В тринадцатой главе мемуаров «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ» первый ректор, а ныне – президент Ульяновского государственного университета Юрий Полянсков рассказывает, как формировалась университетская команда.

Напомним, что издание, презентованное в конце минувшего года довольно небольшим тиражом, сейчас можно найти в библиотеках региона, а мы с согласия автора еженедельно публикуем главы его книги для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».

Работа по настройке организационной структуры

Филиал МГУ на момент его создания предусматривает высокую степень зависимости от головного вуза. Первая его организа­ционная структура утверждается ректором Московского государственного университета Анатолием Логуновым в апреле 1988 года. В документе отсутствуют указания на проректорские службы и управления.

Административно-управленческие подразделения включа­ют лишь отделы и хозяйственные службы. В кабинетах МГУ поясняют, что самостоятельные подразделения филиалу не нужны – все вопросы можно решить в Москве.

В самом первом 1988-1989 учебном году у директора филиала всего двое заместителей. Проректор по учебной и научной работе Нектарий Гурин органи­зует решение самого широкого спектра задач. Они связаны с формированием учебных планов и программ, с постановкой учеб­ного процесса на механико-ма­тематическом и экономическом факультетах, с подготовкой к открытию физико-химического и юридического факультетов, с привлечением ученых и препо­давателей, с участием в госпро­граммах и грантовых конкурсах, с организацией работы со студен­тами, с выполнением хоздогово­ров с предприятиями.

Проректору по административно-хозяйственной работе Геннадию Костину вменены в обязанности вопросы подготовки к возведению пер­вой очереди университетского комплекса, аренды помещений для орга­низации учебного и научного процесса, реализации социальной полити­ки, организации работы хозяйственных служб и многие другие.

Объемы поручаемых первым двум проректорам задач являются бо­лее чем значительными. Заседания ректората и Ученого совета завер­шаются множеством поручений, каждое из которых является для них и очень важным, и очень срочным, но качественная проработка этих ре­шений затрудняется чрезмерной нагрузкой, дефицитом времени на их выполнение, острой нехваткой профессиональных кадров, устойчивых к напряженной работе.

Свой второй 1989-1990 учебный год филиал начинает, имея в своей структуре четыре проректорские службы. В решении вопросов об увели­чении штатного расписания помогает, как и ранее, прямая поддержка со стороны председателя Гособразования СССР Геннадия Ягодина и мини­стерства финансов СССР под руководством Бориса Гостева. Происходит разделение учебной и научной части, а также административно-хозяй­ственной работы и капитального строительства.

Работу в должности проректора по научной работе начинает Нек­тарий Гурин, которого в 1992 году сменяет Сергей Булярский. Прорек­тором по учебной работе становится куратор ульяновского филиала от руководства МГУ Виктор Латышев. С 1992 по 1995 год в этой должности трудится Юрий Синягин.

В связи с активной подготовкой к началу строительства на Набереж­ной реки Свияги создается отдел капитального строительства. Он вклю­чается в состав новой проректорской службы, которую возглавляет Лео­нид Пичугин.

Вынужденное увеличение числа проректорских служб происходит в 1991 году. Работа в условиях новой страны после распада СССР требует адаптации к принципиально новой экономической и социальной ситуа­ции. В штатное расписание вводится должность проректора по экономи­ческим вопросам, ее занимает Владимир Чая. Еще одна новая должность обозначается как проректор по социальным вопросам, внешним связям и маркетингу. Новое для российских вузов наименование отсутствует в типовой номенклатуре должностей и не может быть профинансирова­но из государственного бюджета. Расходы на ее содержание относятся к внебюджетным средствам филиала МГУ. Работу в проректорской долж­ности начинает Александр Абдрахманов.

Дальнейшие изменения организационной структуры филиала также продиктованы острой производственной необходимостью.

Ведение масштабных строительных работ на Набережной Свия­ги требует решения множества вопросов, связанных с распоряже­нием земельными участками и определением назначения возво­димых сооружений. Полномочия проректора по экономическим вопросам не охватывают вопросы имущественного блока. Кро­ме этого, эта должность освобождается в связи с переходом Вла­димира Чая на работу в областную администрацию. В 1992 году принимается решение о переименовании данной должности в проректора по экономико-правовой работе. Эту должность поочередно занимают штатные юристы филиала МГУ Олег Белокуров, Владимир Куликов, Вячеслав Тимофеев.

В юбилейном для филиала МГУ 1993 году вводится должность проректора по довузовскому образованию. К этому времени передо­вой опыт университета получает общероссийское признание. В сте­нах филиала МГУ организованы новые формы довузовской подготов­ки, создан факультет образования для школьных педагогов, на базе авторской школы и профильных классов в школах города выстроены первые ступени системы непрерывного образования. Перевод Алек­сандра Жаркова на проректорскую должность означает придание ему дополнительных полномочий в развитии университетского учебного комплекса.

Постепенно схема управления филиалом МГУ обретает черты орга­низационной структуры самостоятельного университета. Выделены и оформлены главные направления работы. Сформирован состав прорек­торских служб по направлениям. Определены главные участники уни­верситетской команды. Заместители ректора наделены полномочиями, позволяющими представлять интересы вуза в органах власти, вузовском профессиональном сообществе, в отношениях с органами власти и зарубежными партнерами.

Последние изменения в административной структуре филиала происходят за год до отделения от Московского государственного уни­верситета.

В связи с длительной стажировкой в университете американского города Сиракьюз должность проректора по учебной работе оставляет Юрий Синягин. Принимается решение о придании данной позиции осо­бого статуса. Новое наименование должности акцентирует внимание на главных задачах ульяновского университета и приоритетах в работе всех проректорских служб. На позицию первого проректора – по учебной работе выдвигается декан-организатор медицинского факультета Тофик Биктимиров.

Одним их первых кадровых решений нового руководителя становит­ся усиление учебной части. Заместитель начальника учебного отдела Ва­лентина Судакова повышается до должности начальника отдела.

Повышение качества учебного процесса требует его активной ин­форматизации, использования разнообразных технических средств обу­чения. Эти направления работы уже отражены в университетской кон­цепции информатизации и развития телекоммуникаций. Новый импульс им придает создание в 1996 году проректорской службы по новым информационным и обучающим технологиям. Новую должность проректора занимает директор-организатор Научно-иссле­довательского института информационных технологий и систем Алексей Смагин.

В этом же 1996 году в организационную структуру вводится долж­ность проректора по рекламе и маркетингу. Ведется подготовка к отделе­нию от МГУ, университету нужно в полной мере рассчитывать на свои силы. Активное продвижение услуг на рынке образования обеспечивает рост внебюджетных поступлений, необходимых для покрытия текущих и перспективных вопросов жизнедеятельности. На новую должность принимается заведующая кафедрой социологии, организатор социоло­гической лаборатории, выросшей до научно-исследовательского центра «Регион» Елена Омельченко.

Передав в новую проректорскую службу задачи, связанные с мар­кетингом и рекламой, структурные подразделения под руководством Александра Абдрахманова концентрируют усилия на вопросах социаль­ного развития и международных связей. По прошествии нескольких лет, в 1999 году, его в этой должности сменяет декан-организатор факультета культуры и искусства Татьяна Никитина.

Интенсивное развитие кадрового потенциала

Одной из наиболее важных и одновременно сложных задач в пери­од становления университета является формирование высококвалифи­цированного научно-педагогического состава. Решению этой задачи не благоприятствует ситуация 90-х годов. Государственное образование фи­нансируется на критически недостаточном уровне. Финансирование по науке из бюджета фактически не выделяется. В условиях нестабильной экономики иссякает такой источник привлечения средств, как выполне­ние хоздоговорной работы с предприятиями.

Новая экономическая ситуация ставит ульяновский филиал МГУ в самое непростое положение в сравнении с другими вузами. Еще не сфор­мированы в готовом виде научные школы и исследовательские лаборатории. Над филиалом довлеют предстоящая аккредитация и тре­бование обеспечить высокую долю науки в общем объеме бюджета. Осо­знание всей сложности ситуации не отменяет амбиций университетской команды на достижение высоких мест в рейтинге российских вузов.

В условиях дефицита государственного финансирования и сложно­стей в хоздоговорной работе с предприятиями университет делает став­ку на гранты. Успешному участию в конкурсах способствует расширение контактов с российскими и зарубежными фондами. Претендовать на финансовую поддержку исследований могут известные ученые либо сильные научные коллективы. Вопрос выстраивания системы подготов­ки научных кадров и создания собственных научных школ приобретает первостепенное значение.

Учитывая особую роль научного-педагогического направления рабо­ты, ректорат принимает решение о разделении должности проректора по учебным и научным вопросам. Изменения в штатное расписание про­водятся на основании ноябрьского приказа 1989 года. Необходимость этого решения подчеркивается следующим.

В Ульяновске организу­ется филиал научно-иссле­довательской части МГУ. Ставится задача обеспе­чить участие филиала МГУ в научно-технической про­грамме Гособразования СССР. Необходимо исполь­зовать открывающиеся перспективы организации научно-исследовательских лабораторий совместно с базовыми предприятиями.

Первый результат достигается в сентябре 1990 года. Выходят доку­менты об организации в филиале МГУ лаборатории информационных процессов и систем в интересах научно-производственного объедине­ния «Марс». Подписи под совместным приказом ставят генеральный ди­ректор Валентин Кидалов и ректор Юрий Полянсков.

Указанная лаборатория создается при университетской кафедре математической кибернетики и информатики под руководством про­фессора Иннокентия Семушина. Работа лаборатории направлена на решение научно-технических проблем предприятия по выделенным темам. Это и улучшение параметров работы алгоритмов в основе ин­формационно-управляющих систем, среди которых первостепенное значение отводится точности, оперативности и надежности. Это и повышение эффективности и качества инженерного труда. Это и ре­ализация программ специализации выпускников по тематике, задан­ной реальными технологическими процессами. Планируется, что сов­местные работы будут вестись в рамках выполнения соответствующих этим темам хоздоговоров. Вводится правило об утверждении в нача­ле года планов работ и отчетов об их выполнении. На три года вперед формируется тематический план. Устанавливаются контрольные циф­ры планируемых к выделению финансовых средств. Контроль за ре­ализацией масштабного совместного проекта возлагается на первых лиц университета и предприятия, их профильных заместителей.

Работа по развитию кадрового потенциала связана с формирова­нием системы воспроизводства своих научно-педагогических кадров. К работе в должности проректора по научной работе привлекается профессор Сергей Булярский.

Обновленная проректорская служба берется за решение мно­гих вопросов, требующих системного решения. В штат университета привлекаются ученые и преподаватели из вузов России и бывших союзных республик. Ведется комплектование составов диссерта­ционных советов, организуется работа по определению их научных направлений и специальностей. При поддержке Главного управления развития научных исследований в высшей школе Госкомвуза РФ ор­ганизуется поставка персональных компьютеров на университетские кафедры. Для восполнения дефицита научно-исследовательского оборудования создаются межкафедральные и общеуниверситетские центры коллективного пользования.

Ведется подбор членов научных коллективов для выполнения востребованных в регионе научно-практических хоздоговорных ра­бот. Эти работы ведутся по самому широкому спектру вопросов. Они охватывают экономику, производство, социальную сферу и кадровую политику на территории Ульяновской области. Собранные для реа­лизации этих задач команды участвуют в становлении научных школ ульяновского филиала МГУ.

Коллективы взрослых исследователей, аспирантов и студентов собираются вокруг известных ученых. Совместная работа позво­ляет заложить фундамент своей системы подготовки научных кад­ров, независимой от головного вуза. Университет активно участвует в российских и международных научных программах «Культурная инициатива», Российский Фонд Фундаментальных Исследований, «Университеты России». Ведется работа по вхождению в научные и инвестиционные программы Государственного комитета РФ по выс­шему образованию и Министерства науки, высшей школы и техни­ческой политики РФ. Члены творческих коллективов участвуют в кон­ференциях, готовят публикации в центральных научных изданиях, входят в состав международных и российских академий, престижных научных сообществ и ассоциаций.

Первые научные школы на механико-математическом факультете формируются вокруг Александра Андреева, Сергея Мищенко, Юрия Полянскова, Александра Бутова. На физико-техническом факультете подготовка научных кадров ведется под руководством Анатолия Ор­лова, Владимира Учайкина, Дмитрия Семенцова, Сергея Булярского, Олега Гадомского. На медицинском факультете ведущие направления исследований связаны с тематикой научных работ Олега Модникова, Алексея Кусельмана, Евгения Климова, Ларисы Трубниковой. Созда­ние научных школ в области гуманитарных наук связано с именами Дмитрия Точеного, Валентина Бажанова, Натальи Шмелевой, Сергея Капканщикова.

Синтез разработок в различных областях научного знания позволяет заложить фундамент для проведения комплексных научно-исследова­тельских работ. Более системный вид приобретает сотрудничество с ба­зовыми предприятиями. Многолетним партнером университета стано­вится организованный в 1988 году научно-производственный комплекс «Технологический центр» из подмосковного города Зеленоград. Сотруд­ничество с ним охватывает консультативную поддержку, получение ре­комендаций, обмен наработками по выполнению исследований в ин­тересах производственного сектора экономики.

По прошествии лет руководи­тель этого центра профессор Алек­сандр Сауров возглавит Институт нанотехнологий микроэлектроники Российской академии наук, а в долж­ности директора Технологического центра его заменит Вячеслав Све­тухин. Как самый первый студент в составе научного коллектива под руководством Сергея Булярского и как лауреат стипендий Президента РФ и Правительства РФ, он к этому времени защитит кандидатскую и докторскую диссертации. В последу­ющем будет выбран членом-кор­респондентом Российской академии наук по отделению нанотехнологий и информационных технологий.

Совершенствование системы управления

Команда ульяновского филиала МГУ формируется в условиях высо­коинтенсивной работы, сжатых временных сроков, большого объема разноплановых задач, многие из которых не имеют готовых решений, а также крайне ограниченных материальных, финансовых, кадровых ресурсов. Фактически отсутствует время на основательную подготовку руководителей к результативной работе в крайне напряженном ритме.

При подборе на управленческие должности ректорат придержива­ется жестких требований к уровню профессионализма, общей культу­ры, деловой устной и письменной речи. Поиски кандидатов ведутся из разных источников.

К работе в филиале МГУ привлекаются хорошо известные по совместной работе руководители с безупречной репутацией. Наиболее яр­ким примером выступает история с приглашением в университетскую команду Александра Абдрахманова. До начала работы в университе­те он является одним из главных руководителей в городском комитете комсомола по делам молодежи. Он хорошо известен вузовскому сооб­ществу масштабными по охвату и яркими по оформлению студенчески­ми мероприятиями. Редкое сочетание творческих и организаторских способностей позволяет ему организовать совершенно новую для отече­ственных вузов проректорскую службу, заложить основы системного сотрудничества с зарубежными партнерами, сформировать целостный и привлекательный образ филиала МГУ как современного российского университета.

В некоторых случаях люди со стороны приглашаются на основании выданных им рекомендаций. Выясняется, что такой метод подбора не всегда является оптимальным. Он не учитывает готовности руководи­телей с богатым производственным и хозяйственным опытом к работе в новой для них стрессовой ситуации. В течение только самого первого 1988-1989 учебного года в филиале трижды сменяются проректоры по административно-хозяйственной работе.

При этом, прием на работу по рекомендации имеет множество по­ложительных примеров в этой же службе. Начальник материально-тех­нического снабжения Константин Лазариди демонстрирует высокую аккуратность в работе с документами, точность в учете складских запасов, внимательность к сотрудникам университета, что позволя­ет руководству рассчитывать на него в качестве испол­няющего обязанности проректора по административно-хозяйствен­ной работе в периоды кадровых перестановок. Безупречный стиль работы в вопросах материально-технического снабжения универси­тета демонстрирует Елена Куприянова, сменившая его в должности начальника отдела. С момента открытия первого учебно-лаборатор­ного корпуса на Набережной Свияги его бессменным комендантом и хорошим примером для других становится Румия Маликова. Богатый опыт работы старшим редактором и продюсером, полученный Рим­мой Вильдановой на ульяновском телевидении, оказывается высоко востребованным на позиции помощника президента Ульяновского го­сударственного университета.

Зейнудин Абдуллаев из ведущего инженера отдела капитального строительства вырастает в начальника этого отдела, позже работает глав­ным инженером университета и становится проректором по администра­тивно-хозяйственной работе. Он сменит в этой должности Сергея Сухих, рекордсмена по продолжительности управления административно-хозяй­ственными и строительными вопросами в университете. Один из их пред­шественников на этой высокой должности Виктор Богданов в кратчайшие сроки превращает территорию разрушенной базы на Набережной Свия­ги в обустроенный университетский гараж. По-армейски строгий порядок организации работы университетского транспорта наводит многолетний заведующий гаражом Евгений Кошелев, его заместители Рафаил Халитов и Сергей Афанасьев.

Войти в высшую административную команду ректора могут свои ра­ботники, которые показывают неравнодушное отношение в общему делу, проявляют инициативу, обозначают интерес и готовность к совместной ра­боте. Одной из центральных площадок, где можно продемонстрировать эти качества, становятся заседания Ученого совета. С 1997 года бессмен­ным секретарем Ученого совета становится Ольга Литвинко.

Заседания Ученого совета превращаются в своеобразную арену, на ко­торой происходят столкновения различных взглядов и мнений. Учитывая общую нестабильность ситуации в высшей школе, планы работ приходится корректировать каждые полгода. Выступления с отчетами о проделанной работе и перспективами развития становятся для выступающих испытанием на управленческую зрелость и стрессоустойчивость. Каждое из принятых на Ученом совете решений, вне зависимости от сложности его выполнения, ста­вится на контроль.

Обсуждение доклада проректора по административно-хозяйственной работе Михаила Осипова в 1991 году завершается его острым выступлени­ем в адрес присутствующих. К этому времени объем вопросов и претензий к этой службе превышает, как кажется, все разумные пределы. Спрос идет за развитие материально-технической базы и результаты финансово-хозяй­ственной деятельности, за обеспечение готовности к проведению вступи­тельных испытаний и подготовки к новому учебному году, за оборудование учебных классов и ремонт технических помещений, за итоги работы комис­сии по развитию производства товаров народного потребления и плат­ных услуг населению, за обеспечение социально-бытовых условий жизни сотрудников и за многие другие вопросы. В ответ на критику проректор призывает уточнить его функционал. Поскольку границы возложенных на административно-хозяйственную часть обязанностей неясны, а вмененное ему по должности обеспечение учебного процесса является достаточно рас­плывчатым понятием, охватывающим абсолютно все вопросы.

Проверенный и самый надежный способ повышения в должности связан с оценкой результатов, достигнутых работником на прежних участках работы. Первые истории успешного выдвижения на прорек­торские должности успешных директоров-организаторов кафедр, цен­тров, факультетов связаны с именами Юрия Синягина, Тофика Бикти­мирова, Алексея Смагина, Елены Омельченко, Татьяны Никитиной.

Ректорат уделяет самое серьезное внимание не только подбору и на­значению, но и подготовке управленческих кадров.

Для обмена передовым опытом налаживаются контакты с ведущими российскими университетами. Организуются стажировки сотрудников филиала в ведущие российские вузы и зарубежные центры. В стенах уни­верситета проводятся профессиональные форумы, специализированные семинары, организационно-деятельностные игры. Одновременно запус­кается система активных кадровых перемещений руководителей в про­странстве организационной структуры филиала.

На первых порах, в условиях острой нехватки готовых руководи­телей под новые направления работы, система должностной ротации выступает вынужденной мерой. Со временем этот метод показывают большую эффективность. Сотрудники получают возможность раскрыть свой потенциал. Определяются области, в которых они реализуют себя по максимуму. Ведутся поиски наиболее оптимальных вариантов, в ко­торых сочетаются высокие результаты работы и комфортные ощущения сотрудников на этих участках работы.

Показательным примером является трудовая биография Нектария Гурина. Как активный член ректорской группы, он одним из первых берется и успешно справляется с самыми сложными направлениями. Траектория его перемещения включает позиции проректора по учебной и научной работе, проректора по науке, декана-организатора факультета переподготовки специалистов и директора института дополнительного образования. Много позже, в 2007 году, он будет переведен на долж­ность первого проректора — проректора по учебной работе. По проше­ствии восьми лет его в этой должности сменит Сергей Бакланов, который к этому времени также успеет пройти многие ступени профессионально­го и должностного развития. Успех на позиции одного из руководителей университета опирается на богатый опыт, полученный в должностях за­местителя декана по учебной работе, директора центра дистанционного обучения и института открытого образования, заместителя проректора, проректора по дистанционному обучению, проректора по качеству и но­вым технологиям образования. Высокая профессиональная активность позволяет Владимиру Вальцеву пройти все ступени управления фа­культетом, ярко проявить себя в профсоюзном движении, общественных инициативах и общероссийских программах, быть удостоенным звания «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».

Сформированные подходы к развитию научного потенциала фили­ала МГУ, подбору и подготовке его административной команды обес­печивают определенную уверенность в будущем. Заложен фундамент устойчивого развития университета на полностью самостоятельных этапах его жизненного пути. Обретенная им зрелость обусловлена, в том числе, личными качествами руководителей филиала МГУ, достиг­нутым сочетанием взвешенных решений, умеренных эмоций и разум­ного риска.

Продолжение следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, пятая глава, шестая глава, седьмая глава, восьмая глава, девятая глава, десятая глава, одиннадцатая глава, двенадцатая глава.