На минувшей неделе правительство России под руководством Дмитрия Медведева ушло в отставку. Главой кабинета министров Медведев пробыл восемь лет. На этот срок пришлось, в частности, начало украинского кризиса, напряженность в отношениях между Россией и Западом, введение против российских чиновников санкций и принятие Москвой контрсанкций, из-за которых в России уничтожались попавшие под ограничения продукты. Одним из самых одиозных решений правительства Медведева стало повышение пенсионного возраста - это привело к массовым протестам по всей России, а личные рейтинги премьер-министра рухнули и так и не восстановились. По мнению экономистов, премьерство Медведева запомнится скорее стабильностью, чем ростом: в последние годы темпы роста экономики России начали замедляться, а правительство почти безуспешно пыталось их повысить. При этом доходы населения падали почти пять лет. Также это время запомнится громким коррупционным расследованием и крылатыми фразами главы правительства, самая известная из которых «Денег нет, но вы держитесь».

Марина Алексеева, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области:

- Возьмусь сказать о некоторых значимых решениях в финансовой, инвестиционной и экономической повестке в последние годы. Финансы: бюджетное правило позволило восстановить полностью исчерпанный резервный фонд (ФНБ) и сделать бюджет почти независимым от колебаний цены на нефть. Стабилизировался курс рубля. Условия амнистии капиталов дали возможность вернуть большие деньги в страну. Сейчас мы наблюдаем беспрецедентно дешёвые деньги на рынке капиталов. Ставки на кредиты не были столь дешевыми никогда. Экономика: разворот на резкое снижение зависимости от ресурсов (газ, нефть и т.д.) и фокус на импортозамещение. Восстановление аграрного сектора - важнейшее, на мой взгляд, достижение. Курс на цифровизацию экономики. Инвестиции: фокус на формирование благоприятного инвестклимата и как результат - рост позиций России в рейтинге Doing Business (за четыре года - с 40-го на 28 место). Создание особых преференциальных норм (зон) для инвесторов: ОЭЗ, ТОСЭР, СПИК и т.д. Новой вехой, надеюсь, могли бы стать озвученные инициативы об инвестировании части ФНБ в проекты развития инфраструктуры регионов России. Возникла и совершенствуется новая форма инвестиционного взаимодействия государственного и частного капиталов - государственно-частное партнёрство. Спрос велик, желание инвесторов высоко, возможности - ещё больше. Я вижу, как интенсивно развивается этот сектор и как много у него перспектив.

Василий Гвоздев, первый заместитель председателя Заксобрания Ульяновской области, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия»:

- Правительству Дмитрия Медведева пришлось работать во времена санкций и вызовов после Олимпиады 2014 года, жесткой внешней политики по отношению к нашему государству и других кризисных моментов, по которым необходимо было принимать решения по стабилизации. Нужно было реагировать на ситуацию в Крыму, конфликт с Украиной, ситуацию в Донбассе. И если сложить все эти факторы, то уже в 2018-2019 годах меры, которые принимались президентом и правительством, позволили не уйти в пике, не ухудшить ситуацию, а, наоборот, стабилизировать ее. В своем послании президент отметил, что золотовалютные запасы на 7% превысили внешний долг, и теперь их смело можно тратить на внутренние проблемы – это тоже результат работы правительства. Мы пережили перестройку предприятий с внешнего рынка на внутренний, особенно в сфере сельского хозяйства, многие вещи пришлось замещать – это все сделало правительство. По большому счету, оно справилось со своими задачами. Но сейчас задачи новые - у президента, у населения в первую очередь, и для их решения нужны новые люди.

Дмитрий Вавилин, министр промышленности и транспорта Ульяновской области:

- Большими и серьезными изменениями, которые произошли в последние два года. На мой взгляд, правительство полностью повернулось лицом к регионам. По крайней мере, федеральные Минтранс и Минпромторг очень тесно начали сотрудничать с регионами. Что касается увеличения пенсионного возраста, то я бы не стал относить это решение исключительно на счет правительства РФ. Мне кажется, что это более всеобъемлющий вопрос и он связан в целом с госвластью России.

Олег Асмус, генеральный директор Центра стратегических исследований Ульяновской области:

- Тем, что менялись министры. А вообще, тяжело ответить на этот вопрос. Кажется, что это правительство было всю жизнь, и по моим ощущениям, это был очень долгий период. Почти все, что происходило в моей жизни и жизни региона, происходило при этом правительстве. Я помню, что ранее главой правительства был Владимир Путин, а до этого Дмитрий Медведев. Это все одно и то же для меня, а кто был раньше, вспоминается с трудом, как будто это было в прошлой жизни. Что касается пенсионного возраста, то я не ассоциирую это решение именно с правительством.

Айрат Гибатдинов, вице-спикер Заксобрания Ульяновской области от КПРФ:

- Своей отрицательной деятельностью: пенсионной реформой, повышением НДС, полным разрушением экономики. При этом правительстве увеличилось официальное количество бедных людей в России, а в Ульяновской области оно превысило 20%. Вот этим оно и запомнится. Я считаю, что замена Медведева просто номинальная - одни фигуры сменяют другие. Курс-то не меняется. Если бы президент заявил, что со сменой правительства произойдет и смена курса, но ничего такого не прозвучало. Это правительство просто накопило негатив. Пришел черед новых людей, которые также будут накапливать негатив.

Алексей Ситников, генеральный директор ООО «Ульяновская станкостроительная компания», сопредседатель регионального отделения ОНФ в Ульяновской области:

- Тем, что серьезное внимание уделялось развитию промышленности, созданию новых производств, а также созданию определенных условий для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, наладили налоговую систему и провели максимальную цифровизацию услуг. Российско-украинский конфликт тоже запомнился, но в большей степени это политическое решение - то, что исконно русская территория вернулась в состав РФ, я считаю историческим событием. Что касается пенсионной реформы, то она в любом случае назрела и должна была состояться, а в остальном это уже решение правительства, в каком виде они ее провели. Кроме того, были отменены советские стандарты, и я считаю, что это правильно, поскольку многие действующие акты неприменимы в современных условиях, они тормозили развитие экономики.

Елена Скворцова, Кирилл Биджанов