уставом проводятся первые в истории Ульяновского государственного университета выборы ректора. К выборам могут быть допущены наиболее квалифицированные лица профессорско-преподавательского состава, имеющие ученую степень доктора наук, ученое звание профессора и опыт управленческой деятельности в высшей школе.
В июне 1996 года собирается общая конференция трудового коллектива. Объявляются первые в истории университета выборы ректора. Делегаты от подразделений принимают участие на условиях тайного голосования. В результате достигается единогласное решение об избрании ректором Ульяновского государственного университета Юрия Полянскова. Фигуры, целостное понимание роли которой в создании ульяновского филиала МГУ и дальнейшем становлении университета приходит по прошествии времени.
Фактор личности в развитии университетской истории
Объявленный в 90-е годы плюрализм мнений в полной мере проявляется в оценках руководителя ректорской группы, директора и, позже, ректора филиала МГУ. Современники воспринимают и оценивают Юрия Полянскова по-разному. И иногда эти оценки различаются кардинально. Если для одних он предельно понятен, другие называют его максимально сложным для понимания. Ведутся споры о необходимости принимаемых им решений и непредсказуемости совершаемых им действий. Одни подчеркивают его первостепенные персональные заслуги в достигнутых филиалом МГУ результатах, другие – выдающийся вклад его команды и бесценную поддержку университета, полученную со стороны.
Различия в оценках указывают на многогранность личности ректора. Отдельные элементы этой разносторонности улавливают журналисты областного периодического издания «Народная газета». Они занимаются подготовкой материала о Полянскове в рамках объявленного в 1991 году читательского конкурса «Человек года».
Наблюдаемые со стороны решения и поступки Полянскова отражают всю сложность решаемых им и его командой задач. Необходимо создать «на ровном месте» университет, который можно будет вывести на передовые позиции в российской высшей школе. Надо организовать интенсивное возведение университетского городка и сделать это в условиях, когда все строительные работы вокруг сворачиваются по причине прекращения бюджетного финансирования. Нужно задать самую высокую планку образования и науки в новом ульяновском университете. И обеспечить ее на фоне острой нехватки квалифицированных кадров, учебного оборудования, компьютерных классов, лабораторной базы. Необходимо апробировать прогрессивные формы работы с предприятиями и сделать это в условиях жесткого экономического кризиса в стране и политического прессинга университета со стороны областной власти. Надо всего за несколько лет обеспечить полную «плавучесть» филиала МГУ как самостоятельного российского университета.
Временами демонстрируемый им подход к делу вызывает вопросы у окружающих. Многие из принятых в работу задач кажутся изначально нерешаемыми. Сомнения в успехе задуманного выражают даже ближайшие коллеги. Звучат аккуратные обвинения Полянскова в излишнем авантюризме и неоправданном риске. В ответ на критику он подключает все возможные ресурсы, использует совершенно неожиданные решения, системно занимается достижением искомого результата. Это каждый очередной раз позволяет ему успешно решать задачи, невыполнимые для других.
Некоторые сотрудники филиала МГУ говорят о больших сложностях в своей работе. Далеко не всем удается надолго закрепиться в университетской команде. Череда кадровых перестановок, особенно в первые годы работы ульяновского филиала, является вынужденной мерой. К каждому сотруднику предъявляются повышенные требования.
Спрос за результаты начинается с первых дней работы. Условия на рабочих местах не являются очень комфортными. Ресурсы резко ограничены либо отсутствуют. Результативность на прежних участках работы должна подтверждаться итогами каждодневной работы. А профессиональное отношение к делу должно сочетаться с проявлением образцовой общей культуры, демонстрацией высоких моральных качеств.
Интенсивный режим работы затрудняет сохранение ровных деловых отношений в коллективе. Временами между сотрудниками возникают взаимные претензии в силу отсутствия согласованности действий. Напряженность в отношениях приводит к обострению конфликтов. Перед руководством встает задача сохранения благоприятной атмосферы в коллективе. При этом важно не упустить развитие отношений с первыми лицами предприятий, областных и государственных ведомств, зарубежных центров.
Особое внимание ректор уделяет общению со студентами. Ректорат прислушивается к голосу молодежи при оценке содержания учебных программ, использовании технических средств обучения, организации познавательных и развлекательных мероприятий, настройке взаимодействия с базовыми предприятиями. Поддерживаются инициативы о создании экспериментальных учебных групп, организации студенческого клуба, образовании творческих коллективов. Вопросы студенческого самоуправления регулярно включаются в повестку заседаний ректората и Ученого совета.
Ректорат организует идейно-воспитательную работу со студентами в духе демократии, открытости, гласности. Молодежь привлекается к управлению вузом и организации университетской жизни. Коллектив студентов и сотрудников проходит школу участия в создании нового большого дела. Важность приобретенного жизненного и профессионального опыта осознается по прошествии времени.
Ценность достигнутых результатов работы
В жизни каждой организации есть несколько главных вопросов, которые активно обсуждаются на протяжении долгих лет. Для университета это вопрос: зачем отказались от вывески филиала МГУ в пользу развития в качестве самостоятельного вуза.
Анализ произошедших событий позволяет зафиксировать некоторые достаточно очевидные и бесспорные моменты. Период работы в статусе филиала МГУ выступил отличным трамплином для интенсивного становления университета, роста основных направлений его работы. В его стенах апробирована реализация совершенно новых для российской высшей школы идей. Новый классический университет выступил новатором в создании медицинского факультета, факультета культуры и искусства, факультета трансферных специальностей, международных факультетов, Попечительского совета. Динамика развития показала, что в самом начале пути было выбрано единственно верное решение. Поскольку создать сильный университет в провинции без опоры на лучшие традиции и передовые технологии Московского государственного университета было бы крайне затруднительно, практически невозможно.
По прошествии восьми лет интенсивной работы и поисков собственного пути университет подошел к логическому и закономерному моменту. Проявив зрелость и самостоятельность, он вступил в новый этап своего развития. Произошла не просто смена вывески – организовано совершенно новое образовательное учреждение. Университет приобрел репутацию регионального центра образования, науки, культуры, информационных технологий. Он получил признание и высокие оценки со стороны российской высшей школой и зарубежных партнеров.
Фактически, ни одно значимое событие на территории Ульяновской области в девяностые и нулевые не обходится без активного участия ульяновского университета. Открываются практически безграничные перспективы сотрудничества по линии университет – регион. Яркие общественные инициативы университета добавляют красок культурной жизни города и области, а личные заслуги Юрия Полянскова отмечаются присвоением ему звания «Почетный гражданин Ульяновской области».
Ценность достигнутых результатов познается в сравнении. Образование Ульяновского государственного университета было одной из многих задач, поставленных в 1985 году. По случаю подготовки к 125-летней годовщине со дня рождения В.И. Ленина была сформирована масштабная программа союзного значения. В эту программу были включены многие крупные задачи, направленные на внешнее преображение Родины Ленина, обновление ее экономической, социальной, культурной жизни.
Так случилось, что эта программа была свернута в начале девяностых годов. Новое российское государство переживало кризисные явления. Заложенное ранее государственное финансирование было прекращено. И многие задачи так и остались на бумаге.
Канули в лету планы по возведению новых зданий Международного молодежного центра, цирка и драматического театра в центральной части города, примыкающей к берегу реки Свияги. Завершилось, не успев начаться, возведение уникального научно-промышленного комплекса Ульяновский центр микроэлектроники. Из общего числа поставленных в середине восьмидесятых задач удалось решить только несколько.
Жители и гости города могут оценить величие прошедшей эпохи, грандиозность замыслов и мощь общегосударственных программ на примере трех завершенных объектов. Каждый из них стал подлинным украшением и визитной карточкой города Ульяновска.
Президентский мост через Волгу. Один из самых протяженных в Европе. Возведение завершено в 2009 году, через полтора десятка лет после истечения планового срока. Комплекс монументальных зданий Центрального банка России. Сдан в эксплуатацию в период с 1994 по 1997 год.
И открытие Ульяновского государственного университета. Единственная из задач, выполненная точно в срок, несмотря на самые непростые времена и обстоятельства. А своевременность ее решения подтверждает вышедший в 1995 году Указ Президента РФ о создании в Ульяновске университета на базе филиала МГУ имени М.В. Ломоносова.
Окончание следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, пятая глава, шестая глава, седьмая глава, восьмая глава, девятая глава, десятая глава, одиннадцатая глава, двенадцатая глава, тринадцатая глава.