В шестой главе мемуаров «Стремление опередить время: история становления ульяновского филиала МГУ» первый ректор, а ныне – президент УлГУ Юрий Полянсков рассказал, как налаживались международные связи молодого российского вуза. Напомним, что издание, презентованное в конце минувшего года довольно небольшим тиражом, сейчас можно найти только в библиотеках региона, потому с согласия автора мы еженедельно публикуем главы его книги для дальнейшего объединения в рамках проекта «Годы и люди».
Оформление нового направления работы в духе времени
Финальная точка распада страны Советов приходится на декабрь 1991 года. В это время принимается Декларация Верховного Совета о прекращении существования СССР. Этому событию предшествуют и широко реализуемые под флагом ускорения, гласности и демократизации реформы, и наблюдаемый «парад суверенитетов» бывших союзных республик, и ослабление влияния Советского Союза на ситуацию в странах социалистического лагеря.
На международной арене претерпевает коренные изменения ставшая привычной конфигурация сил. Завершается эпоха глобального противостояния. Значительно снижается политический и экономический вес России. Это неизбежно отражается на месте и роли молодого российского государства в международных делах.
Россия обозначает свой интерес к интеграции в международные экономические, образовательные и научные структуры. Выстраивание связей с зарубежными партнерами рассматривается как необходимый фактор развития в новых условиях. Открывается доступ к внешним рынкам Западной Европы, Америки, Азии.
Руководство филиала воспринимает глобальные изменения в стране и в мире, как появление уникальных возможностей развития. С самого основания университет формируется, как открытая система, способная гибко реагировать на внешние изменения. Филиал перенимает традиции МГУ в осуществлении самого активного сотрудничества с международными структурами. В 1991 году принимается решение о включении в структуру управления филиалом должности нового проректора. Набор поручаемых ему задач обозначается филиалом одним из первых в стране.
Международные связи, социальная политика, работа по продвижению образовательных услуг отличаются от академических направлений вузовской работы. Все вместе и каждое по отдельности они обозначают особенности работы в новых условиях, заявку на самый современный вуз, отличающийся от других. Одновременно они намечают векторы дальнейшего развития филиала.
Внешние связи символизируют готовность к работе в условиях открытого мира без границ. Социальная работа отражает гуманистическую направленность развития. Высшей ценностью провозглашается сохранение и укрепление кадрового потенциала. Это направление особо актуально в период экономической «турбулентности», когда сохранение рабочих мест не гарантировано, а размеры оплаты труда отстают от галопирующей инфляции. Маркетинг означает перестройку всей системы вузовской работы на фоне складывающейся в стране культуры потребления. Возникает необходимость приведения качества научно-образовательных услуг в соответствие с ожиданиями потребителей.
В это время отделом студенческой молодежи городского комитета ВЛКСМ руководит Александр Абдрахманов. Он положительно зарекомендовал себя в работе с учебными заведениями Ульяновска. Как талантливый организатор, он больше всех подходит для нового участка работы в ульяновском филиале МГУ. Ему предлагается занять должность проректора по социальным вопросам, внешним связям и маркетингу.
Самый молодой среди других проректоров филиала МГУ начинает формировать партнерские связи с зарубежными вузами. На межгосударственном уровне этому способствуют активизация двусторонних контактов, подписание и начало реализации соглашений о сотрудничестве.
На первых порах налаживание международных отношений ведется при содействии управления международных связей МГУ. Устанавливаются связи с государственными структурами, ведающими вопросами внешнеполитической деятельности и национальной политики. Работа ведется в контакте с управлениями Министерства иностранных дел РФ, Государственным Комитетом по делам национальностей. Одновременно устанавливаются связи с отделами образования, науки и культуры посольств зарубежных стран в России, национально-культурными объединениями.
Европейское направление сотрудничества разворачивается в рамках договоренностей с ведущими научными центрами и фондами.
Соглашение с британским советом под руководством доктора Монтгомери открывает доступ к Программе TEMPUS. В переводе с латинского и современных языков ее наименование обозначает «время, темп». Партнерское участие позволяет приобщиться к единой европейской системе академических степеней в рамках реализации Болонского процесса, освоить лучшие практики профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников. Получение работниками филиала грантов на индивидуальную мобильность дает возможность провести оригинальные научно-педагогические разработки за пределами России.
Заключается Меморандум о намерениях с одним из наиболее крупных и респектабельных университетов Великобритании. Сотрудничество с «Краснокирпичным университетом» из Бирмингема предусматривает обучение по обмену для студентов, аспирантов, ученых и преподавателей. Социологические исследования проводятся университетским центром «Регион» под руководством Елены Омельченко совместно с Центром восточноевропейских исследований города Бирмингем и факультетом социологии Уорвикского университета.
Возможности стажировки в ведущих европейских вузах предоставляет Межгосударственная программа по развитию экономического образования в России. Основными ее организаторами выступают МГУ и Тилбургский университет, выросший из образованной в Нидерландах в начале двадцатого века Школы экономики и менеджмента. Знакомство с опытом создания учебных и коммерческих программ в области экономики, бизнеса, международного сотрудничества предусмотрено Меморандумом о намерениях с финским Институтом делового менеджмента в Хельсинки.
Наиболее активно сотрудничество филиала МГУ с зарубежными партнерами развивается на германском и американском направлениях.
Выстраивание добрососедских российско-германских отношений
Восточноевропейский социалистический лагерь прекращает свое существование к концу 1990 года. Символом распада становится демонтаж Берлинской стены и воссоединение Западной и Восточной Германии.
Россия продолжает поддерживать добрососедские отношения с объединенной немецкой республикой. Важность германского направления во внешней политике обеспечивается, в том числе, регулярным общением и добрыми личными отношениями Президента России Бориса Ельцина и Канцлера ФРГ Гельмута Коля. Подписывается двусторонний Договор о добрососедстве и сотрудничестве в области экономики, промышленности, науки и техники.
В меняющемся мире Россия как никогда заинтересована в новых формах экономического взаимодействия. Ключевые секторы народного хозяйства нуждаются в коренной модернизации. Ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов в области управления. Немецкая сторона предлагает помощь в обучении отечественных специалистов методам и технологиям современного менеджмента.
В 1991 году филиал МГУ в Ульяновске посещает немецкая делегация. Официальную позицию Посольства ФРГ в Москве выражают советники доктор Маркус Эдерер и доктор Кристоф Айкхорн. Профессор Зигфрид Гроссе представляет Рурский университет в Бохуме. Этот достаточно молодой вуз активно внедряет инновационные формы работы. Одним из первых в ФРГ он использует новые практики присвоения стандартных степеней бакалавра и магистра.
Первая международная встреча в стенах ульяновского филиала имеет ознакомительный характер. Обсуждаются перспективы развития межвузовского сотрудничества. Достигаются договоренности о подготовке совместных документов. И российская, и немецкая сторона проявляют высокую заинтересованность. Это позволяет рассчитывать на масштабное разворачивание российско-германского сотрудничества в самом ближайшем будущем. Реализация сотрудничества от филиала МГУ поручается Ирине Царьковой, принятой в штат после окончания аспирантуры Московского института иностранных языков имени Мориса Тореза.
В этом же году руководство филиала посещает с ответным визитом Крефельдский университет. Это высшая школа прикладных наук Нидеррейн, которая располагается в городах Крефельд и Менхенгладбах. Основанная в результате слияния высших профессиональных и инженерных школ, школы искусств, она пользуется авторитетом ведущего учебно-исследовательского учреждения. В обучении студентов используется сочетание академического образования и новых технологий трансфера знаний. Организуемый в период обучения обмен технологиями, опытом и навыками обеспечивает высокий спрос на выпускников, которые становятся носителями новых знаний в экономике и социальной сфере.
Заключенные соглашения дают старт реализации программ, ежегодных образовательных обменов. В 1992 году готовится выезд первой группы студентов филиала МГУ в университет города Крефельда. В программу их стажировки входит углубленное изучение немецкого языка и основной специальности. Обучение в Германии для них является бесплатным, а расходы на проживание покрываются стипендиями из фондов Общества германо-российской дружбы.
Отправка студентов за рубеж становится важным для Ульяновска событием. Не только дружная университетская семья студентов и преподавателей, но и простые горожане провожают и встречают «наших иностранцев» на железнодорожном вокзале.
Встречным образом немецкие студенты посещают Ульяновск в составе приезжающих делегаций. Программа их пребывания в филиале МГУ включает знакомство с российскими обучающимися, участие в их студенческой жизни.
В 1994 году российско-германское сотрудничество выходит на качественно более высокий уровень.
Делегация филиала МГУ посещает один из старейших вузов Германии в Дуйсбурге. Университет имени Герхарда Меркатора ведет подготовку по широкому спектру педагогических, инженерных и общественных наук. Результатом визита становится подписание Меморандума о намерениях и Соглашения о всестороннем сотрудничестве. Документы подписываются ректором немецкого университета Робертом Бошем и ректором филиала МГУ Юрием Полянсковым. Стороны договариваются о создании Российско-Германского института, как совместной образовательной структуры.
Сама идея выдачи студентам двух дипломов, российского и германского, является новаторской для отечественной системы вузовского образования. Освоение отечественной и немецкой программ планируется организовать в течение одного академического периода. Реализация данной идеи требует самой серьезной, учитывая ее международный уровень, подготовки.
Преподаватели из Дуйсбурга и Ульяновска начинают работу по интеграции учебных планов и программ. Анализируются специальности, связанные с физикой, прикладной математикой и информатикой, менеджментом организации. Время обучения этим профессиям в каждой из стран может быть сокращено путем взаимозачетов, пересмотра дисциплин и длительности учебных программ. Координация работ с российской стороны поручена доценту ульяновского физтеха Сергею Червону.
Российско-Германский институт начнет полномасштабную работу в1999 году. На первых трех курсах студенты филиала МГУ пройдут специальную языковую подготовку в объеме, необходимом для качественной адаптации к обучению и проживанию в Германии. Углубленное изучение своей основной специальности, начатое в Ульяновске, будет продолжено в течение двухлетнего периода на базе немецких вузов. По результатам успешного освоения этой международной программы каждый выпускник получит два диплома государственного образца РФ и ФРГ.
Высокая результативность работы с немецкими университетами достигается во многом благодаря личному участию руководителя германо-российского общества Гельмута Купски. Он самым активным образом включается в решение вопросов налаживания связей между ульяновским и немецкими вузами. Его идеи о расширении форм двусторонних отношений успешно реализуются в проекте «два диплома – за один период обучения», в программах двусторонних студенческих стажировок и летних выездных школ. При его непосредственном участии решаются вопросы приезда и обустройства российских студентов в Германии. Из средств возглавляемого им Фонда немецкая сторона приобретает лингафонный кабинет и поставляет его в ульяновский филиал. Заслуги герра Купски отмечаются российской стороной. Он становится первым иностранным гражданином, которому присваивается звание Почетного профессора Ульяновского государственного университета.
В развитии германо-российского сотрудничества самое активное участие с немецкой стороны принимают также представитель баптистской церкви Клаус Шильбах, известный в Крефельде меценат Хельмер фон Френтц, координатор международных связей от германо-российского общества Ютта Науманн.
Деятельность Российско-Германского института со временем охватит сотрудничество и с другими немецкими вузами. Это университеты городов Дуйсбург-Эссен, Оснабрюк, Фуртванген, а также Нидеррейнский университет.
Развитие в контексте нового российско-американского партнерства
Россия, как правопреемница СССР, заявляет интерес к выстраиванию партнерских, равноправных отношений с США. В течение 1992-1994 годов проводится ряд встреч на высшем уровне Бориса Ельцина с Джорджем Бушем-старшим и, позднее, с Биллом Клинтоном. Итогом совместной работы становятся документы, устанавливающие основы и правила двустороннего взаимодействия.
Подписывается Хартия российско-американского партнерства и дружбы. Обозначаются механизмы оказания экономической помощи России из средств различных международных фондов. Принимается Ванкуверская декларация о стратегическом партнерстве двух стран. Создается российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. Заявляются принципы и цели развития сотрудничества в разных сферах программы «Партнерство для экономического прогресса». Появляется ряд соглашений о развитии сотрудничества в научно-технической сфере.
В числе первостепенных национальных интересов Россия обозначает интерес получение помощи Запада в проведении собственных реформ. Строительство нового государства ведется на западных образцах политической демократии и рыночной экономики. Американское направление становится одним из приоритетных в российской внешней политике.
В 1993 году в Ульяновск прибывает представительная делегация из Университета Оклахома-сити. Это христианское учебное заведение, основанное в начале двадцатого века, входит в число самых престижных вузов в США. Участие во встрече принимают два вице-президента американского университета профессоры Дебора Миллз и Дэвид Ли Котон, а также директор Центра культурных проектов и одновременно супруга президента этого вуза Вирджиния Уолкер.
На встрече с зарубежными партнерами обсуждаются образовательные обмены по линии преподавателей, аспирантов и студентов. Подписывается предварительный Меморандум о намерениях. Документы предусматривают начало проработки вопросов по созданию единой межуниверситетской образовательной структуры.
В этом же году совместная делегация руководства филиала МГУ и ульяновских попечителей наносит ответный визит в Оклахому. Обсуждаются варианты реализации совместной образовательной политики. Проходит обмен мнениями о развитии меценатства при высшей школе.
Российские гости также обращают внимание на архитектуру и благоустройство территории, интерьер помещений. Особый интерес вызывают сложившиеся признаки принадлежности к университетской семье. Яркие впечатления оставляют университетские мантии, в которые студенты облачаются во время торжественных мероприятий.
По результатам визита утверждаются программные документы о создании Российско-Американского колледжа как уникальной международной структуры. Свои подписи под Соглашением ставят Президент университета Оклахома-сити Джеральд Уолкер, ректор филиала МГУ Юрий Полянсков и Президент Попечительского совета Михаил Федотов.
На первых порах организация российско-американского колледжа поручается одному из первых членов ректорской группы, профессору мехмата филиала МГУ Иннокентию Семушину. Через год его на этом участке работы сменяет декан-организатор гуманитарного факультета Валентин Бажанов. Открытие программы и запуск образовательного процесса происходят в 1995 году, когда деканом становится кандидат экономических наук Ирина Гурова.
Новый факультет реализует механизм совместного обучения студентов по линии бизнес-образования. В течение первых трех лет российские студенты обучаются специальности «Мировая экономика» или «Менеджмент организации» в стенах филиала МГУ. Далее они продолжают учёбу в американском университете для получения степени бакалавра по направлению «Деловое управление». Студенты, в полной мере выполнившие академические требования, получают два диплома российского и американского образца.
Сейчас, в 1993 году, широким фронтом разворачиваются и другие формы совместной работы при поддержке Центра культурных проектов Оклахомского университета.
В стенах филиала МГУ стартует серия международных бизнес-семинаров. Американскую сторону представляют ученые из Института США и Канады и видные бизнесмены. Постоянными участниками от Ульяновска становятся руководители Куйбышевской железнодорожной компании, международной авиакомпании «Волга-Днепр», Ульяновского автомобильного завода.
Российско-американский языковой лагерь проводится для первых студентов факультета международного сотрудничества. Полное погружение в языковую среду для будущих лингвистов и переводчиков происходит на площадке ульяновской турбазы «Факел».
В порядке содействия укреплению материально-технической базы американская сторона поставляет в филиал МГУ оригинальные технические средства и программное обеспечение для дистанционного обучения, более 500 книг американских авторов по экономике и менеджменту. Уникальную библиотеку изданий на языке оригинала в Ульяновск привозит известный в США ведущий телевизионных каналов Джек Боуэн.
Заключенные с Университетом Оклахома-сити соглашения открывают возможности успешного трудоустройства за рубежом, изучения современного опыта в рамках прохождения выездных стажировок.
Елена Семушина, как студентка ульяновского пединститута, проходит стажировку в Хоуп Колледже города Чикаго по линии подготовки профессиональных переводчиков для АО «Симбирск-Диалог». По окончании обучения в вузе она привлекается к работе Центра культурных проектов в Оклахома-сити и становится координатором взаимодействия с филиалом МГУ с американской стороны. Начальник международного отдела Елена Гузенко за счет средств зарубежного фонда проходит двухлетнюю стажировку в Университете Оклахома-сити по теме управления системами высшего образования и международными вузовскими связями.
Американское направление не ограничивается взаимодействием с одним университетом. Поддержка международных фондов позволяет ульяновскому вузовскому сообществу рассчитывать на новые формы признания и развития.
Советско-американский фонд «Культурная инициатива» создается в 1988 году в рамках соглашения между тогда еще советскими и зарубежными фондами. Благотворительная организация существует на средства американских финансистов. Участие в конкурсных номинациях «Экономическая инициатива», «Правовая культура», «Гражданское общество» позволяет рассчитывать на получение финансового гранта, оплаты зарубежной поездки или закупки необходимого оборудования.
Коллективный грант международного фонда за работу по изучению термодоноров в кремнии получает физтех ульяновского филиала. В команду под руководством проректора по научной работе Сергея Булярского входят доцент Сергей Моливер и студент четвертого курса Вячеслав Светухин. Индивидуальный грант из средств данного фонда выигрывает профессор Виталий Сыч. Первым за историю ульяновского филиала МГУ признанным за рубежом профессором становится специалист в области исследования комбинационного рассеяния света, доктор наук Владимир Горелик.
Одна из самых престижных зарубежных Программа Фулбрайта заявляется, как инструмент нахождения взаимопонимания между народами разных стран. Студенты, ученые, специалисты имеют
возможность проявить интерес к обучению, преподаванию, исследованиям в других странах мира. В случае успешного участия в конкурсе они получают на эти цели возмещение финансовых затрат на эти цели. Грантовая поддержка обеспечивает двухлетнюю стажировку Юрия Синягина в Сиракьюзском университете. Александр Кемер, Владимир Учайкин, Александр Андреев, Сергей Червон выезжают в зарубежные вузы для чтения лекций и работы по приглашению.
Формирование мощного фундамента языковой подготовки
Открытие границ предоставляет гражданам недоступные ранее возможности знакомства с зарубежными странами. Повышенным спросом среди соотечественников начинает пользоваться подготовка по иностранным языкам. Руководство филиала МГУ принимает решение о создании в своей структуре профильного научно-образовательного подразделения.
Факультет международного сотрудничества образуется в 1992 году. К его организации привлекается специалист в области грамматики немецкого языка, кандидат наук из Московского пединститута иностранных языков Олег Радченко. Координатор российско-германских связей Ирина Царькова берется за организацию немецкого отделения в составе нового факультета и кафедры немецкого и французского языков.
Научно-педагогический состав факультета формируется путем привлечения квалифицированных специалистов из профильных языковых центров России и ближнего зарубежья. С должности заведующего кафедрой немецкого языка Оренбургского пединститута в филиал переводится профессор Александр Фефилов. Из Могилевского пединститута в филиал переводится специалист в области реферирования, доцент Нина Чиркова, из Вильнюсского высшего командного училища – доцент Инна Пуник.
Набор студентов ведется на специальности переводчиков с английского и немецкого, лингвистов, преподавателей. Ставятся задачи повысить уровень владения иностранными языками как среди российских студентов, обучающихся на неязыковых специальностях, так и штатных преподавателей ульяновского филиала. Для последних организуется бесплатный для посещения кружок обучения английскому языку.
Особое внимание уделяется организации работы с иностранными студентами. К середине девяностых годов их общее число в филиале МГУ превышает сотню. Нужно помочь им адаптироваться к обучению в незнакомой среде на неродном языке. Требуется задействовать самые современные методы их языковой подготовки и обучения страноведению.
В 1992 году организуется кафедра русского языка, как иностранного. Первым заведующим становится кандидат филологических наук из Ташкентского госуниверситета Алевтина Нечаева.
В состав кафедры входят опытные специалисты по работе с иностранными студентами из ульяновских высших военных заведений. Из училища связи на новую кафедру переходят Ольга Литвинко, Анастасия Тарасевич, Ольга Полякова и Светлана Гудилова. Военно-техническое училище представляют Татьяна Ашуркова, Ольга Горюнова, Светлана Чеченева.
Для выстраивания системы привлечения лучших иностранных студентов и совершенствования работы с ними филиал подписывает соглашение о сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов. При прошествии нескольких лет, в 1995 году, данное направление работы приобретает окончательный вид. Деканат по работе с иностранными студентами возглавляет доцент медфака Фильзя Измайлова.
Интерес студентов зарубежных вузов не ограничивается изучением русского языка и общих сведений о стране. Страны Западной Европы проявляют повышенное внимание к процессам, происходящим в России. Это побуждает предложить им программы комплексного изучения российской истории и культуры. Складывается новый, достаточно глубокий по содержанию и обширный по объему, образовательный курс Russian Studies. В 1993 году в филиале открывается Международный центр славистики. Его деятельность повышает рейтинг филиала в международной образовательной системе и позволяет привлечь валютные средства во исполнение персональных контрактов с иностранными гражданами.
Факультет международного сотрудничества становится кузницей для выращивания управленческих кадров в сфере иноязычного образования. Выпускница первого профильного класса в школе № 40, экономфака и аспирантуры филиала МГУ Марина Чувашлова возглавит Российско-американский факультет, преобразованный из международного колледжа. Штатный преподаватель по немецкому языку Лариса Радченко будет руководить Российско-Германским институтом. Преподаватель английского языка Светлана Борисова выступит организатором объединения всех зарубежных образовательных программ под вывеской Института международных отношений в составе Ульяновского госуниверситета. Все эти события произойдут по прошествии времени, в начале двухтысячных годов.
Активный выход филиала на международный уровень становится одной из причин возникновения напряженности на местном уровне. Сама мысль о реализации платного обучения, так распространенного в западных странах, не соответствуют социальной политике региона в понимании Главы Ульяновской области.
Продолжение следует. Первая глава, вторая глава, третья глава, четвертая глава, пятая глава.