Суд вернулся к рассмотрению "дела фармацевтов" после более чем двухнедельного перерыва. Заседания возобновились 30 ноября. Единственным свидетелем, которого допросили с тех пор, стала первый зампред правительства региона Екатерина Уба.
Разговор с Убой уложился в четверть часа. Вопросы ей задавали в основном по эпизодам с неисполнением судебных решений о выдаче лекарств орфанным больным (страдающим редкими заболеваниями - прим. ред.). Это 315 статья Уголовного кодекса, которая вменяется бывшим министрам здравоохранения Павлу Дегтярю и Рашиду Абдуллову в довесок к мошенничеству.
Беседуя с адвокатами подсудимых, Уба рассказала, что ситуация с препаратами для орфанников была тяжелой. Медикаменты стоили очень дорого, а дефицит бюджета минздрава региона на 2016-2018 года составлял порядка 2 миллиардов рублей.
– Была ли возможность у министра, в частности у Рашида Абдуллова, исполнить решение суда в отстутствие финансирования? - поинтересовалась адвокат Наталья Якупова.
– Это было очень сложно. Значит, нужно было где-то в другом месте забрать и отдать им (орфанным больным – прим. ред.), – ответила Уба.
Зампреда, в частности, спрашивали о ситуации с препаратом "Вимизим" для больного мукополисахаридозом ребенка. Уба рассказала, что лекарство не входило в федеральный перечень льготных средств, и для его получения необходимы были "дополнительные процедуры". "Это непростая история была", – заявила чиновница.
По словам Убы, и Дегтярь, и Абдуллов регулярно поднимали вопрос о дополнительном финансировании на исполнение судебных решений – обращались в министерство финансов, Законодательное собрание.
– Если министр обращается в минфин с просьбой выделить деньги на обеспечение ребенка, а минфин отвечает, что их нет – министр может еще что-то сделать? – спросила адвокат Дегтяря Ирина Савельева.
– Только в пределах выделенных ассигнований – смотреть и перераспределять деньги, – ответила свидетель.
– А это реально с учетом дефицитного бюджета минздрава в 2 миллиарда рублей?
– Это очень сложная история, – вздохнула Уба. По ее словам, почти каждый год бюджет осваивается на 98 и более процентов. "Это говорит о том, что денег впритык хватало только на выделенные направления", – объяснила она.
Подсудимый Игорь Тихонов попросил зампреда вспомнить время, когда та была депутатом Заксобрания и заместителем председателя социального комитета. Он поинтересовался, могла ли она на этой должности давать министрам и руководителям госучреждений указания, обязательные к исполнению. Вопрос был связан с тем, что самому Тихонову следствие вменяло давление на главврачей – якобы он заставлял их участвовать в совместных торгах, преследуя преступные цели. Тихонов настаивает на том, что не имел таких полномочий. Его вопросы Уба выслушала с удивлением и однозначно ответила, что указывать главам министерств и госучреждений как депутат не могла.
На этом зампреда отпустили. Следующее заседание состоится 8 декабря.
Андрей Семенов