Сегодняшнее заседание по делу Эдуарда Шабалина продлилось более шести часов. Не выдержал даже представитель Никаса Сафронова адвокат Вячеслав Чагинский, попросив разрешения покинуть заседание пораньше. Допрашивали пятерых свидетелей. Вопросы касались форума социальных работников, который прошел в 2012 году. Обвинение считает, что Шабалин при его проведении похитил более 1,5 млн рублей: выполнял работы по более низкой стоимости, чем указано в госконтракте, либо вовсе не выполнял, а оставшиеся деньги обналичивал через афиллированную фирму "Гелиос Групп".

Так, сегодня допросили председателя федерации профсоюзов региона Анатолия Васильева, который в 2012 году возглавлял министерство труда и соцразвития Ульяновской области. Именно это ведомство и отвечало за проведение форума. Васильеву задавали вопросы более полутора часов. Гособвинитель Николай Косенков пытался выяснить, каким образом в ведомстве принимали работы.

– Фактически он [подрядчик] выполняет работы, а они [сотрудники] не проверяют это никаким образом. Госконтракт же по форме предусматривает, что подрядчик должен предоставить первичную бухгалтерскую документацию, на основании которой работы и должны быть оплачены. Фактически же он просто говорил, что выполнил работы, и ему перечисляли деньги. Например, сегодня в ходе допроса свидетелей мы выяснили, что теплоход для прогулки участников форума предоставлялся не на три часа, как было по контракту, а на самом деле на два часа. И таких позиций много, – пояснил после заседания гособвинитель Николай Косенков.

Например, как считает обвинение, пункт аренды помещений в мемцентре в смете позже был заменен на изготовление брошюр, посвященных форуму. При этом сумма осталась той же самой, хотя отпечатать брошюры было гораздо дешевле, чем арендовать помещения. Кроме того, часть работ по госконтракту выполнялась силами самого министерства, а не подрядчика - например, видеосъемка мероприятий.

Васильев утверждал, что все работы "Гелиос Групп" были выполнены, а если какая-то сумма и могла быть не израсходована, подрядчик якобы был вправе оставить ее себе. При этом все, что касалось документов, связанных с приемкой работ, Васильев переводил на своих тогдашних замов - Зинаиду Кудинову и Светлану Егорову.

Зинаида Кудинова

Следом допрашивали саму Кудинову и сотрудницу министерства Веру Григорову, которая в 2012 году размещала госконтракт на проведение форума. Все они отвечали на вопросы с трудом, ссылаясь либо на то, что не помнят обстоятельств, либо пускались в пространные объяснения – гособвинителю, адвокату Шабалина Елене Атряскиной и судье Юлии Потешкиной приходилось с трудом выуживать необходимую информацию. Активно участвовал и сам Шабалин.

Зашла речь и о картинах Никаса Сафронова. Васильева спрашивали, бывал ли он в кабинете Шабалина и видел ли там картины, в частности изображение Владимира Путина авторства Сафронова. Васильев сказал, что был у Шабалина, но сами картины не запомнил. Но точно знает, что спрашивал хозяина кабинета, ему ли принадлежат эти полотна. Тот ответил: да, это его личная собственность.

— Почему вдруг вы решили узнать у Шабалина, кому принадлежат картины? — спросил Чагинский.

— Это мой личный интерес. Я люблю картины. И художников, — признался Васильев.

Кудинова тоже рассказала, что была у Шабалина, видела у него некие картины, и в разговоре он заявлял, что некоторые из них — Никаса Сафронова. При этом она повторила слова Васильева, что Шабалин упоминал, что картины — его собственность.

Следующее заседание состоится завтра, 5 сентября. По словам Косенкова, планируется допросить эксперта из Третьяковской галереи и оценить ценность картин Сафронова. Сам художник до сих пор в процессе участия не принял - с ним планировалась конференц-связь, которая пока не состоялась.

Напомним, Шабалина обвиняют в хищении 13 картин Никаса Сафронова стоимостью 22 млн рублей, а также в двух эпизодах мошенничества в особо крупном размере и одном – превышения полномочий. Они совершены с 2012-го по 2014 год во время его работы директором Ленинского мемориала. По версии следствия, Шабалин похищал деньги, выделенные на проведение различных форумов. Сам он вину не признает ни по одному из предъявленных обвинений.

Николай Андреев