В одиннадцатой главе мемуаров «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ» первый ректор, а ныне – президент Ульяновского государственного университета Юрий Полянсков отметил главные результаты молодого российского вуза и его первые достижения.

Напомним, что издание, презентованное в конце минувшего года довольно небольшим тиражом, сейчас можно найти разве что в библиотеках региона, потому с согласия автора мы еженедельно публикуем главы его книги для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».

Постановка задач на начальном этапе работы

Ульяновский университет создается в 1988 году во исполнение По­становлений Совета министров СССР от 24 апреля 1985 года и от 11 февраля 1988 года. Эти документы предусматривают его переход в состояние самостоятельного государственного университета к 1995 году, дате празднования 125-летней годовщины со дня рождения В.И. Лени­на. Сроки завершения переходного периода будут несколько раз пере­смотрены, причем в сторону их уменьшения.

С момента основания филиала МГУ главным ориентиром для ректо­рата становится подготовка к грядущему изменению статуса. Подойти к этим изменениям нужно плавно, избегая на этом пути потрясений. Тре­буется в очень сжатые сроки отработать совершенно новую технологию организации работы. Филиал Московского госуниверситета должен об­рести черты полностью готового к самостоятельной жизни университета. Для этого необходим интенсивный рост показателей по всем направле­ниям деятельности, но обеспечить его достаточно сложно, поскольку работа только начинается. Наблюдается выраженный дефицит кадров, финансирования, материально-технической базы, оборудования. Меня­ется общая социально-экономическая ситуация. Рушится советская си­стема регулирования отношений в образовании. Рыночные отношения активно проникают в сферы высшего образования и труда.

Поддержку ульяновскому университету на этапе его становления ока­зывают Гособразование СССР, Московский госуниверситет, ульяновский обком партии. По окончании первого учебного семестра в феврале 1989 года в филиале МГУ проходит представительное совещание. За одним столом собираются первые лица от государственного образования, глав­ного университета страны, областных органов власти, заинтересованных ведомств и организаций. Рассматриваются перспективы развития моло­дого ульяновского университета.

Перед участниками совещания ставится основная задача. Нужно вы­работать предложения о реализации программы развития филиала МГУ, уточнить обязательства каждой из сторон и согласовать совместные дей­ствия. Предполагаемые сроки его преобразования в самостоятельный университет устанавливаются на отметке 1993-1994 годов.

Принятые решения стано­вятся главными ориентирами и задачами на ближайшие годы для филиала МГУ, а материалы совещания фиксируют едино­душие всех уровней власти в безусловной поддержке нового ульяновского вуза. Уникальность этой ситуации будет в полной мере оценена по прошествии не­которого времени. Подписи под протоколом ставят первый зам­председателя Гособразования СССР Феликс Перегудов, первый проректор МГУ Виктор Садов­ничий, секретарь ульяновского обкома КПСС Юрий Самсонов, председатель областного испол­кома народных депутатов Юрий Горячев.

«Старшие» для молодого ульяновского вуза ведомства согласны с бу­дущей ролью нового университета. Он должен занять центральное ме­сто в социально-экономическом и культурно-гуманистическом развитии Ульяновской области, а ведущие позиции на рынке высшего образова­ния должны опираться на успешную подготовку высококвалифициро­ванных специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

Участникам совещания выдаются предварительно подготовленные материалы. Текст по каждому разделу завершается обращением: «Ваши замечания и предложения» и выбитыми на печатной машинке пусты­ми строками для выражения мнения и комментариев. Это подчеркивает серьезность намерений организаторов и участников рабочей встречи, готовность их к глубоко содержательному обсуждению включенных в повестку вопросов.

Перспективы филиала МГУ рассматриваются по перечню основопо­лагающих задач и предлагаемых решений, изложенных в материалах совещания.

Главная задача связана с подготовкой в стенах вуза высококвалифи­цированных специалистов под актуальные направления науки и техни­ки. Решение этой задачи видится в реализации комплекса мероприятий.

Высокий уровень довузовской подготовки «на входе» можно обеспечить широкой профориентационной работой и отбором талантли­вой молодежи. Университетский стандарт обучения будет обеспечен через использование самых современных форм и обновление содер­жания учебно-воспитательного процесса. Планируется снизить число обязательных дисциплин в пользу увеличения доли курсов по выбору, добавить специальные факультативы. Подготовку необходимо вести с использованием активных методов: диалога-поиска, диалога-дискус­сии, диалога-противоборства, вербального диалога, диалога с компью­тером. На старших курсах можно предусмотреть полную индивидуа­лизацию обучения с тьюторной поддержкой студента. Использование контекстного обучения позволит смоделировать реальные условия и обстановку будущего места работы. Это выступит противовесом широко используемому «валовому» подходу в образовании и позволит подгото­вить будущего специалиста наилучшим образом.

Студент должен развиваться как самостоятельная творческая личность. В русле современных тенденций на обновление общества университет дол­жен создать атмосферу сотрудничества с преподавателем взамен повсемест­но используемой «педагогики принуждения». Для этого планируется разра­ботать интегрированные курсы гуманитарных дисциплин, ввести в учебную программу сквозной курс «История мировой культуры», сменить форму пре­подавания на более неформальную, доверительную. Приобретенные навы­ки культурного общения и самостоятельного мышления должны помочь студентам найти свое место в новой строящейся демократической системе.

Высокий уровень подготовки выпускников в понимании работодателей связан с минимальными сроками их трудовой адаптации. Обеспечить его можно через системное взаимодействие с государственными, советскими и хозяйственными организациями. Планируется организовать взаимный обмен ведущими специалистами на условиях штатного совме­стительства. Преподаватели вуза и сотрудники базовых организаций могут и должны выступить научными руководителями, заведующими кафедра­ми, консультантами. Студенты будут включены в научно-производственное сотрудничество с предприятиями, в исследовательскую работу в интересах организаций, в выполнение совместных договоров. Обучающиеся смогут, начиная с четвертого курса, прикрепляться на штатные должности предпри­ятий для выполнения их научно-технических заданий.

На передний план выдвига­ются задачи по формированию квалифицированного преподава­тельского состава. На первых по­рах планируется привлекать веду­щих специалистов из МГУ, других университетов высокого рейтинга, ульяновских вузов. Требуется зало­жить основу для системного выра­щивания собственных научно-пе­дагогических кадров. В открытии аспирантуры и докторантуры фи­лиал МГУ рассчитывает на содей­ствие Гособразования СССР и Московского госуниверситета.

Особое внимание участники совещания уделяют достижению числен­ных показателей. Они сформированы, как соотношение различных компо­нентов учебного процесса. Показатель числа студентов к числу преподава­телей устанавливается на уровне 8:1. При этом допускается возможность его снижения. Предельная численность групп для курсов верхнего уров­ня: дисциплин специализаций, программных и дискуссионных семинаров выставляется на уровне пятнадцати человек. Норматив учебных площа­дей составляет около двадцати квадратных метров на студента. Предъяв­ляются высокие требования к материально-техническому обеспечению, новизне используемого оборудования, актуальности учебной и научной литературы.

Важное значение имеют вопросы строительства и оснащения учеб­ного процесса. На момент проведения совещания проект возведе­ния университетского комплекса не подтвержден со стороны Госстроя РСФСР, что задерживает сроки окончания проектных работ и начала строительства. При этом, весь объем строительных работ запланирован на тринадцатую пятилетку.

К 1995 году, годовщине со дня рождения В.И. Ленина, планируется за­вершить возведение первой очереди учебных помещений на Набереж­ной реки Свияги. В эти же сроки требуется организовать строительство второй очереди, которая включит учебно-лабораторные корпуса четырех факультетов, библиотеку, вычислительный центр, спортивно-оздорови­тельный комплекс, опытно-производственную и издательскую базу. Од­новременно нужно определиться, как можно облагородить архитектур­ный облик прилегающей территории.

Участники совещания принимают решения по первоочередным за­дачам, определяющим развитие университета на перспективу.

Ульяновский облисполком под руководством Юрия Горячева прини­мает на себя обязательства по незамедлительному началу строитель­ства и сдаче в эксплуатацию в первом полугодии 1992 года комплекса зданий первой очереди университета. Предложения о проектировании и строительстве комплекса сооружений второй очереди будут своевре­менно согласованы в Госплане СССР и Совмине РСФСР. Завершение работ, в основном объеме строительства, запланировано на 1995 год.

Гособразование СССР в лице Феликса Перегудова обязуется поддер­жать предложения области перед Госпланом СССР и Советом министров РСФСР о проектировании и строительстве в Ульяновске комплекса сооружений второй очереди. Кроме этого, заявляется о содействии моло­дому университету в других, ключевых для него вопросах. Планируется оказать помощь в открытии физико-химического и юридического фа­культетов, обеспечении современной вычислительной и множительной техникой, средствами технического обучения, оборудованием. Намеча­ется рассмотреть вопросы опережающего выделения фонда заработной платы и численности преподавателей, обратиться с ходатайствами в Минфин СССР и Госкомтруд СССР об уточнении структуры руководящих работников филиала МГУ. Подтверждается необходимость ежегодного выделения мест в докторантуре МГУ для целевой подготовки сотруд­ников ульяновского вуза, открытия своей аспирантуры в филиале МГУ 177

с соответствующим финансированием. Первые программы подготовки специалистов высшей квалификации связаны с математикой, психологи­ей, политэкономией. Обозначается поддержка совместной инициативы филиала МГУ и Ульяновского центра микроэлектроники о наборе сту­дентов других вузов на третий курс по специальности «Физика и техно­логия материалов и компонентов электронной техники». Обозначается готовность командировать в Ульяновск ведущих специалистов централь­ных университетов для ведения консультаций, чтения лекций, оказания методической помощи, оснащения техническими средствами и иллю­стративным материалом.

Аналогичные задачи принимаются в работу Московского госунивер­ситета. Виктор Садовничий выражает готовность оказать действенную помощь в открытии в филиале двух новых факультетов, их материаль­но-техническом обеспечении, командировании в Ульяновск ведущих преподавателей, организации приема вступительных экзаменов. Допол­нительно рассматривается вопрос о выделении специальной квоты в из­дательстве МГУ для издания учебно-методической и науч­ной литературы, подготовленной работниками ульяновского филиала.

Обозначенные на совещании вопросы фиксируют также роль улья­новских предприятий в становлении филиала МГУ. Сложившаяся группа базовых включает заводы «Комета», «Искра», Ульяновский радиоламповый завод, научно-производственное объединение «Марс». Они обязуются оказывать эффективную помощь в капитальном строи­тельстве зданий совместного использования, оснащении факультетов вычислительной техникой и оборудованием, организации совместных научно-исследовательских лабораторий, обеспечении стажировок сту­дентов и обмена ведущими специалистами на условиях штатного сов­местительства.

К решению первоочередных задач в развитии университета под­ключаются молодежные организации. Областному комитету ВЛКСМ и комитету комсомола филиала поручается заключить договоры о сотруд­ничестве с комсомольскими ячейками МГУ, Ленинградского и Казанско­го университетов. Планируется направить иногородние студенческие отряды в помощь при строительстве государственного университета в Ульяновске.

Результаты восьми лет работы «под крылом» МГУ

Подведение итогов работы ведется ректоратом и Ученым сове­том на момент отсоединения от МГУ и обретения самостоятельности в 1996 году. За основу отчетов принимаются решения, принятые на представительном совещании с органами государственной и област­ной власти, руководством МГУ в начале 1989 года.

Прежде всего, за это время удалось определиться со своей ролью и местом на отечественном рынке высшего образования. Новый рос­сийский вуз встал на путь обретения характерных черт классического университета. При этом не отказался от развития технических направ­лений науки и образования. В отличие от отраслевых институтов, здесь сформирован широкий спектр совершенно различных специальностей. Учебную и научную работу можно вести на стыке физики, математики, экономики, социологии, юриспруденции, психологии, медицины, твор­ческих специальностей. Используемые наработки ведущих российских университетов, высокая квалификация собственных преподавателей и привлекаемых специалистов, их активное участие в научных исследова­ниях обеспечивают фундаментальный характер профобразования.

Уровень предоставляемого филиалом МГУ образования подтвержда­ется качеством его выпускников. В это время трудоустройство отсутствует в перечне показателей, обязательных для выполнения вузами. Ректорат и ру­ководство базовых предприятий берутся за реализацию данного направле­ния, понимая его особую важность для экономики области. За первые годы работы удается определить ключевые характеристики выпускников, разра­ботать систему их рейтингования как будущих специалистов, подключить к преподаванию ведущих специалистов-практиков, апробировать совмещен­ные с временным трудоустройством механизмы прохождения практики, заложить основы регулярного сотрудничества на площадках ассоциаций выпускников и работодателей.

Первые выпускники еще до получения ди­плома либо уже трудо­устроены, либо получили предложения о работе. Они соответствуют требо­ваниям к современным, всесторонне развитым и профессионально подго­товленным молодым спе­циалистам. Ректорат си­стематически анализирует мнения работодателей, оперативно реагирует на потребности рынка труда. Высокий спрос на выпуск­ников подтверждается положительными отзывами со стороны предприятий и организаций. Выпускае­мые из стен филиала МГУ специалисты будут высоко востребованы и в даль­нейшем. По прошествии времени российское ми­нистерство образования введет отчетный показа­тель по числу выпускни­ков, состоящих на учете в центре занятости населе­ния. В течение долгих лет университет в Ульяновске будет иметь значение «0» в этой графе.

Взаимодействие с работодателями ведется на системной основе. Это­му способствует работа Попечительского совета по решению наиболее важных для университета вопросов. Несколько позже будет создано некоммерческое партнерство «Предприятия – потребители квалифициро­ванных кадров». Его соучредителями выступят ульяновские автомобиль­ный и механический заводы. Выход на новый этап сотрудничества будет ознаменован регулярным выпуском рекламно-информационного бюлле­теня «Профессиональная элита». Материалы о лучших выпускниках будут адресованы кадровым службам предприятий. Инициатором проекта вы­ступит университетский центр рекламы и маркетинга под руководством Елены Омельченко.

За первые годы жизни университета «с нуля» отработаны и поставле­ны процессы гуманитарной и специальной подготовки студентов. Учеб­ный процесс построен на принципах фундаментального образования. В духе демократических перемен повышена доля гуманитарных дисци­плин. Содержание программ избавлено от излишней политизации. Пере­смотрены процессы прохождения производственной практики. Введены специализированные курсы по профилям будущей работы. Студентам предоставлены возможности управления своей подготовкой на старших курсах. Фактически сформирована образовательная среда равного парт­нерства студента и преподавателя.

Приоритетом развития университетского образования становится его информатизация. На всех факультетах ведется обширный курс информа­тики и вычислительной техники. Объем компьютерного парка доводится до 185 персональных электронно-вычислительных машин. Выдерживает­ся норматив одной ПЭВМ на 10 студентов. В 1993 году создается специа­лизированный Научно-исследовательский институт информационных тех­нологий и систем. Его возглавляет специалист в области математической кибернетики и информатики, первый в истории филиала МГУ доцент – штатный преподаватель и первый докторант, а сейчас – профессор мех­мата Алексей Смагин. Ректорат делает ставку на активное использование информационных технологий в учебном процессе. В 1995 году в филиале МГУ разрабатывается и принимается концепция информатизации и раз­вития телекоммуникаций. В следующем году создается служба проректо­ра по новым информационным обучающим технологиям.

За годы жизни в составе МГУ взяты важные рубежи. Они характерны для современного классического университета как открытой системы об­разования. Начинает работать Российско-Американский колледж. Ведется проработка аналогичной технологии подготовки специалистов в рамках Российско-Германского института. Успешная реализация договоренностей с зарубежными партнерами подтверждает верность выбранному курсу развития как передового российского университета.

На протяжении всего отчетного периода филиал МГУ демонстри­рует стремительную динамику наращивания своего научно-педагоги­ческого потенциала. Если в 1988 году в штате университета состоят два доктора наук и одиннадцать кандидатов, то через восемь лет об­щее число остепененных преподавателей приблизится к 240. Своя си­стема подготовки кадров высшей квалификации является исключением из общих правил, поскольку она не развивается в филиалах, а формиру­ется в головных вузах. Открыты шесть специализированных диссерта­ционных советов. Действует своя докторантура и аспирантура по более чем пятидесяти научным направлениям. Ежегодное число научных пуб­ликаций к 1996 году достигает уровня 600. В течение 1995-1996 годов защищено 26 диссертаций, включая шесть докторских. Повышается творческая активность ученых филиала, кратно возрастает число проектов при грантовой поддержке различных фондов. Фактически университет переходит к системной подготовке и воспроизводству собственных науч­ных и преподавательских кадров.

Состоятельность молодого университета подтверждается повышен­ным вниманием к нему со стороны абитуриентов. По статистике, более половины медалистов города и области стремятся поступить в филиал МГУ. Набор ведется на 22 специальности и направления подготовки. Про­ходные баллы на отдельные близки к максимально воз­можным. Ежегодное увеличение планов приема позволило нарастить об­щую численность студентов дневного, заочного и вечернего отделений до 5500.

Несмотря на самые непростые для строительства времена, выдержи­ваются поставленные ранее сроки возведения университетского комплек­са. В 1992 году сдается в эксплуатацию первая очередь учебно-лабора­торного корпуса на Набережной реки Свияги. Университет обзаводится своими поточными аудиториями, лабораториями и кабинетами с учеб­ным и научным оборудованием. Новоселье празднуют коллективы физи­ко-технического и гуманитарного факультетов.

Через год экономический факультет переезжает в свой корпус на улице Пушкинской. Готовится завершение работ по строительству второй очереди университетских зданий, намеченное на 1997 год.

Реализуется программа социальной поддержки работников. Проректорские службы под руководством Гирфана Маликова и Лео­нида Пичугина решают задачи по организации жилищного строи­тельства.

Первые квартиры улучшенной планировки получают ведущие уче­ные в «профессорском» доме на пересечении улиц Карла Либкнехта и Железной дивизии. Следующие квартиры на льготных условиях будут предоставлены в двух жилых домах на улице Хлебозаводской. Их сдача в эксплуатацию произойдет в конце девяностых годов. Активно исполь­зуется механизм приобретения и аренды жилья для сотрудников за счет внебюджетных и привлеченных средств университета. В 1996 году вну­тренние потребности университета во временном жилье обеспечены в полном объеме. Университет предоставляет около тысячи мест для проживания в арендуемых общежитиях.

Университету удается обозначить свое центральное место в сфе­ре среднего и высшего образования региона. Сформирован полный трехступенчатый цикл непрерывного образования для жителей всех возрастов. Авторские программы развития в начальной школе сменя­ются системой довузовской подготовки для средних и старших классов. После обучения по программам высшего образования желающим предлагается широкий выбор программ послевузовской переподго­товки, повышения квалификации, магистратуры и аспирантуры.

В рамках реализации программы непрерывного образования ве­дется работа по открытию программ среднего профессионального. По прошествии нескольких лет в 2004 году в структуру университета будут включены Музыкальное училище на улице Гимова и Медицинский колледж на улице Аблукова. Чуть позже университет­ские программы среднего специального образования пополнятся за счет присоединения Автомеханического техникума на улице Набереж­ная реки Свияги.

Филиал МГУ выступает инициатором ряда важных для Ульяновской области начинаний. Открывают свои двери региональный центр образования, центр социальных проблем молодежи, складывает­ся профессиональное сообщество историков, краеведов и литераторов «Симбирск-университет», создается студенческий музыкальный салон для объединения творческой молодежи города и области. Организуются «круглые столы» с представителями творческих профессий по вопросам классического и современного искусства. Развиваются контакты улья­новских студентов с учащейся молодежью МГУ и других центральных ву­зов. Активную просветительскую работу ведет новая студенческая газета «Вестник». Филиал МГУ начинает рассматриваться как культурный центр, задающий новое содержание жизни в регионе.

Результаты работы университетской команды в составе Московского госуниверситета показывают главное. Поставленные на февральском совещании 1989 года задачи выполнены. В отдельных во­просах удалось добиться ощутимой динамики. Это касается постановки учебного процесса, развития научной деятельности, расширения сотруд­ничества с базовыми предприятиями, развития социальных программ, реализации культурных проектов и инициатив. Несмотря на ограниче­ния, связанные со статусом филиала, университет демонстрирует высо­кий уровень самостоятельности. Это обеспечивает быстрый безболез­ненный переход к самостоятельной жизни в 1996 году.

Подведение итогов первых восьми лет работы ведется ректоратом одновременно с формированием долгосрочных программ развития, а самое первое публичное подведение итогов происходит чуть ранее, в юбилейном для филиала МГУ 1993 году.

Празднование первого пятилетнего юбилея

Наступление юбилейной даты является хорошим поводом обозна­чить ведущие позиции в областном образовании, науке и культуре. Рек­торат формирует календарь праздничных событий на весь 1993 год. Они должны быть организованы на самом высоком уровне.

В празднование Дня рождения филиала МГУ активно вовлекают­ся самые широкие круги населения. Готовится серия информационных публикаций в областной прессе. Выходит специализированный выпуск газеты «Вестник». Информация размещается в центральном издании «Комсомольская правда».

В местном и российском радиоэфире регулярно звучат упоминания об университете. Проводятся пресс-конференции с представителями средств массовой информации. Выпускается юбилейный видеофильм о первых годах жизни и перспективах развития филиала МГУ. В форма­те высокой печати издаются афиши, буклеты, информационные листки. Все сообщения преследуют, в том числе, рекламные цели.

Центральное место в общей че­реде событий занимает февральская программа праздничных мероприятий. Время проведения приурочено к дате выхода Постановления Сове­та министров СССР 1988 года об организации в Ульяновске филиала Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова. Двухдневная про­грамма насыщена яркими событиями на центральных площадках города.

Программу первого дня открывает Торжественное заседание Учено­го и Попечительского советов. Местом проведения определен конфе­ренц-зал Дома политпросвещения в Мемориальном центре.

В зале присутствуют руководители администрации области, горо­да, предприятий и учебных заведений. Почетные места в президиуме занимают ректор Московского госуниверситета Виктор Садовничий, бывший глава Госкомитета по образованию СССР Геннадий Ягодин, министр социальной защиты населения РФ Элла Памфилова. Участие руководителей такого уровня выводит областное событие на россий­ский уровень. Заседание на правах хозяев ведут ректор Юрий Полян­сков и президент Попечительского совета Михаил Федотов. Отчетные выступления сменяются процедурой награждения. Сертификаты при­знательности вручаются руководителям организаций, которые стояли у истоков создания ульяновского университета, обеспечивали его ста­новление в первые годы работы.

После собрания его участники перемещаются в Областной Центр культуры мо­лодежи. В Красном зале начи­нается первая в Ульяновске пуб­личная лекция для студентов, преподавателей, специалистов, всех заинтересованных лиц. Рек­тор Московского международного университета, в недалеком прошлом – глава отечественного образова­ния Геннадий Ягодин выступает по теме «Глобальные экологические проблемы современности».

Вечером – праздничный прием по случаю юбилея. В зале областного Дворца торжеств первые лица МГУ, улья­новского филиала, Попечительского совета чествуют студентов-отлични­ков. Им вручаются благодарственные письма и пригласительные билеты для посещения большой концертной программы, которая состоится на следующий день. Церемония награждения включает элементы друже­ского, неформального общения с будущими выпускниками. С напутстви­ями выступают члены Попечительского совета, руководите­ли базовых предприятий и организаций.

Студенчество празднует День рождения университета на площадках Областного Центра культуры молодежи. Расклеенные по городу афиши приглашают посетить именинную кампанию «Только раз в году». Кон­цертная программа с участием местных творческих коллективов сменя­ется вечерней молодежной дискотекой. Программа второго юбилейного дня включает не менее масштабные по своему размаху мероприятия.

В Большом зале Ленинского мемориа­ла проводится «День филиала МГУ». Виктор Садовничий и Юрий Полянсков встреча­ются с будущими аби­туриентами из школ города и области. Де­легации из районов под руководством глав администраций при­бывают на школьных автобусах.

В фойе разворачивается выставка с материалами из истории созда­ния и текущей работе филиала МГУ. На стендах отражается информация о факультетах и специальностях, учебной и научной работе, возможно­стях компьютерного парка и научной библиотеки, строительстве уни­верситетского комплекса, студенческой жизни, связях университета с творческим коллективами города и России, работе социологической ла­боратории, деятельности Попечительского совета.

Большой зал Ленинского мемориала является центральной и самой вместительной площадкой города и области. Вечером в его стенах про­ходит грандиозное праздничное шоу «Первый юбилей». Концертная программа включает выступления известных эстрадных исполнителей Валерия Леонтьева и Ирины Салтыковой. Для Ульяновска такое проводится впервые. Часть входных билетов реализуется в общем порядке через кассы. Благодаря спонсорской поддержке их стоимость является доступной для простых ульяновцев. Другая часть билетов оформляется, как пригласительные. Самые активные работни­ки университета, попечители, представители областной власти, произ­водства и бизнеса поощряются возможностью разделить участие в яр­ком праздничном шоу со своими супругами.

Со временем университетские праздники становятся не менее ярки­ми и эффектными, но уже достаточно привычными для города и области. На концертных площадках выступают Алла Пу­гачева, София Ротару, Филипп Киркоров, Лариса Долина, Валерия, Лео­нид Ярмольник, группы «Секрет», «На-На», «Boney M» и другие звезды отечественной и зарубежной эстрады.

Первый массовый выпуск в 1993 году обставляется, как торжествен­ный бал. Главная сцена Ленинского мемориала отдана под выступление Александра Малинина. На открытых площадках Северного Венца играет симфонический оркестр, гремит молодежная дискотека, звучит праздничный салют. Жители города вовлекаются в празднование событий, которые выходят далеко за пределы стен университета.

В начале девяностых годов можно заметить признаки избавления Ульяновска от некоторого провинциализма. Свою лепту в развитие го­рода вносит ульяновский филиал МГУ. Широкие круги населения оказы­ваются вовлеченными в значимые события, характерные для столичных регионов. Ульяновск с деловыми визитами посещают крупные государ­ственные руководители. Здесь регулярно работают известные деятели в области образования, науки и культуры. Привлекательность региона обеспечивают также черты лидерства, обретенные ульяновским универ­ситетом в России и за рубежом.

Продолжение следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, пятая глава, шестая глава, седьмая глава, восьмая глава, девятая глава, десятая глава.