На заседаниях по "фармделу" изучают прослушку разговоров экс-министра здравоохранения Рашида Абдуллова: можно без купюр узнать, как решались вопросы в отрасли во время его руководства. Сам Абдуллов комментирует записи то с улыбкой, то с раздражением: по его мнению, они либо говорят о нем, как о хорошем министре, либо не имеют отношения к обвинению. Его адвокат считает, что "лишние" протоколы оглашают специально, чтобы о ее подзащитном плохо думали.
В начале заседания гособвинитель Максим Фролов озвучил ответ на запрос ФСБ, посланный в ООО "Гермес" – фирму, занимающуюся оптовой торговлей фармацевтической продукцией. Силовики наводили справки о проведении в Ульяновске совместных торгов и просили проанализировать документацию – и в ответе ООО говорится, что она составлена с целью ограничения конкуренции. Напомним, по версии следствия, обвиняемые якобы намеренно составляли документы, чтобы в аукционах побеждала "Ульяновскфармация".
Однако у адвокатов компетентность ООО "Гермес" вызвала вопросы. Им неясно, почему была выбрана именно эта фирма.
- Кто давал ей право высказывать личное мнение? Может, они обиженные, - такой довод, например, привел адвокат Игоря Тихонова Владимир Курашов.
Также защита указала, что в 2018 году ООО "Гермес" включалось в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, безоговорочно доверять фирме нельзя (по данным kartoteka.ru, общество действительно попадало в РНП в 2018 году за односторонний отказ от заключения контракта - прим. ред.).
Далее Максим Фролов зачитал расшифровку телефонных переговоров Рашида Абдуллова, прослушку которых ФСБ вела с первого дня его руководства министерством. Есть, например, его разговор с главврачом областной станции переливания крови Маратом Хапманом. Последний говорит, что устал и вообще хочет уволиться.
Р.А. - Рашид Абдуллов, М.Э. - Марат Хапман
Зачитали также стенограмму разговора Абдуллова с председателем Счетной палаты региона Игорем Егоровым. Они говорили об увольнении юриста, который, судя по комментарию Абдуллова, оспаривал результаты аудита торгов.
- Проводилась большая работа Счетной палаты, возник вопрос по юристу, который подавал в суд и начал оспаривать решение палаты, что могло привести к блокированию работы хосписа и проблемам в этой сфере. Решение о снятии с работы было принято заранее (до назначения Абдуллова - прим. ред.), - объяснил содержание разговора экс-министр.
Р.А. - Рашид Абдуллов, Е. - Игорь Егоров
В материалах дела есть также протокол записи разговоров Игоря Тихонова и Рашида Абдуллова, где они обсуждают увольнение Веры Григоровой - на тот момент замминистра здравоохранения, начальника департамента финансов и госзакупок. По всей видимости, следствие привело в деле этот разговор как доказательство того, что фигуранты могли влиять на назначение или увольнение руководителей в отрасли. Ведь обвинение строится на том, что Тихонов и министры давили на главврачей, угрожая увольнением, и заставляли заключать контракты с "Ульяновскфармацией". Однако Абдуллов утверждал, что Григорова сама захотела уйти из-за высокой нагрузки на ее должности. При этом Рашид Абдуллов не отрицал, что, будучи молодым министром, советовался по поводу назначения своих замов: упомянул бывшего спикера ЗСО Анатолия Бакаева, председателя правительства Александра Смекалина и его первого заместителя Екатерину Убу.
Остальные записи, по мнению Абдуллова, никакого отношения к предъявленному ему обвинению не имеют. А некоторые, наоборот, выставляют его с хорошей стороны.
- Это [протоколы разговоров] характеризует меня положительно, что я ежедневно держал руку на пульсе, - заявил Рашид Абдуллов.
Его адвокат тоже возмутилась тому, что оглашают якобы не имеющие отношения к делу протоколы разговоров (а некоторые из них содержат нецензурную лексику и внутреннюю кухню ульяновского здравоохранения).
- Таким образом, просто создается негативное отношение, в том числе у СМИ. Они записывают тексты, и представляете, если эти меморандумы с фамилиями больших людей просто выложат сейчас в сеть, какое отношение сложится у жителей региона к нашим подзащитным? Можно же выборку какую-то делать. Это специально нагнетание обстановки, - считает адвокат.
Во время обеденного перерыва Рашид Абдуллов почувствовал себя плохо и не смог принять участие в продолжении заседания. Без него продолжать не стали и отложили процесс до завтра.
Николай Андреев, Александр Стрельцов