В девятой главе мемуаров «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ» первый ректор, а ныне – президент Ульяновского государственного университета Юрий Полянсков рассказал, с чего начиналось будущее нового вуза.

Напомним, что издание, презентованное в конце минувшего года довольно небольшим тиражом, сейчас можно найти разве что в библиотеках региона, потому с согласия автора мы еженедельно публикуем главы его книги для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».

Осознание новых уровней свободы и ответственности

В октябре 1989 года выходит Примерное временное положение о вузе. К середине 1991 года обозначенные тезисы будут раскрыты во Временном положении о государственном высшем учебном заведении в РСФСР. Но и в первой своей версии документ предусматривает революционные изменения всей системы образования. В определенной степени государство снимает с себя всю полноту ответственности за судьбу отечественной средней и высшей школы, как это было в период расцвета СССР.

Новые веяния в образовании рассматриваются и обсуждаются на ректорате. Предоставленная вузам самостоятельность серьезно осложняет их работу. Одновременно она содержит в себе некоторые пока не совсем ясные возможности. Очевидно, что требуется пересмотр Устава ульяновского филиала. Но взять за основу Устав МГУ не получится, поскольку он также не учитывает изменившуюся ситуацию и подлежит переработке. Новые веяния должны быть обсуждены в трудовом и студенческом коллективах. Принимается решение о создании комиссии для выработки взвешенных решений по организации работы в новых условиях. Ставится задача не просто пересмотреть Устав и привести его в соответствие с законодательством. Положения Устава должны стать концептуальной программой развития университета на ближайшее будущее.

Позицию государства в отношении сферы образования на расширенном заседании Ученого совета филиала МГУ озвучивает первый заместитель председателя Госкомитета по образованию СССР Феликс Перегудов. Он подчеркивает первичность образования и необходимость его реформирования. В новом понимании приобретаемые знания – это используемый человеком капитал. К сожалению, и среди образованных людей все еще наблюдается профессиональная некомпетентность и функциональная безграмотность. Вузам необходимо учитывать общую ситуацию в стране и учиться жить по средствам.

Высшее образование в части фундаментальной подготовки должно финансировать государство, а за подготовку специалиста должен доплачивать рынок. Учебный процесс должен «вариться» в научно-исследовательской среде, которая позволяет привлечь дополнительные средства.

Учебное заведение, со слов высокого московского руководителя, получает полную форму самостоятельности в своей деятельности. В свою очередь, Гособразование должно поддержать его работу нормативными и законодательными актами.

Главные задачи государственных органов существенно меняются. В нынешних условиях Госкомитет несет ответственность за регулярную оценку состояния образования в стране, за обеспечение государственного стандарта образования, за координацию крупных национальных программ и внешней деятельности.

С момента образования филиала МГУ в 1988 году его команда вынуждена заниматься поиском путей развития. Как и прочие организации, университет стоит перед необходимостью выживания и сохранения себя в самых непростых экономических условиях. К обсуждению вопросов настоящего и будущего нового ульяновского вуза активно привлекается широкая общественность. Это отражает объявленные на государственном уровне курсы на демократизацию, гласность, перестройку. В «Ульяновской правде» публикуется анкета для заполнения «Каким быть университету?». В школах города проводится конкурс сочинений на тему «Ульяновский университет: каким я его вижу». Вопросам развития университета посвящаются специализированные передачи на областном телевидении с элементами подключения прямой связи. Полученные отзывы и материалы используются при подготовке совместных совещаний с участием руководителей Госкомитета по образованию, МГУ и Ульяновского обкома партии. На местном уровне их предваряют обсуждения в стенах самого университета, на партийных и комсомольских площадках.

Ректорат инициирует посещение филиала руководителями самого высокого уровня. В течение 1988-1990 годов первые лица от образования наносят пять деловых визитов в Ульяновск. Университет посещают руководитель Госкомитета по образованию СССР Геннадий Ягодин, его первый заместитель Феликс Перегудов, начальник Главного управления высшими учебными заведениями Дмитрий Рыжонков.

Повышенный интерес первых лиц к филиалу имеет четкое объяснение. Договоренности о превращении его в ведущий российский вуз достигнуты на стадии его образования. В свою очередь, и сам молодой университет старается идти в ногу со временем, выдвигает и апробирует новые формы работы, интересные для обобщения в масштабе всей страны. В его стенах запускается эксперимент по изменению методики преподавания общественных дисциплин, организуются отвечающие времени хозрасчетные отделения на факультетах, интенсивно развивается система довузовской подготовки, инициируется создание университетского академического центра.

Рассмотрение перспектив ульяновского университета на самом высоком уровне имеет ощутимые экономические эффекты. По результатам обсуждения данных вопросов принимаются решения, готовятся министерские приказы, выделяется финансовая помощь вузу со стороны государственного бюджета на решение наиболее острых вопросов его становления и будущего развития. Ректорат филиала МГУ сознательно инициирует ситуации оценки своей работы. Принятие Гособразованием каждого очередного решения в отношении филиала МГУ означает переход его на новый, более высокий уровень становления. Задачи университета в новых экономических условиях регулярно рассматриваются на заседаниях ректората и Ученого совета.

Повышенный интерес участников вызывает сам перечень вопросов, включаемых в повестку. Озвучиваются мнения о том, что планы заседаний перегружены. Среди необязательных вопросов обозначаются работа административно-хозяйственных структур, деятельность молодежных организаций, развитие физкультурной и культурно-массовой работы. Но новая государственная политика трактует деятельность Ученого совета не столько как решение традиционных вопросов, связанных с образовательной подготовкой, сколько как осуществление общего руководства деятельностью вуза. В этом смысле обсуждение этих и некоторых других вопросов принимает особое значение для университета на стадии его становления.

Меняющиеся условия предъявляют новые требования к формированию организационной структуры университета и стилю работы руководителей служб. Руководство филиалом осуществляет директор, который имеет заместителей по основным направлениям деятельности. В отличие от него, имеющего совмещенный статус проректора МГУ, обозначения их должностей и полномочий недостаточны для решения вопросов в московских коридорах власти, а действующая номенклатура должностей не предусматривает другого их обозначения, кроме как заместителей директора филиала. Решение этой проблемы находится на высшем государственном уровне. В штатном расписании филиала должности заместителей директора филиала указываются как проректорские, а с июля 1990 года должность Юрия Полянскова обозначается как ректор филиала. И реализуются эти решения благодаря личному участию в этих вопросах министра финансов СССР Бориса Гостева.

На заседаниях Ученого совета и ректората ведутся активные обсуждения при подведении итогов работы и определении перспектив развития факультетов и служб филиала. Отчеты о работе нередко заканчиваются критическими высказываниями в адрес руководителей со стороны их коллег. Звучит критика по поводу низкой деловой активности, невысоких темпов работы, нерасторопности в наведении порядка, нечеткого понимания своих обязанностей, формализма в работе. Недостаток управленческой культуры проявляется в обозначении задач, подготовке постановляющих и распорядительных документов.

Приобщение членов коллектива к новым формам хозяйствования требует переосмысления старых форм работы. Если госбюджет не в полной мере гарантирует обеспечение и комплектование, то требовать этого от руководства университета также не следует. Должно быть изменено сложившееся ранее отношение, когда средства есть в достаточных объемах и все принимают участие в их распределении и расходовании. Не следует жаловаться на временные трудности с комплектованием самым современным оборудованием, с отсутствием доступа к вычислительной технике, с обеспеченностью актуальной учебной литературой. Надо ставить вопросы о том, где и как найти недостающие средства. Проректоры, деканы факультетов, заведующие кафедрами должны постоянно контактировать с предприятиями и организациями, выполнять хоздоговоры, привлекать дополнительные средства на развитие материальной базы.

В начале 1990 года собирается Коллегия Гособразования СССР, которая отмечает недостаточную работу вузов по расширению оплачиваемых населением услуг. Принимается решение усилить данное направление в высших учебных заведениях. На этот момент в филиале такая работа ведется в части подготовительных курсов для поступающих. Потенциал реализации хозрасчетной деятельности видится в предложении платных услуг со стороны созданного отдела технических средств обучения и информационно-вычислительного центра.

Приказом по филиалу создается комиссия по комплексному планированию производства товаров народного потребления и развитию услуг населению. Комиссионно анализируются предложения структурных подразделений, определяется стоимость оказываемых услуг, формируется общий план работы, а первым опытом становятся курсы повышения квалификации по информатике для сотрудников областного УВД. Занятия проводятся в дисплейном классе филиала, рабочие места оборудованы самыми современными электронно-вычислительными машинами типа «Мазовия». Решение вопросов их рациональной эксплуатации в интересах учебного процесса и сторонних организаций отводится созданному в начале 1989 года Совету по вычислительной технике.

Обозначенный на высшем государственном уровне курс на обновление во всех сферах требует переоценки внутренней основы профессионального образования. В новом понимании оно должно быть избавлено от политики, при этом строиться на идеологических основах. Одна из подготовленных филиалом МГУ для рассмотрения на Коллегии Гособразования справок содержит следующие указания. В результате огромных потерь в гуманитарной культуре нашего общества стала очевидной первоочередность задач формирования личности и лишь затем – профессиональных качеств специалиста. Такое понимание, исторически оправдавшееся в мировой системе народного образования, для нас долгое время оставалось только фразой. Это привело к другим потерям, в том числе материальным.

В филиале регулярно обсуждаются вопросы идейно-воспитательной работы со студентами. Это направление признается одним из главных в деятельности учебных подразделений. Главными помощниками ректората в организации работы с молодежью становятся секретарь комитета комсомола Ольга Кобелева и директор студенческого клуба Ольга Быстрова.

Студентам первого набора в филиал МГУ осенью 1988 года вручается памятка с напутствиями. Ректорат, партбюро и профком ожидают от своих первых студентов неуемного стремления к познанию наук, начинаний и традиций, творческого поиска и добрых дел. За группами студентов закрепляются кураторы из числа ведущих преподавателей. На ректорат выносятся задачи по развитию студенческого самоуправления, созданию молодежных организаций, уточнению статуса и форм работы студенческих советов. Изучается лучший опыт ульяновских вузов и предприятий.

Развитие неполитического молодежного движения более чем актуально, поскольку уже сейчас наблюдается рост числа студентов, отказывающихся от вступления в комсомол. Вопросы формирования у студентов активной общественной позиции находят отражение на страницах «Вестника», различных стенгазет и стендов.

В просветительских целях в учебные планы вводится новая дисциплина – История мировой культуры. Ее преподает заведующая одноименной кафедрой, специалист в области культурологии Раиса Дроздовская. Новые возможности культурного просвещения предоставляет использование учебной видеотехники. Доцент гуманитарного факультета Елена Омельченко организует студенческий киноклуб «Сinema». Она использует показ зарубежных фильмов и рекламных роликов для обсуждения процессов восприятия и воздействия творческого подхода в работе. Комитет комсомола и кафедра марксизма-ленинизма организуют для студентов коллективные посещения и обсуждения спектаклей Ульяновского драмтеатра «Ричард II» и «Дальше, дальше, дальше…»

В русле интернационального воспитания ведется преподавание иностранных языков. Эти программы охватывают и штатных работников филиала. Их нужно подготовить к работе с международными партнерами. Обучение сотрудников деловому и разговорному английскому ведет выпускница аспирантуры Ленинградского госуниверситета Ирина Мацукова. Кружок английского языка посещают организатор кафедры психологии и социологии Юрий Синягин, доцент экономфака, а в будущем – декан Российско-Американского колледжа Ирина Гурова, доцент гуманитарного факультета Наталья Синягина.

В учебные планы на всех факультетах вводится курс основ социальной психологии. Тренинги для студентов направлены на выработку и совершенствование навыков социального и профессионального общения.

Университетская молодежь имеет своих представителей в составе Ученого совета. Делегаты принимают непосредственное участие в обсуждении текущих и перспективных вопросов развития вуза. В течение первого года работы в филиале уже поддержан ряд студенческих инициатив. Создана группа общественного порядка для дежурства на праздничных вечерах. Организуется проведение дискотек. Образован ансамбль для выступления на университетских мероприятиях.

При всем этом студенты признаются в отсутствии у них реальных рычагов власти. Студенческий актив обозначает необходимость резкого увеличения своего присутствия на Ученом совете. При том, что действующий порядок предусматривает формирование его состава на четверть из представителей студенчества. Ими предлагается изменить работу комиссии по распределению стипендий и комплектовать ее только из студентов. Выдвигается также идея наделить представителей студенчества правом «вето» на отдельные решения Ученого совета.

Временами студенчество проявляет повышенную активность и пытается взять рычаги власти в свои руки. Так, это происходит в феврале 1989 года, когда студенты направляют коллективное заявление в адрес директора филиала с требованием об отмене обязательного обучения по курсу «История КПСС». Авторы обращения указывают на потерю актуальности данного предмета, на пустую трату времени при его изучении. Рассмотрение данного вопроса на Ученом совете запускает процессы переоценки форм и содержания преподавания.

Вводится практика проведения регулярных методологических семинаров для педагогов по проблемам общественных и гуманитарных наук. Обсуждаются современные формы преподавания и механизмы их внедрения. Для педагогического коллектива, студентов и аспирантов проводится организационно-деятельностная игра. Участие в ней направлено на осознание своих внутренних резервов, интенсификацию мышления и успешное самоопределение. Обновленная научно-педагогическая работа проявляется в переименовании ранее политизированных кафедр. Кафедра марксизма-ленинизма под руководством Дмитрия Точеного становится кафедрой истории Отечества. Кафедра политической экономии переименовывается в кафедру экономической теории. Ее заведующий Владимир Радченко указывает на излишне высокую долю догматизма, идеологизации и научной неграмотности в текущем состоянии экономического знания. В то время, как современные специалисты в процессе своей подготовки должны обрести самые широкие кругозоры экономического мышления.

Новая российская реальность требует особого внимания к мерам социальной поддержки работников и студентов университета. Руководство университета ищет все возможные варианты сохранения трудового и студенческого коллективов. Сориентироваться в условиях новой экономики помогают консультации квалифицированных банковских работников. Директор филиала в Димитровграде, а в будущем – многолетний президент «Автовазбанка» Вера Прокопенко по-товарищески советует сотрудникам университета не медлить и воспользоваться кредитами. Это выгодно, поскольку использовать заемные средства можно уже сейчас, а отдавать их придется сильно «подешевевшими» в условиях инфляции деньгами.

Вопросы социальной защиты регулярно обсуждаются на площадках коллегиальных органов управления филиалом. В октябре 1991 года Ученый совет рассматривает вопрос «О мерах социальной защиты сотрудников и студентов филиала МГУ». Данный вопрос выносится в момент пика гиперинфляции и резкого ухудшения экономической ситуации в стране.

Принимается решение об образовании в структуре филиала новой проректорской службы, которая займется вопросами социальной работы. Среди отечественных вузов такого проректора пока еще нигде нет. Готовятся предложения о медицинском обслуживании, обеспечении жильем, дифференцированном использовании премиального фонда по итогам работы за год. При очевидной своевременности данного вопроса не все работники университета единодушны в понимании социальной поддержки и форм ее реализации.

И все же основной формой социальной поддержки работников и студентов филиала признается предоставление им условий для получения профессиональных знаний и навыков, востребованных на рынке.

Перенастройка системы привлечения и подготовки кадров

Документальная информация о работе филиала МГУ фиксируется и накапливается с момента его образования в 1988 году. Этому способствует работа постоянно действующей экспертной комиссии по созданию и улучшению делопроизводственной и архивной служб. В состав комиссии включаются, в том числе, проректор по учебной и научной работе Нектарий Гурин и заведующий кабинетом марксизма-ленинизма Валерий Романов.

Членам комиссии поручаются изучение номенклатуры дел в МГУ, разработка собственных перечней документации, согласование их с архивным отделом Ульяновского облисполкома. Данное решение принимается до начала первого 1988-1989 учебного года, что подчеркивает понимание руководством филиала особой важности данного участка работы. Позже университетский архив выделится в отдельное подразделение филиала под руководством Нафисы Назмутдиновой.

Информация о первых достижениях, первоочередных задачах и перспективах развития филиала регулярно рассматривается на Коллегии Гособразования СССР, обсуждается на партийных и комсомольских площадках города и области. Типовой раздел этих материалов обозначается как «Формирование активно действующего коллектива».

Принадлежность к университетской команде означает высокую информированность, заинтересованность в достижении поставленной цели, демократичность взаимоотношений, участие в налаживании обратной связи.

Сотрудники принимают регулярное участие в социологических опросах, психолого-педагогических семинарах, встречах-диспутах и круглых столах, активно используют информационные системы. Этому способствует установка в 1994 году федерального узла связи RuNet. При содействии одного из руководителей Госкомитета РФ по высшему образованию Александра Тихонова филиал МГУ становится первым на территории Ульяновской области оператором связи в рамках международной глобальной сети.

Высокий профессионализм преподавательского состава обеспечивается системой подготовки кадров путем стажировок в ведущих вузах страны и зарубежья, ротации кадров, приобщения к опыту ветеранов, поощрения победителей рейтингов популярности по результатам проведения социологических опросов. Открываются широкие возможности подготовки в аспирантуре и докторантуре МГУ и других ведущих российских университетов. Персональные достижения и поощрения указываются на страницах справочника «Кто есть кто: Ученые ульяновского филиала МГУ», издаваемого под редакцией проректора по науке Сергея Булярского.

Обозначенная планка работника университета является достаточно высокой. Для ее достижения требуются организовать системную работу. Готовится программа повышения квалификации преподавательского состава на пятилетний период, но эта программа обеспечит эффекты в будущем, а комплектовать учебный процесс надо сейчас. Серьезная проблема кроется в сложившемся механизме выделения филиалу штатной численности.

В течение каждого учебного года в адрес Гособразования и МГУ направляются предложения об опережающем выделении штатов с обоснованием данных мер, но решение об увеличении численности принимается ими один раз в год в августе. В очередной раз решение находится благодаря поддержке первого заместителя председателя Госкомитета РФ по высшему образованию Александра Тихонова. Тесную работу и уровень отношений с ним характеризует его фраза, когда около своего кабинета он сталкивается с Юрием Полянсковым и Александром Павловым, заместителем Губернатора Ульяновской области: «Опять приехали! Я жену свою стал реже видеть, чем вас!»

По инициативе и при поддержке Александра Тихонова в 1995 году на базе филиала МГУ создается Средневолжский научный центр. Первое время руководство осуществляет Юрий Полянсков, позже директором становится его помощник по экономическим вопросам Игорь Егоров. Это одна из передовых научных площадок, которых на территории страны всего семь. Выделенные на обеспечение деятельности ставки позволяют уменьшить разрывы между интенсивно растущим контингентом студентов и отстающей динамикой численности сотрудников филиала.

Престиж работы в филиале МГУ поддерживается формированием рейтингов учебных подразделений и работников. Кафедра социологии и социологическая лаборатории под руководством Елены Омельченко регулярно проводят социологические исследования в стенах университета и за его пределами. Высокое качество этой работы подтверждается реакцией на нее со стороны местной власти. По заказу Областного совета народных депутатов в 1992 году изучается уровень наркотизации в молодежной среде. Данные проведенных опросов показывают, что эта проблема является намного более острой, чем указано в официальных источниках. Областная власть ставит полученные данные под сомнение, но по прошествии некоторого времени, вынуждена согласиться с их достоверностью.

Социологические опросы среди сотрудников и студентов филиала позволяют наладить оперативную обратную связь и определить, что нужно изменить в работе. Вполне закономерно, что высшие баллы по деловой активности получают подразделения с самой широкой сетью контактов. Это научная библиотека под управлением Светланы Репковой и кафедра высшей математики и информатики под руководством Александра Жаркова. Он также входит в списки победителей индивидуальных рейтингов по параметрам деловых качеств, межличностной привлекательности и степени отзывчивости. По каждому из руководителей филиала составляется личностный профиль. Анализ данных дает возможность выявить резервы собственного развития и области улучшения системы управления в филиале.

Особое внимание ректорат филиала МГУ уделяет вопросам перестройки системы подготовки специалистов в условиях перехода к рынку. Обозначается ценность взаимосвязей профессионального образования с наукой. Выполнение хоздоговорных работ позволит приблизить подготовку специалиста к реальным задачам производства и привлечь дополнительные средства в кассу университета. Удельный вес науки рассматривается как критерий при аккредитации вуза, а привлечение к научной работе студентов направлено на эффекты в области содержания их образования. Как подчеркивает на одном из совместных совещаний главный инженер ульяновского предприятия «Марс» Владимир Тодуров, возможно, студент ничего и не сделает, но он поймет суть вопроса, найдет свое место в науке, и мы увидим, на что он способен.

Заинтересованное участие ульяновских предприятий позволяет преодолеть стереотипы о том, что выпускники университета проходят практику только в научных учреждениях, в «чистых» лабораториях, на академических кафедрах.

Результаты обсуждений на Ученых советах и ректоратах позволяют по-новому взглянуть на инженерную профессию. В этом помогают примеры успешного сотрудничества Казанского университета с ульяновскими заводами «Комета» и «Искра». Приводятся аргументы в пользу повышения авторитета университета и выпускников на местных предприятиях.

Возможности налаживания сотрудничества с ульяновским филиалом МГУ привлекают работодателей. Их интересы представляют люди неординарные, высокообразованные, инициативные, имеющие прогрессивные взгляды на новые формы хозяйствования. В научно-производственном секторе складываются добрые отношения с гендиректором Научно-производственного объединения «Марс» Валентином Кидаловым, генеральным директором Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков Михаилом Федотовым, руководителями Ульяновского авиационного промышленного комплекса Михаилом Пильником и Виктором Михайловым, заместителем директора Научно-исследовательского института полупроводниковых интегральных датчиков Владимиром Стучебниковым. Неформальный обмен мнениями после совместных совещаний повышает уровень взаимного доверия между главными производственниками и руководителями филиала МГУ.

Единомышленниками ульяновского университета в понимании складывающейся ситуации и определении наилучших вариантов работы по-новому становятся руководитель Ульяновского отделения Госбанка СССР Виктор Давыдов, бывшие руководители обкома ВЛКСМ и горкома партии, организаторы «Инкомбанка» и первые работодатели для выпускников филиала Сергей Марьин и Анатолий Блюдин, председатели городского Совета народных депутатов Николай Повтарев и Георгий Ступников, руководитель акционерного общества «Ульяновскнефтеотдача» Григорий Мясников, председатель комитета по управлению собственностью Ульяновского авиакомплекса Александр Поляков, организатор и руководитель первой в России негосударственной грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» Алексей Исайкин.

Выполнение заказов предприятий на специалистов связан с адресными изменениями в их подготовке. Факультетам поручается подготовить проекты квалификационных характеристик на своих выпускников, рассмотреть их на научно-методических советах, согласовать их с базовыми предприятиями, представить к утверждению Ученым советом филиала. Задача ставится так: данная характеристика должна быть понятна руководителю предприятия, главному инженеру, специалисту отдела кадров. Посмотрев на нее, они должны понять содержание подготовки и уровень выпускаемых филиалом специалистов.

Одновременно и сами предприятия должны заказывать параметры будущего специалиста, следить за его подготовкой, постоянно в ней участвовать. Это обязательство включается в состав проекта положения о сотрудничестве, которое осенью 1989 года обсуждается на совещании с предприятиями. Каждому базовому предприятию предлагается разработать паспорт на специалиста и включить в него все условия, которые оно посчитает наиболее важными.

Ознакомление с опытом МГУ показывает, что паспортизация специалистов является делом очень непростым. Стандарт специалиста должен быть гибким, меняющимся. При этом самому предприятию бывает сложно понять, каким оно должно быть, а университету сложно определиться и оперативно отреагировать на меняющиеся потребности предприятия. Как подчеркивает профессор МГУ Евгений Городецкий на Ученом совете филиала, проблема определения профиля, то есть кого мы готовим и как мы готовим, все еще имеет самую высокую актуальность для центральных вузов с многолетней историей.

Ульяновский центр микроэлектроники разделяет драматическую судьбу не завершенных в период СССР масштабных проектов союзного значения. В условиях распада страны, прекращения государственного финансирования и возникшего ощущения полной свободы и безответственности его имущество растаскивается в разные стороны. Гражданская позиция некоторых из его бывших руководителей позволяет сохранить отдельные производства, продолжать поставлять продукцию на внутренний и внешний рынки. Надежными партнерами филиала МГУ становятся руководители нового типа, сохранившие в себе чувство профессионального долга и социальной ответственности. В этом смысле хороший пример подают Владимир Стучебников и Олег Берлянд.

Местные предприятия заявляют интерес к привлечению на работу не всех, но самых подготовленных выпускников. Различия между ними по академической успеваемости не всегда информативны для работодателей. В экспериментальном режиме на физтехе запускается рейтинговая система аттестации. Рейтинг дополняет обычную систему оценок, но не заменяет ее. Как показатель уровня профессиональной подготовки, он полезен при направлении студентов на практику, при поступлении в аспирантуру, при распределении на работу.

Результаты проведенного в течение года эксперимента содержат в себе вопросы, требующие проработки. Живой интерес к участию в эксперименте проявляет только треть студентов, ими движет чисто спортивный интерес. Повысить мотивацию может опубликование рейтингов на факультете, оформление их в виде вкладыша к диплому, поощрение наиболее успешных призами. Преподавателям, работающим по рейтинговой системе, приходится больше работать, а фонды их стимулирования ограничены. Ученый совет принимает решение о продолжении этой работы на более профессиональном уровне и распространении эксперимента на другие факультеты. При обсуждении данных задач акцентируются важные содержательные и методические моменты.

Коллектив филиала пытается настроить системную работу по формированию личности будущего специалиста. При согласовании с обкомом КПСС в мае 1990 создается пресс-центр как структурное подразделение филиала. Ему отводятся задачи по обеспечению информационной связи с издательскими организациями, пропаганде работы университета по профориентации, обмену опытом в части учебной, научной и студенческой жизни в регионе, формированию общественного мнения.

На первых порах в состав пресс-центра включаются газета «Вестник», студия учебного телевидения, отдел технических средств обучения.

Ставятся задачи «расшевелить» студентов, включить их в активную общественную жизнь. Отдельные из них уже привлекаются к подготовке актуальных репортажей, изготовлению рекламных фильмов, освещению Первого сентября, Дней молодежи, Конкурсов красоты и Выпускного дня, ведению передач на ульяновском телевидении.

Но еще не все вопросы решены. Надо определиться с критериями качества печатных публикаций и телевизионных передач. Требуется «освежить» стиль подачи материалов. Без организации студенческих групп корреспондентов сложно рассчитывать на интересную публицистическую работу. Нужно записать рекламный фильм о филиале МГУ, лекции по физике и математике, выехать с видеомагнитофоном в сельские школы.

Но главное направление работы объединенного пресс-центра под руководством Валентины Поповой связано с использованием новых технологий обучения. Учебные аудитории радиофицируются и оборудуются видеокамерами. Во время большой перемены с 11 до 12 часов в рекреациях ведутся трансляции информационно-познавательных передач. По заявкам от кафедр организуется изготовление учебных и учебно-методических фильмов, рекламных роликов. Записываются лекции именитых профессоров МГУ. Преподавателям для проведения занятий выделяются киноустановки, диапроекторы, кодоскопы. Формируется комплексный план развития и использования технических средств в учебном процессе.

Озабоченность ректората вызывают отдельные факты скептического отношения преподавателей, их невысокой активности в использовании новых средств аудиовизуального обучения. Принимаются решения о подготовке для них курса лекций и проведении занятий по основам учебного телевидения. Решение данных задач поручается режиссеру лаборатории учебного телевидения, а в будущем – заведующему кафедрой журналистики филиала МГУ, доктору филологических наук Олегу Самарцеву.

В разработке учебных планов, формировании содержания дисциплин, постановке новых учебных курсов ректорат ульяновского филиала получает существенную помощь и заинтересованную поддержку Управления академической политики и организации учебного процесса МГУ под руководством Виктора Максимова.

Определенное напряжение в преподавательской среде возникает в отношении процессов гуманитаризации образования. Ученый совет филиала принимает решение о доведении доли гуманитарных курсов до четверти от общего объема изучаемых дисциплин. В первое время не все педагогические работники воспринимают необходимость и важность этих изменений.

Гуманитаризация учебных планов приводит к уточнению квалификационных характеристик будущих специалистов. Модель выпускника дополняется сведениями о ясном представлении им целей и задач развития общества, наличии широкой эрудиции и владении общей культурой, наличии активной жизненной позиции, демонстрации высокой нравственности и социальной ответственности в своей профессиональной деятельности.

Определение дальнейших путей развития

Заявленные на высшем государственном уровне новые курсы развития не отменяют Постановления Совмина СССР от 11 февраля 1988 года. Этим решением были предусмотрены организация в Ульяновске филиала МГУ и последующее преобразование его в самостоятельный государственный университет. Вопросы планирования работы на среднесрочную и долгосрочную перспективу стоят в повестке ректората филиала МГУ с первого года его работы.

Осознание важности скорейшего самоопределения приходит с первым опытом совместной работы с факультетами и службами головного вуза. Общее мнение МГУ демонстрирует высказывание проректора Московского госуниверситета, доцента кафедры общей химии Сергея Дунаева на расширенном заседании Ученого совета филиала МГУ в мае 1989 года. С его слов, сотрудничество наиболее тесное и плодотворное там, где есть заинтересованность. Возможности МГУ в оснащении филиала не так уж велики. При этом период раскачки филиала должен быть закончен, должны произойти резкие качественные изменения в его работе. Руководству и работникам филиала нужно резко увеличить темп по всем направлениям. Иначе серьезного движения вперед в ближайшие годы мы не ощутим.

Публичное подведение итогов работы филиала происходит уже в течение самого первого 1988-1989 учебного года. В работе Ученого совета принимают участие полномочные представители МГУ в лице проректоров по направлениям, главного бухгалтера, лидеров комсомольского движения. Повестка включает вопрос «Роль МГУ в становлении филиала».

По итогам заседания принимается решение о том, что деканы ульяновских факультетов подготовят концепции развития и представят их на рассмотрение в профильные подразделения Московского госуниверситета.

Проекты программ развития факультетов выносятся на обсуждение расширенного Совета филиала МГУ в сентябре 1989 года. В его состав включены секретарь обкома партии Валентина Баскакова, руководители ульяновских предприятий и центральных школ города. Вопрос обозначается, как «Концепция развития университета до 2000 года. Система подготовки специалистов высоких стандартов». После выступления Юрия Полянскова звучат высказывания о наличии большого числа текущих проблем, которые не позволят решить вопросы на перспективу. Директор филиала признает сложность таких вопросов, обозначает совместные действия по их решению. Несмотря на текущие сложности, он предлагает всем посмотреть дальше текущей ситуации и определить то состояние, к которому надо вместе стремиться.

Видением дальней перспективы и новаторским духом ректората «заражаются» руководители учебных подразделений. В ноябре этого же года декан экономфака Эдуард Дроздовский выносит на Ученый совет филиала вопрос о перспективах развития факультета. Им предлагается коренной пересмотр системы подготовки на основе принципов проблематизации. Выдвигаются идеи о разделении цикла обучения на уровни мировоззренческой подготовки, подготовки экономиста широкого профиля, заказной подготовки и подготовки специалиста экстра-класса на шестом году обучения. В ходе обсуждений озвучиваются сомнения в реализуемости этой программы. Кажется, что положения концепции забегают в слишком далекую перспективу. Многим очевидно, что предложенный эксперимент опережает текущие возможности. Ответом декана становится фраза: «Если делать новое дело, то делать, а не латать, как это было на протяжении последних семидесяти лет!».

В феврале 1991 года в повестку заседания Ученого совета включается вопрос «О деятельности в условиях перехода к рыночной экономике». Обсуждаются вопросы, как обеспечить высокий престиж диплома филиала МГУ и поддержать выпускников при их трудоустройстве. Юрий Синягин и Наталья Шмелева выдвигают инициативу о введении на последних курсах дополнительной педагогической специализации. Принимается решение об утверждении концепций в направлениях трехступенчатой подготовки специалистов, обучения на коммерческой основе, повышения квалификации и переподготовки специалистов народного хозяйства, реализации рекламной деятельности, обеспечения мер социальной защиты. Текст решения содержит обоснование принимаемых решений. Модельные представления об университете разработаны с учетом требований государственно-общественной аккредитации и изложены они с учетом ближайших планов по отделению от Московского госуниверситета.

С первых лет работы университет регулярно и с завидной частотой инспектируется и оценивается первыми лицами от государственного образования и МГУ. По прошествии времени приходит понимание истинной ценности этого достаточно напряженного периода работы. Подготовка и представление на Коллегиях Гособразования, расширенных заседаниях Ученого совета отчетов, концепций, модельных представлений, программ развития не только предопределили судьбу университета, но и заложили внутренние механизмы организации его работы в будущие периоды.

История становления университета включает в себя совершенно не похожие друг на друга периоды. Каждый из них содержит необычное сочетание трудностей, ограничений и возможностей, но в самые различные времена, и «под крылом» МГУ, и в статусе самостоятельного вуза, ректорат находит устойчивую основу своей работы. И эта опора формируется в тесных деловых связях с ульяновскими предприятиями, фирмами и организациями.

Продолжение следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, пятая глава, шестая глава, седьмая глава, восьмая глава.