В пятой главе книги «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ», презентованной в конце ушедшего года, первый ректор, а ныне – президент вуза Юрий Полянсков рассказал, какие задачи решали новые факультеты. Напомним, что издание разошлось по библиотекам региона довольно небольшим тиражом, потому с согласия автора мы публикуем главы для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».
Зарождение сообщества педагогов-новаторов
С первых дней работы в филиале закладываются основы для взаимовыгодного сотрудничества со школами. Организуются совместные профориентационные мероприятия. Ведется преподавание школьных дисциплин в специализированных классах. Появляются и новые векторы работы. Они учитывают общую атмосферу периода на стыке 80-90-х годов.
В это время школьный этап профессионального образования объявляется необязательным. Сворачивается реформа 1984 года по подготовке школьников к освоению рабочих специальностей. Учебная дисциплина «Основы производства. Выбор профессии» выводится из программы средних и старших классов.
Новое российское государство обозначает приоритет на глобальную перестройку всех процессов. Неожиданно оказывается, что система просвещения времен СССР имеет множество недостатков. Это и единообразие, и уравниловка, и обезличенность, и формализм. Делаются выводы о том, что такое образование не в полной мере отвечает демократическим переменам и духу нового времени.
Громко заявляется необходимость бросить вызов привычной системе работы со школьниками. Средняя школа должна быть обновлена. И улучшить ее работу можно за счет перехода к более качественному, повышенному уровню преподавания.
Поднимается дореволюционный опыт гимназического образования. Изучаются ставшие доступными зарубежные практики. Признается, что переход к лицейско-гимназическому образованию позволит в наилучшей степени подготовить молодое поколение к жизни в новых условиях. В основу реформы должны быть положены принципы гуманизации и демократизации.
Новые веяния по-разному воспринимаются представителями педагогического сообщества.
Образовательное пространство, как замечают современники, покрывается «новой педагогической растительностью». И происходит это достаточно быстро, в течение нескольких лет.
Многие школы заявляют себя как инновационные типы учебных заведений. Они строят учебные программы с акцентом на изучение гуманитарных дисциплин. Открываются профильные классы в новом их понимании, с объединением общего и дополнительного образования. Школьная программа рассматривается как важная ступень перехода к университетскому образованию. Таким революционным изменениям способствуют и отсутствие четкой законодательной базы, и энтузиазм отдельных руководителей системы образования, и инициативы родительской общественности.
Ульяновский филиал активно откликается на стремление школ перейти на качественно иной учебно-методический уровень. В помощь им создается факультет образования. По состоянию на 1990 год это учебное подразделение не имеет аналогов среди отечественных университетов.
Первое время деканом факультета работает выпускник мехмата и аспирантуры МГУ, заведующий кафедрой информатики Оренбургского пединститута Сергей Охитин. Через год руководство факультетом передается Александру Жаркову. Эти руководители органично вписываются в инновационное направление работы. За плечами каждого из них – победы во всесоюзных олимпиадах для школьников по математике. В 1993 году факультет возглавляет Леонид Штраус, а Жарков выдвигается на должность первого в истории филиала МГУ проректора по довузовскому образованию. Профессиональными советниками в организации новых форм работы со школами становятся организатор кафедры психологии и социологии филиала МГУ Юрий Синягин и заведующая кафедрой психологии областного Института усовершенствования учителей Наталья Синягина.
Структура нового факультета отражает предметные области его работы. Кафедру русского языка и лингвистики возглавляет профессор Ольга Наумова. Заведующим кафедрой физики и математики становится Юрий Зубков. Поддержку ему оказывают представители точных наук Сергей Червон и Леонид Штраус.
Для организации совместной работы со школьным сообществом выделяются два дисплейных класса ЭВМ типа PS/2, оборудуется лингафонный кабинет, оформляются специализированные лаборатории и классы. Отдельное оборудование поставляется в школы, что неоднозначно воспринимается некоторыми «неперестроившимися» чиновниками от образования.
Факультет образования становится центральной площадкой, на которой формируются программные изменения областной системы общего образования. Здесь решается множество задач, обеспечивающих разумность и обоснованность образовательной реформы. Обсуждаются перспективы и эффекты обновления средней школы. Ведется разработка концепции профориентации школьников, их подготовки к обучению в университете. Формируются оригинальные учебные планы и программы профильного обучения. Рассматриваются и апробируются новые педагогические технологии.
Итоги работы активно тиражируются по сети созданной Ассоциации профильных классов. Первые результаты апробируются на базе школы №40 под руководством Людмилы Соломенко и сменившего ее в 1993 году Валерия Морозова, школы №6 при непосредственном участии директора Андрея Корнилина, Гимназии №1 им. В.И. Ленина под руководством Сергея Ставского. Взаимодействие со школами Мелекесского района организуется при активном участии председателя городского Совета народных депутатов города Димитровграда Владимира Писарчука, заместителя директора димитровградской школы № 25, а с 1993 года – директора школы развивающего обучения №1 Тамары Девяткиной.
Системная работа подтверждается регулярным взаимодействием со школами, ежегодными совещаниями с подведением итогов работы, обменом мнениями, совместной постановкой новых задач.
Результаты деятельности факультета образования подтверждают необходимость и своевременность его открытия. Тесная работа с университетом позволяет школам подтвердить их претензии на лидерские позиции. Педагогические коллективы усиливаются инициативными, заинтересованными в самореализации учителями новой формации. Закладываются основы для создания в стенах школ новой развивающей атмосферы. Формируются тесные связи гимназий и лицеев с высшей школой. Все это привлекает в стены этих учебных заведений все большее число учащихся, осознанно планирующих поступление в университет.
Восполнение дефицита кадров в здравоохранении
Необходимость открытия в Ульяновске медицинского факультета озвучивается еще в 1984 году, когда глава обкома Геннадий Колбин обращает внимание ЦК партии на кадровый голод областной системы здравоохранения. Ситуация еще больше обостряется к концу 80-х годов. По показателю обеспеченности врачами Ульяновская область занимает предпоследнее место в РСФСР. Текущий дефицит медицинских кадров в области исчисляется несколькими тысячами специалистов, значительная часть кадровых потребностей приходится на город.
Первый секретарь обкома Юрий Горячев совместно с руководством филиала МГУ ищет варианты скорейшего укомплектования отрасли квалифицированными медработниками. Первые шаги при создании медфака требуют поддержки и содействия со стороны признанных медицинских центров.
Ульяновская делегация в составе заместителя председателя облисполкома Александра Павлова и ректора филиала МГУ Юрия Полянскова направляется к ректору Куйбышевского (Самарского) медицинского института Александру Краснову. Признанный врач, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, он хорошо разбирается в развитии отрасли. Как уроженец Новоспасского района Ульяновской области, он должен отозваться на проблемы и инициативы своей малой родины. Тем неожиданнее становится его категоричный отказ. Он готов подготовить требуемые медицинские кадры на своей базе, в рамках целевого обучения, но поддерживать открытие медицинского факультета в соседней области не собирается. Сама идея кажется ему совершенно несерьезной.
Продолжение работы по поиску поддержки «на стороне» также не дает ожидаемых результатов.
Не остается других вариантов, кроме как форсировать открытие ульяновского факультета, рассчитывая только на свои силы. Это требует, в первую очередь, подбора кандидатуры организатора и будущего руководителя медфака.
Выбор останавливается на уже состоявшемся враче и перспективном ученом. Тофик Биктимиров совмещает работу нейрохирургом высшей квалификации в областной больнице с обучением в докторантуре Ленинградского мединститута. Некоторое время назад, после одного из совместных совещаний, он представляется Юрию Полянскову и оставляет свои контакты. Сейчас он приглашается для решения по-своему уникальной задачи. Необходимо создать первое в истории области высшее медицинское учебное заведение.
Откликаясь на предложение о работе, Тофик Биктимиров возвращается из Санкт-Петербурга, приостанавливает активную врачебную практику и научную работу. Приказ о приеме на работу старшим преподавателем с возложением на него обязанностей декана-организатора выходит 10 октября 1990 года.
Одним из первых шагов на пути образования медфака становится создание общественного координационного совета. В его состав включаются руководители областных ведомств, центральных лечебных учреждений, ректората ульяновского филиала МГУ.
Особый вес в принятии решений имеют мнения руководителей профильных органов управления. Руководитель областного отдела здравоохранения Виктор Безворитный имеет многолетний опыт работы хирургом и главврачом Языковской участковой больницы. Глава Комитета здравоохранения Ульяновской области Владимир Ярославцев длительный период проработал врачом-рентгенологом Вешкаймской районной больницы. Они энергично поддерживают инициативу организации медицинского факультета, а в дальнейшем помогают решать различные бытовые проблемы приезжающих преподавателей.
Факультет рождается в 1991 году. Набор первых 134 студентов на специальность «Лечебное дело» является интернациональным. Компанию россиянам составляют десять граждан Индии. Этот набор знаменует начало работы ульяновских гражданских вузов с иностранными студентами. А на следующий год на медфаке фиксируется самый большой конкурс за историю ульяновских вузов: 170 медалистов претендуют на 100 выделенных для поступления мест.
Начиная с первого учебного года, большая часть теоретических и практических занятий ведется на базе лечебных учреждений. В качестве первоочередной ставится задача ознакомить студентов и научить их пользоваться диагностической и лечебной аппаратурой. Для этого используется оборудование, размещенное в областном онкологическом диспансере и областной больнице №1. Личную поддержку в организации учебных занятий оказывает главный врач первой областной Петр Раков.
К преподаванию на факультете привлекаются признанные деятели отрасли и квалифицированные медицинские работники. Одним из первых преподавателей становится главный хирург Ульяновского облздравотдела Валентин Земсков. К работе приступает доктор наук, специалист в области биологии из Алтайского госуниверситета Борис Чураков и выпускник аспирантуры Научно-исследовательского института человека Российской академии медицинских наук Радик Хайруллин. На условиях совместительства учебные занятия ведут специалисты-практики областных учреждений здравоохранения.
Темпы формирования кадровой основы нового факультета не удовлетворяют динамике рынка лечебных услуг. Продолжает ощущаться острая нехватка признанных ученых и опытных практиков, готовых взять на себя масштабное разворачивание факультетской деятельности, управление кафедрами и развитие востребованных научных направлений. Данная задача решается «благодаря» драматическим событиям, связанным с распадом Советского Союза.
1991 год. Территории бывших союзных республик перестают быть родными для русскоязычного населения. Коренным образом меняются условия их проживания. Они ограничиваются в правах, вытесняются из трудовой сферы, подвергаются различным формам давления. Проявления дискриминации не позволяют этой группе населения позитивно воспринимать свои дальнейшие перспективы на постсоветском пространстве. Активизируются процессы вынужденной миграции русскоязычного населения.
Руководство филиала предпринимает усилия по привлечению признанных медицинских специалистов из высших медицинских учреждений «нового зарубежья».
Из Таджикского мединститута на предложения о переводе в ульяновский филиал откликаются заведующие кафедрами по направлениям клинической фармакологии, пропедевтики внутренних болезней и врачебного контроля лечебной физкультуры Виктор Трубников, Галина Грачева и Тамара Куликова. Команду дополняют ученые-практики в области акушерства и гинекологии Фильзя Измайлова и Лариса Трубникова, которая в 1995 году становится первой в истории филиала женщиной-деканом.
Ведущих ученых в области медицинских наук обеспечивает регион бывшей Казахской ССР. Опыт работы в Семипалатинском медицинском институте имеют бывший заведующий кафедрой факультетской терапии Иван Пащенко, докторант Алексей Кусельман, доценты Владимир Мидленко, Татьяна Генинг, Наталия Потатуркина-Нестерова. В должности заместителя главврача клинической больницы города Семипалатинска ранее трудился доцент Василий Горбунов, который сейчас становится основным соратником Тофика Биктимирова в вопросах организации нового факультета и авторитетным общественным лидером филиала МГУ.
Школу Семипалатинского мединститута прошел также Виталий Гноевых, переведенный в филиал из Казанского Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии.
После работы заместителем директора по науке крупнейшего в Киргизии НИИ онкологии и радиологии в штат филиала принимается профессор Олег Модников. Широко известный ученый и специалист в области медицинской радиологии и рентгенологии, он высоко востребован в российских и зарубежных медицинских центрах. Опыт работы руководителем отдела хирургии в указанном научно-исследовательском институте города Бишкека имеет также Раиса Мусина.
Традиции высшего врачебного образования бывшей Украинской ССР представляют старший научный сотрудник института зоологии Академии наук Украины Виталий Сыч, выпускник лечебного факультета Крымского медицинского института, доцент Виктор Машин. Виктор Рузов имеет опыт работы на кафедре кардиологии в Каунасской медицинской академии на территории бывшей Литовской ССР.
К 1995 году медицинский факультет усиливается квалифицированными кадрами. Штат докторов и кандидатов наук насчитывает около 80 человек. К этому времени заканчивают формирование внутрифакультетские и клинические кафедры, организуется работа по развитию научных школ.
В числе первых в структуре филиала медицинский факультет берется за выстраивание многоступенчатой системы подготовки кадров. Выделяются уровни обучения в колледже, на факультете, в интернатуре, в клинической ординатуре по узким специальностям, в аспирантуре, в рамках последипломного образования.
На порах становления медицинского факультета его первыми партнерами из сферы среднего специального образования становятся ульяновское фармацевтическое училище и медицинское училище №2. Директор второго медучилища Ирина Сухова активно участвует в инициативах по выстраиванию системы непрерывного медобразования. Совместная организация конкурсов профессионального мастерства позволяет дать объективные оценки и качеству среднего профобразования, и уровням готовности выпускников училищ к поступлению на факультет.
В порядке выстраивания системы обмена опытом медфак налаживает тесные связи с медицинскими университетами Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска, профильными центрами Содружества Независимых Государств.
Одним из первых в структуре филиала медицинский факультет выходит на международный уровень. В дальнем зарубежье контакты устанавливаются с международной федерацией планирования семьи, с фондом народонаселения Организации Объединенных Наций. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения впервые в Ульяновской области формируется программа развития паллиативного лечения. В 1994 году в Ульяновске открывается один из первых в России хосписов. Деятельность нового учреждения направлена на обеспечение достойного ухода, отдыха и поддержки пациентов с неизлечимыми болезнями.
С открытием медфака Ульяновск обретает новые для себя черты кузницы высококвалифицированных врачебных кадров. Интенсивное развитие факультета позволяет заложить основы для системного укомплектования лечебных учреждений кадрами самой высокой квалификации. Это достигается, в том числе, за счет выстраивания системы подготовки кадров и воспроизводства научного потенциала, зарождения на территории области семейных медицинских династий.
Перспективы развития Ульяновской области без опоры на собственную систему высшего врачебного образования могли быть достаточно печальными. По прошествии времени осознание этого становится все более очевидным.
Обеспечение приоритетов на безопасную среду проживания
Начало 90-х годов знаменует собой выдвижение новых приоритетов в масштабе мирового сообщества.
1992 год. Проводится Международная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам охраны окружающей среды. Отмечается важность сохранения природы как среды проживания человечества. Заявляется необходимость сохранения экологически безопасного настоящего и будущего. Предлагается объединение усилий всего мирового сообщества в решении глобальных задач экологической повестки.
Решения ООН дают старт масштабному развитию «зеленого» движения по всему миру. Массовый характер приобретают межгосударственные экологические инициативы, проекты и исследования. Переосмысливаются цели просвещения населения. Одной из таковых становится приобщение к новой культуре обращения с окружающей средой. Развиваются игровые и натуралистические подходы к организации учебного процесса. Мировое образовательное пространство сплачивается вокруг экологической тематики.
Выдвижение экогуманистических ценностей ставит новые задачи перед промышленным производством молодой России. Предприятия должны становиться на рельсы безопасного для окружающей среды производства. Особую важность это приобретает для Ульяновска, крупного индустриального узла гражданского и военного машиностроения.
Ульяновский филиал МГУ инициирует открытие в своей структуре экологического факультета. В 1994 году объявляется набор первых 20 студентов на специальность «Экология». В духе обозначаемого спроса новое учебное подразделение заявляет задачи по развитию учебных и научных направлений экологии, биоэкологии, биологии, природопользования и управления лесным хозяйством.
В определенном смысле кадровым донором для экологического факультета становится ранее открытый медицинский факультет. Первым деканом становится профессор по направлению селекционно-генетической работы в лесном хозяйстве Борис Чураков.
Направление экономики природопользования и моделирования экологических систем в режиме создания имитационных моделей средствами ЭВМ возглавляет профессор Юрий Голунков.
Одними из первых в стране работники факультета разрабатывают и приступают к реализации государственного образовательного стандарта по экологическому направлению. Закладывается система многоуровневого высшего образования, от ускоренного – до переподготовки кадров и второго высшего. Особое внимание в работе со студентами отводится экологическим экспедициям, полевым школам, выездным практикам.
Кроме учебно-методических задач, факультет берется за решение многих актуальных для региона прикладных вопросов. Формируется областная программа переработки сельскохозяйственных, промышленных отходов и рекультивации почв. Разрабатываются современные методы и средства контроля загрязнений природной среды. Проводится государственная экологическая экспертиза строительных и производственных проектов.
Развитие социально-культурного потенциала региона
Новое российское государство провозглашает курс на демократизацию и гуманизацию всех сфер жизни, свободу проявления личности, различные формы самореализации человека. В период жизни филиала МГУ два образованных факультета отвечают этим веяниям в наибольшей степени.
Наименование факультета гуманитарных наук и социальных технологий предложено его первым деканом-организатором, профессором кафедры философии Казанского госуниверситета Валентином Бажановым. Само название подчеркивает уникальное сочетание фундаментальных общественных наук и прикладного знания, широко востребованного различными социальными институтами.
Гуманитарный факультет открывается в 1993 году. Его основа уже заложена созданными в филиале кафедрами и сложившимися направлениями работы. Отражая дух времени, этот факультет становится уникальным учебно-научным подразделением.
Историческое направление, выросшее из теории марксизма-ленинизма, возглавляют Дмитрий Точеный и Владимир Зеркалов. Кафедра мировой культуры, передается на факультет культуры и искусства, руководит ей Раиса Дроздовская. Кафедра психологии и социологии изначально организована привлеченным из ульяновского пединститута Юрием Синягиным. Разделение данной кафедры позволяет сложиться самостоятельному социологическому направлению. Им руководит выпускник аспирантуры Института социологии Академии наук СССР, будущий декан гуманитарного факультета Евгений Морозов. В числе первых команду нового факультета пополняют специалист в области поведенческой психологии Вячеслав Абрамов и организатор социологической лаборатории Елена Омельченко. Кафедру педагогики высшей школы и социальной работы организует Наталья Шмелева.
Практическая направленность факультета подтверждается особенностями организации учебного процесса. Методы активного обучения стимулируют раскрытие потенциала студентов. Нормой становится сочетание классических занятий с лекциями-дискуссиями, деловыми играми, семинарами на внешних площадках. Широкие возможности для прохождения практики предоставляют созданные в филиале социологическая и психологическая лаборатории.
Работа факультета становится высоко востребованной на местном уровне. По заказу органов власти и средств массовой информации проводится анализ общественного мнения. В интересах поволжского регионального центра «Инкомбанка», ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, предприятий и организаций ведутся работы по изучению напряженности в трудовых коллективах, повышению результативности деятельности, разработке рекламных кампаний.
Вторым факультетом гуманитарной направленности становится факультет культуры и искусства.
Идеи образования высшего учебного заведения по направлению культуры возникают в Ульяновске еще в середине восьмидесятых годов. В тот период новые культурные учреждения планируется связать в единый градостроительный узел. Местом расположения будущих комплексов зданий университета, молодежного центра, цирка и драмтеатра становятся прибрежные территории реки Свияги.
Замыслы об открытии высшего образовательного учреждения в сфере культуры реализуются в начале 1996 года. Это переходный период между завершением работы в качестве филиала МГУ и обретением статуса самостоятельного Ульяновского государственного университета в соответствии с Указом Президента РФ.
Богатый на таланты Ульяновский регион на протяжении всей своей истории признается одним из центров отечественной культуры, ведущим в области литературного и художественных направлений. К началу 90-х годов территория области имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства. При этом во дворцах культуры, театрах, библиотеках, клубах катастрофических масштабов достигает дефицит кадров с высшим профильным образованием.
Для организации нового факультета приглашается директор областной школы искусств для одаренных детей Татьяна Никитина.
Возглавляя центральное областное учреждение культуры на протяжении двух с половиной десятков лет, Татьяна Никитина как никто разбирается в современной культуре, понимает все ее внутренние механизмы работы. По ее приглашению, Елена Силантьева, как заведующая отделением указанной школы искусств, переходит на работу в филиал для решения множества организационных и содержательных вопросов. Молодая команда делает ставку на привлечение к работе авторитетных деятелей в сфере культуры и активное участие факультета в реализации государственной политики на территории региона.
Организация творческого факультета «с чистого листа» невозможна без поддержки ведущих государственных учреждений культуры. Первому декану удается добиться заинтересованного участия со стороны ректора Московского художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Александра Квасова и его заместителя по науке, а позже и ректора Александра Дубровина. Неоценимую помощь с самых первых дней оказывает команда Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского под руководством Сергея Исаева. Поддержку новому факультету оказывает Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в лице ректора Сергея Колобкова и проректора Михаила Саямова.
Единомышленниками первого декана в организации творческого факультета становятся начальник областного управления культуры Борис Мынов и директор областного центра культуры молодежи Борис Яворский.
Первые абитуриенты творческого факультета поступают в 1996 году на специальности, связанные с актерским мастерством, искусством интерьера, культурологией. Набор музыкального курса проводится за счет перевода в ульяновский филиал студентов первого курса Петрозаводской консерватории. С напутствием к самым творческим первокурсникам обращается основатель и художественный руководитель Московского театра «Табакерка», Народный артист СССР Олег Табаков.
На этапе филиала МГУ в работу факультета закладываются идеи, которые будут успешно реализованы позже, в период его жизни в рамках Ульяновского университета.
Среди них и проведение публичных творческих встреч с выдающимися деятелями российской культуры и искусства. И открытие впервые в городе театра юного зрителя, камерных площадок при участии выпускников театрального отделения. И организация ежегодных художественных плэнеров на родине А. Пластова совместно с директором Карсунской детской школы искусств Владимиром Фроловым. И формирование новых творческих коллективов, работа которых добавит красок в развитие внутрироссийского и международного сотрудничества.
Особое место среди них занимают созданный Владимиром Ионовым ансамбль песни и пляски «Волга» и университетский хор студентов и преподавателей под руководством Ларисы Филяниной.
Один из главных результатов работы – это укомплектование областных учреждений высококвалифицированными культорологами, филологами, библиотековедами, актерами, дизайнерами, специалистами художественных направлений. Работа факультета культуры и искусства в недалеком будущем позволит в полной мере удовлетворить возросшие гуманитарные запросы населения города и области. По прошествии времени художественный руководитель ульяновского драмтеатра Юрий Копылов признает, что высокий уровень театрального искусства достигнут во многом благодаря открытию университетской школы актерского мастерства. Постепенно усиливается авторитет Ульяновска, как одного из ведущих культурных центров Среднего Поволжья.
Высокая ценность факультета признается все более очевидной по прошествии времени. Можно с уверенностью утверждать, что его гипотетическое отсутствие предопределило бы иной, качественно более низкий уровень социальной культуры населения. А, значит, и совершенно другие перспективы развития города и области.
В общем итоге, образованные в период с 1990 по 1996 год факультеты создаются сугубо в интересах комплексного развития Ульяновской области, решения насущных и перспективных кадровых потребностей различных отраслей. Очередные шаги университета подтверждают его центральное место во влиянии на развитие экономики, образования, науки, культуры региона. Что характерно, в создании новых направлений работы ульяновский филиал опережает главный вуз страны.
Факультет педагогического образования МГУ открывается через пять лет после создания факультета образования в структуре филиала. Такая же дистанция разделяет даты создания ульяновского «культурного» факультета и факультета искусств МГУ. Экологические направления в МГУ открываются на географическом, биологическом факультетах, факультете почвоведения. Но интеграция экологических и смежных им задач в единую научно-образовательную структуру проводится только в филиале. Факультет фундаментальной медицины МГУ открывается также по прошествии нескольких лет становления медфака как подразделения филиала.
Позже, уже в составе самостоятельного Ульяновского госуниверситета, происходит объединение факультетов медицины, экологии, физической культуры в единую научно-образовательную структуру – Институт здоровья. Реализуются уникальные в понимании комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья человека методы и технологии.
В процессах структурных преобразований команда филиала демонстрирует редкие даже для времен 90-х годов деловую хватку, организованность, целеустремленность и адаптируемость к меняющимся обстоятельствам. Передовые ориентиры развития перенимаются, в том числе, из лучшего зарубежного опыта. Этому способствуют события, связанные с падением «железного занавеса», и открывающиеся возможности широкого участия в международных программах.
Продолжение следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава.