Глава министерства образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова ответила на вопросы читателей портала 73online.ru. Их поступило более сорока и для того, чтобы ответить на каждый, министру потребовалось серьезно подготовиться. Как выяснилось, ульяновцев интересует грядущая передача образовательных учреждений из муниципального ведения в региональное подчинение, уровень зарплат педагогов, поборы в садиках и школах, сроки перехода на «пятидневку», тяжелые ранцы и нагрузки на детей, вынужденных до глубокой ночи сидеть над учебниками.
Главная, судя по вопросам читателей портала, проблема образования в Ульяновской области – неистребимые поборы в школах и детских садах. Как выяснилось, она волнует не только родителей, но и чиновников:
- Вопрос поборов стоит на особом контроле ведомства, - отвечает министр образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова. - Мы активно взаимодействуем с Общественной палатой Ульяновской области, в сентябре провели совместную расширенную встречу с участием руководителей школ и детских садов, представителей родительской общественности. Пришли к общему мнению, что навести порядок может создание попечительских советов при образовательных организациях. В соответствии с законодательством, сбор финансовых средств в учреждениях в любых случаях запрещен. Исключение - добровольные пожертвования. Они могут инициироваться родителями для улучшения условий образовательного процесса. Бывают ситуации, когда родительский комитет выступает за приобретение чего-либо, но не все располагают необходимыми средствами и возникают скандалы. Попечительские советы при учебных заведениях могут стать юридическими лицами и распределять собранные добровольные взносы по мере необходимости. Если кто-то не хочет или не в состоянии внести средства, заставить его никто не может.Мы выступаем за то, чтобы этот процесс был законным и максимально прозрачным.
- Вам известен номинал подарков учителям к различным праздникам? Считаете ли вы их нормальными, а главное искренними?
- Преподнести букет цветов, отдав дань уважения учительскому труду, педагогу, который вкладывает душу и сердце в своего ученика, в наше с вами будущее - это, на мой взгляд, нормально. Но не более того.
- 91 садик, шестая группа - 19 детей. Родительский комитет, по просьбе воспитателей, собирали деньги (двое отказались) на химические и дезинфицирующие средства, хозяйственные мелочи, логопедические пособия и магнитную доску, на ремонт спальни, телефон, пластиковые контейнеры для хранения вещей, канцтовары. Вопрос: чем обеспечивает садик государство? На что родительский комитет вправе собирать и тратить деньги? Почему в садиках нет даже канцтоваров?
- Регионв достаточном количестве обеспечивает все потребности системы образования. Образовательные учреждения не имеют права собирать деньги на учебные пособия, хозяйственные и канцелярские товары или ремонт. Существуют законные механизмы для добровольных пожертвований родителей – юридически оформленные попечительские советы. Родительские комитеты не имеют права собирать денежные средства на какие-либо нужды. На каждую подобную ситуацию мы реагируем. Заданный вопрос требует детального рассмотрения, поэтому просим автора обратиться в виртуальную приемную на сайте министерства. Можно позвонить по телефону доверия 37-01-67 и задать интересующие вопросы. Обращение будет детально рассмотрено и даны соответствующие разъяснения.
- Вы способны прекратить «добровольные пожертвования» или стоит попросить помочь в этом Президента?
- Ещё раз отмечу, что добровольные пожертвования вправе принимать только юридически оформленные организации. В учреждениях образования ими могут быть попечительские советы. Остальные сборы являются незаконными. Процедура пожертвований должна быть прозрачной, следует понимать на какие цели идут те или иные средства.
- Пожалуйста, запретите все дополнительные платные услуги в школах. Родителей под разными предлогами заставляют на них соглашаться. Мы от безысходности возмущаемся дома на кухне и в своем кругу, но в итоге платим. Школа не коммерческая организация, пусть занимается своим непосредственным делом - учит детей, а не зарабатывает деньги. Можно ли что-то сделать в данной ситуации?
- Школы в России ведут обучение по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на бесплатной основе. Кроме безвозмездных образовательных услуг они могут оказывать и платные по соответствующе утверждённым правилам. Все виды платных образовательных услуг не являются обязательными и носят добровольный характер.
- Когда прекратится так называемая благотворительная помощь со стороны родителей в школах? Ребенок учится в 30-й. За несколько лет купили несколько предметов техники по просьбе учителей с мотивацией, что это нужно для детей или для их учителей! Сделали ремонт в классе. Родители не могут отказать - не хочется портить отношения с учителем. Наш класс такой не один. Задайте вопрос директору, на какие средства куплены принтеры, проекторы, телевизоры, жалюзи? Родителей вынуждают покупать и делать ремонт за свои деньги. И не надо говорить про благотворительность - министр образования России заявила, что это преступление, когда же это прекратится?
- Сколько уже говорили, что на охрану деньги собирать незаконно, тем не менее, каждый год одно и то же. Почему в лингвистической гимназии собирают на охрану по 400 руб. за 4 месяца? Это законно или незаконно? Объясните, пожалуйста.
- Уважаемые родители, ещё раз хочу напомнить, что все поборы – вне закона. Регион в достаточном объеме обеспечивает образовательные учреждения всем необходимым. Принуждать родителей сдавать деньги на оплату услуг по охране никто не имеет права. Кроме того, учебные учреждения не имеют права брать деньги на учебники, ремонт, на покупку мебели, замену окон, дверей, на благоустройство территории, в том числе на покупку рассады или саженцев, на приобретение музыкальных инструментов и спортинвентаря, на занятия, которые предусмотрены федеральными стандартами, на покупку компьютеров, наглядных пособий, включая игры и игрушки. И это примерный список, строгого перечня нет. Ваши обращения носят очень серьёзный характер и требуют детального рассмотрения. Рекомендуем изучить раздел обращений граждан на сайте Минобра или позвонить по телефону доверия 37-01-67. По всем проблемным вопросам будут даны разъяснения.
- При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ проходят пробные экзамены. И они платные! Один 250 рублей, четыре - уже 1000. Родители покупают сборники по предметам для подготовки к экзаменам - от 300 до 350 рублей каждый. Четыре - это 1400. Покупаем каждый год атлас и контурную карту, рабочие тетради по предметам. Сумма выходит немаленькая, а говорят, образование у нас бесплатное.
- В Ульяновской области государственная итоговая аттестация, как и пробные экзамены, которые проводятся в апреле - бесплатны для учащихся. Организационным сопровождением занимается региональный Институт развития образования. С целью подготовки к государственной итоговой аттестации школьников 9 и 11 классов проводится тренировочно-диагностическое тестирование, стоимость которого составляет 250 рублей. В нее включена подготовка контрольных измерительных материалов, оплата труда педагогических работников, налоги и затраты, связанные с формированием индивидуального пакета участника. Тестирование проводится только на заявительной основе, не является обязательным и не может влиять на допуск или сдачу государственной итоговой аттестации.
- Когда будет выстроена вертикаль власти: министерство – управление – школа? Нынешняя рекомендательная система себя уже исчерпала. Получается абсурд, когда никто ни за что не отвечает, управления не хотят работать, а министерство не может их заставить, только рекомендовать.
- Что будет с управлениями образования районов при переходе школ на региональный уровень? Как будет построена вертикаль управления со школами в районах?
- Сократят управления образования и в октябре раздадут всем уведомления о сокращении работников? Старики не нужны?
- Вопрос о поэтапном переводе всех образовательных организаций региона под крыло региональной власти разрабатывается. Единовременный перевод сложен и затратен. Это не простой процесс, который требует детальной проработки. Введение системы позволит «стереть» границы в нашей системе, что даст возможность учителям и школьникам использовать образовательные ресурсы других муниципалитетов. Даст импульс для развития уже на имеющихся ресурсах. Кроме того, посудите сами, из 16 миллиардов рублей большинство средств на школы идут из областного бюджета. При этом муниципалитеты не всегда верно распоряжаются этими деньгами. Теперь регион получает возможность создания единого информационного и мониторингового пространства, что обеспечит повышение эффективности управления образовательной системой, уберёт лишние звенья в этой вертикали. При этом, мы говорим не просто об изменении организационно-правовой формы и межбюджетные отношения. Мы ведём речь о преобразовании институтов управления образованием. Сейчас детально прописывается пошаговый трёхлетний план перехода школ в областное подчинение, поэтому такая реорганизация не должна негативно сказаться на педагогах или учениках.
- Когда поменяют окна в школе и детском саду поселка Мирный Чердаклинского района? Оконные рамы - в критическом состоянии. Может случиться трагедия. Дети часто болеют из-за низких температур в помещениях.
- Министерством образования и науки Ульяновской области проводится колоссальная работа по модернизации материально-технической базы подведомственных учреждений. Только при подготовке к новому учебному году из регионального бюджета выделено порядка 100 млн рублей на проведение крупных ремонтов в 14 сельских школах. Работа идет в рамках реализации госпрограммы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2020 годы. В рамках подготовки к новому учебному году в Мирновском детском саду заменены четыре окна в групповой комнате, двери в музыкальном зале. В школе поселка заменили шесть оконных блоков. В августе муниципалитет подал необходимые документы в региональное Министерство образования для входа в госпрограмму софинансирования ремонтных работ из областного бюджета.
- Разъясните, как соблюдается законодательство РФ при уничтожении Музпедколледжа на Ленина?
- По направлению работы этот колледж очень близок к культуре и искусству, поэтому принято решение поменять его учредителя. С июля 2017 года Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий передан в ведение Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области. Однако хочу отметить, что Минкультом принято решение сохранить в нём все образовательные программы.
- В школе № 10 детей просто травят в столовой. Установите камеру - сами увидите и услышите. Воровство, да не простое, а круговое. Директор школы в курсе. Никого не боятся. Прокуратура по ним плачет!
- В регионе уделяется большое внимание вопросам здорового питания школьников. Существует многоуровневая система контроля качества, в том числе и бракеражные комиссии. Вы можете принимать участие в контроле за организацией питания, в дегустациях. Родители – такие же полноправные участники образовательных отношений. Ваш вопрос носит серьёзный характер и требует детального рассмотрения. Просим обратиться в нашу общественную приемную на сайте министерства или на информационно-справочную телефонную линию 37-01-67. Компетентные специалисты ведомства рассмотрят ваше обращение.
- Почему детей, завтраки которых оплачиваются из бюджета, кормят по отдельному меню, которое отличается от того, что дают ребятам, родители которых платят сами? Набор продуктов разный. «Бесплатников» посадили на пустое пюре или макароны, а у платников пюре с мясной подливой или запеканкой?
- Разное меню для «бесплатников» и детей, питание которых оплачивают родители, является нарушением федерального законодательства. К сожалению, в некоторых муниципалитетах встречаются отдельные случаи. По каждому из них проводятся проверки и принимаются соответствующие решения. Просим сообщить конкретно наименование образовательной организации в нашу общественную приёмную или на телефон доверия, чтобы мы разобрались по данному факту.
- Добрый день. В Старой Майне на моём земельном участке незаконно расположена выгребная яма Старомайнской СОШ№2. Думаю, этот вопрос надо сдвигать с мертвой точки. Может, заодно и коррупцию победим.
-Вопросы, связанные с земельными участками в муниципальной собственности не относятся к компетенции Министерства образования и науки Ульяновской области. Однако не можем оставаться в стороне от вопросов, касающихся учреждений образования. Для детального прояснения ситуации рекомендуем обратиться в администрацию Старомайнского района, то же самое со своей стороны сделаем мы.
- Убедительная просьба рассмотреть вопрос о переводе школ на пятидневку. У детей совершенно нет выходных, воскресенье посвящено подготовке уроков на понедельник. Можно ведь внести изменения в учебную программу, исключив из нагрузки, начиная с 7 класса, музыку и изо. Достаточно начального звена, а эти часы посвятить более важным дисциплинам. Будут ли выполнены обещания министра образования РФ?
- Вопрос о пятидневке или шестидневке в образовательных учреждениях можно и нужно решать непосредственно с родительским комитетом и директором школы. При этом надо помнить, что учебный план должен соответствовать уставу школы, санитарным нормам, правилам к условиям и организации обучения. Отмечу, что сейчас, согласно законодательству, только в первом классе не допускается организация образовательной деятельности по шестидневной учебной неделе. Во всех остальных случаях школа принимает решение самостоятельно. Например, с 1 сентября в Барышском районе все общеобразовательные учреждения, за исключением школы села Калда, перешли на пятидневку. Решение принято с участием родительской общественности. В Калдинской школе оставили шестидневку, потому что там преподают родные языки, которые в пятидневку не укладываются.
- Не укладываются у многих в школьные рюкзаки и все необходимые учебники. Родители жалуются на тяжесть ранцев и нагрузку на детей при выполнении домашних заданий. Можно ли как-то изменить ситуацию?
- Дети стараются, а некоторые педагоги им просто отбивают желание учиться. И еще доблестные учителя ставят двойки за забытый учебник. Их совершенно не интересует тяжесть портфеля, длительность вечерней нагрузки. Что с этим делать и куда обращаться?
- Очень тяжелые портфели. Расписание в школах составляют так, что в один день все шесть предметов с учебниками и тетрадями. Какая осанка будет у ребенка? О нормативе веса портфеля вообще молчу. В 90-х годах была модульная система – в один день всего три предмета. И готовиться проще, и времени больше для изучения материала, и, наконец, портфель полегче. Может все новое – это хорошо забытое старое?
- Существует ли норматив времени на подготовку к урокам? Каждый день с 16.00 до 23.00 учим и это только 7 класс. Что будет дальше - страшно представить.
- Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей регламентируется СанПиН. Но не секрет, что современные канцелярские принадлежности часто отличаются по весу от норматива. Поэтому родителям рекомендуем пересмотреть выбор принадлежностей, а что касаетсяобъёма домашних заданий, нужно смотреть на индивидуальные особенности ребёнка. Отмечу, что существуют утверждённые требования. Например, в 1-2 классах – это 1,5 часа, а в 9-11 классах – 3,5 часа. Если ребенок выполняет домашнее задание дольше, рекомендуем обратиться непосредственно к учителю для пересмотра требований.
- Считаете ли Вы законным и обоснованным ставить учащемуся оценку «2» за забытый учебник?
- Порядок выставления отметок школа определяет самостоятельно. Конечно, правила регламентируются соответствующим нормативным актом, который определяет формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся. Вы можете обратиться в учреждение и ознакомиться с этим документом.
- Как вы относитесь к тому, что требования, изложенные в так называемых Майских Указах Президента о необходимости введения единого учебника по истории Российского государства, не выполняются или намеренно тормозятся? Или у нас такая история, которая не может трактоваться однозначно?
- На федеральном уровне этот вопрос обсуждается. Как только будет принято соответствующее решение на уровне Российской Федерации, мы сразу запустим этот процесс у себя.
- Как вы считаете, существует ли разница между преподавателем и учителем? Я считаю, что звание учитель необходимо заслужить! Преподаватель - это тот, кто преподаёт урок, но его дети не слышат и не понимают. При нашей системе, которая называется образовательные услуги выгодно быть преподавателем в школе и учителем при репетиторстве за бешеные деньги....
-Преподаватель и учитель – это своего рода слова-синонимы. Один учит детей, другой преподаёт взрослым. Но то и другое звание человек должен носить с достоинством и подавать положительный пример своим ученикам.
- Добрый день! У нас в школе в шестом классе не проводятся уроки английского языка уже целый месяц по причине загруженности учителей. Просили директора решить проблему в ускоренном порядке, на что получили предложение обучать детей в языковых школах или в частном порядке за деньги. Хотелось бы узнать законный максимальный срок отсутствия у детей в расписании уроков и что можно сделать?
- Чтобы предметно рассмотреть Ваш вопрос, необходимо знать наименование школы. Поэтому рекомендуем обратиться в раздел обращений граждан на сайте Министерства образования, чтобы вопрос был рассмотрен детально.
- Когда перестанут выгонять людей на субботники в выходные дни? Если такое будет продолжаться, то будет ли оплата выхода в выходной день по закону?
- На этот вопрос можно ответить в двух ключах. Первый – это законодательный, он будет звучать следующим образом: привлечение сотрудников образовательных организаций к работе, не предусмотренной трудовым договором, в выходные дни без их согласия неправомерно. Работа в выходной день должна быть оплачена в двойном размере. Или, по желанию работника, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Если работодатель нарушает Ваши права, можно обратиться в государственную инспекцию труда. Второй – это человеческое отношение. Ульяновская область – наш родной дом. Мы должны беречь его и ухаживать за ним, убираться. Нет ничего страшного в том, что мы выйдем на субботник и займёмся благоустройством территории. Здесь жить нашим детям. И мы должны показывать им положительный пример.
- Когда будет повышение зарплаты в подведомственных учреждениях? Два года цены растут, а заработок на месте. Разница у чиновников и обычных работников – ой, большая, а работают они не меньше.
- С 1 июля 2017 года на 15% повышена заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования и педагогов организаций среднего профессионального образования. С 1 января 2018 года планируется повышение окладов работников, занимающих общеотраслевые должности рабочих и служащих. Дифференцированно, на 7-20%.
- Почему в школах распределением стимулирующей части занимается директор? Почему начальство награждает само себя и приближённых? Коллектив не голосовал, а протоколы не проведённых ни разу за год педсоветов липовые.
- При установлении премий по итогам работы в организации должна быть создана рабочая комиссия, которая организует работу по оценке результативности и эффективности деятельности работников организации. В свою очередь, результативность оценивается на основании соответствующего перечня критериев и показателей, который разрабатывается коллективом и утверждается локальным актом по согласованию с профсоюзной организацией или иным органом, представляющем интересы всех работников. Таким образом, премии распределяются коллегиальным органом организации. При несогласии с оценкой его труда любой работник имеет право обращаться за соответствующими разъяснениями в комиссию, направлять предложения по пересмотру утвержденных критериев и показателей. В отстаивании интересов работников по данному вопросу активную позицию необходимо занимать профсоюзной организации.
- Почему в школе нет нормальных туалетов? На 700 детей - 12 унитазов без кабинок и одна раковина в женском туалете? Когда в столовой появится достаточное количество столов и стульев, чтобы дети не ели на окнах? Когда санэпидстанция впрямую займётся своим делом и накажет директора за плохие обеды для детей, а не будет удовлетворяться взятками в виде сумок с продуктами из той же столовой? За что награждён зам директора по хозяйству в данной школе?
- Чтобы предметно рассмотреть Ваш вопрос, необходимо знать наименование школы. Поэтому рекомендуем Вам обратиться в раздел обращений граждан на сайте Министерства образования, чтобы вопрос был рассмотрен детально.
- Каким образом происходит расчет оплаты труда за классное руководство в системе СПО? Когда предусмотрено повышение оплаты труда?
-Доплата за классное руководство является выплатой компенсационного характера. Рассчитывается следующим образом - это 10% от должностного оклада, ставки заработной платы. В учреждениях профессиональных организаций должностной оклад равен 6150 рублей, соответственно за классное руководство предусмотрена оплата 615 руб. В указанных размерах доплата за классное руководство устанавливается при наличии в классе количества обучающихся не менее норматива наполняемости, в иных случаях – пропорционально нормативу наполняемости исходя из количества обучающихся. Повышение доплаты за классное руководство в 2017 году произошло 1 июля, повысился должностной оклад преподавателей, соответственно повысилась и сама доплата.
Вопросы о карьерных перспективах некоторых работников системы образования Наталья Семенова сочла некорректными и отвечать на них отказалась. Редакция портала 73online.ru благодарит читателей за вопросы, а Наталью Семенову за исчерпывающие ответы всем участникам интернет-конференции.