2020 год стал непростым для школьников: пришлось несколько месяцев учиться дистанционно - ни привычного класса со стоящим у доски учителем, ни шумных перемен с друзьями. Занятия проходили дома, за компьютером. Сейчас, накануне начала нового учебного года, родительское сообщество все еще бурно обсуждает тему онлайн-обучения. Многие уверены: буквально через две-три недели после 1 сентября дети вновь будут заниматься дома. Больше всего родители боятся, что онлайн-уроки навсегда заменят традиционные.

Василий Гвоздев, первый заместитель председателя Заксобрания Ульяновской области, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия»:

- Дистанционное образование в той или иной степени возможно и диктуется современными условиями. Здесь все зависит от классов. Если это дети до шестого класса, то лично я, как родитель, конечно, за его минимизацию. Чем младше ребенок, тем больше ему требуется личного общения с педагогами, а личное общение с друзьями очень социализирует и помогает развиваться. Чем старше ребенок, тем больше может добавляться «дистанционка», и это тоже нормально. Потому что подростки хорошо пользуются интернетом, получают там много знаний. Что касается пандемии, большинство семей оказались мало готовы к этому: интернет дома слабый, очень часто компьютеров у людей не хватает, и особенно взрослое поколение, бабушки и дедушки, не готовы и не могут помочь ребенку дистанционно заниматься с педагогом. Поэтому, с моей точки зрения, на качестве обучения учеников с 1 по 6 класс это сказалось. Но есть и плюсы, потому что все мы вынуждены были сами научиться многим вещам, работать в ZOOM и на других платформах, стали применять это более активно в том числе на работе, поняли, что не всегда нужно людей собирать, а можно сделать это в онлайн-режиме. Это помогает и сокращает издержки. Что касается образования, я очень надеюсь, что в этом году мы минимизируем «дистанционку», справимся с угрозами заболевания. Система образования очень серьезно готовится к соблюдению всех правил. Конечно, дети есть дети, они будут бегать и общаться, но дополнительные меры должны нам помочь, а вакцинация взрослых, которая начнется в октябре, также должна уберечь нас от срыва учебного процесса.

Светлана Опёнышева, советник губернатора Ульяновской области по информационным технологиям, руководитель ОГКУ «Правительство для граждан»:

- Есть дети, которые могут заниматься дистанционно, а есть те, кому необходимо работать непосредственно с учителем. Особенно это касается младших классов. Старшие классы, конечно, дистанционно могут обучаться, там и настрой совершенно иной: ребенок понимает, что ему нужно получать образование, может самостоятельно работать, когда ему дают дополнительные материалы. Но еще для каждого ребенка необходимо общение со своими сверстниками. Министр просвещения Сергей Кравцов обозначил, что 1 сентября все пойдут в школу, но нужно будет соблюдать все меры предосторожности. Весной был проведен мониторинг, и в министерстве просвещения сейчас есть полная картина в разрезе всех муниципальных образований и семей, сколько домов не имеют подключения к интернету. Их обеспечивали компьютерами, дети занимались по флешкам, на которых смотрели записи с материалами. Сейчас губернатором поставлена задача обеспечить техникой все семьи, которые не имеют компьютеров. Я за то, чтобы дистанционное образование было только в старших классах, а маленькие детки должны обучаться в школе. Это закладывание фундамента и стандарта знаний. У меня дети трех возрастов. Одна внучка окончила четвертый класс, другая внучка сейчас идет в девятый класс, моя дочь приняла решение, что она отдаст детей в гимназию дистанционно, потому что считает это нормальным. Еще один ребенок у меня учился дистанционно в девятом классе, окончил с красным дипломом и сейчас экстерном идет в одиннадцатый. В девять утра у него каждый день начинались уроки и до шести вечера он занимался. И вот здесь я могу сказать, что наши дети говорят, что их дистанционное образование очень даже устраивает. Если ребенок хочет слушать урок, он будет слушать, а очень часто учителю сложно держать внимание, когда в классе много детей. Многое зависит от самого ребенка, насколько он мотивирован на то, чтобы получить образование. Кто-то приучен учиться, а есть дети, которым главное - окончить школу хоть бы как. На «дистанционке», когда они учатся, каждый отвечает сам за себя, здесь не побалуешься, если ты что-то не послушал, тебе все равно дали домашнее задание, которое ты должен сделать. А когда ты в классе, можно что-то не сделать, где-то списать, еще и на уроке прослушать все.

Александр Чепухин, председатель комитета по бюджету и экономической политике Заксобрания Ульяновской области:

- Я считаю, что дистанционное образование — это вполне нормально. Если ребенок настроен учиться, он будет учиться и дистанционно, и сам будет информацию находить, и родители будут помогать, а если ребенок не настроен, ему даже никакая очная школа не поможет. Можно просто ходить туда и штаны протирать. Поэтому все зависит от желания, настроя и воспитания детей. Ничего плохого в «дистанционке» я совершенно не вижу. У меня старший сын, наоборот, рад и счастлив, что у них институт будет на онлайн-обучении в сентябре, чтобы еще один месяц на комбайне поработать. Средний также счастлив, что может в одну смену на «дистанционке» учиться, а во вторую - помогать. Поэтому для меня и моих детей это то, что нужно. И еще огромный плюс для нас в том, что школа в городе находится, а дети у меня - в деревне. Сейчас связь позволяет учиться и не ездить туда-сюда, тут вопрос и дороги, и удаленности, и удобства. Поэтому я - «за» двумя руками.

Ванда Аисова, общественный деятель, журналист, многодетная мать:

- Я очень негативно отношусь к дистанционному образованию в том виде, в котором оно было организовано. У меня четыре школьника, и с учетом того, что у нас дома два компьютера, один из которых мой рабочий, организовать процесс обучения было очень сложно. А так как я буржуй, по мнению нашего государства, то, естественно, помощь мне никакая не положена и обеспечивать меня компьютерной техникой никто не собирался, несмотря на все красивые заявления. Поэтому я хочу, чтобы школа вернулась в свой первозданный вид, потому что качество знаний ужасное, процесс организован так же.

Александр Щербина, генеральный директор ITECH.group:

- Короткое время на дистанционном обучении — это нестрашно, но несколько месяцев было уже тяжело. Для ребенка сидеть столько времени за компьютером — это большой перегруз. Хотя, при грамотном использовании, онлайн-формат дает большие возможности, можно, например, обучаться у преподавателей из других регионов или даже из заграницы. Но проблема в том, что ребенку нужно очень много времени проводить за компьютером, и как нам показалось, для его нервной системы это тяжело. К концу дня он уже очень уставший. Поэтому дозировано – окей, а если все обучение в онлайне, то через некоторое время эффективность начинает снижаться. Через месяц-два он уже половину информации не воспринимает. Также начали появляться проблемы с тем, что должна быть стабильная связь, специальное место. У нас есть отдельно выделенный кабинет, но он был мой, а стал сына, из-за этого все свои деловые встречи я проводил на кухне. Плюс периодически понимаешь, что ребенок отвлекается, нужно его контролировать, чтобы внимательно слушал и выполнял все задания. Дети всю эту систему уже «хакнули»: начинают то в туалет отпрашиваться каждые 15 минут, то у них вдруг нечаянно перестает работать камера. Уловок полным-полно, и они отчасти оправданы тем, что ребенок правда устает. Кроме того, система образования тоже не успела полностью адаптироваться под такой формат.

Анна Ежова