Чемпионат России ждет реформа, сообщил вице-президент ФК «Волга» Сергей Кузьмин, отвечая на вопросы читателей 73онлайн в рамках интернет-конференции в канун победного для команды матча против вновь зажженой пермской «Звезды» - 2:0. Ульяновцы готовятся к грядущим переменам, заявил г-н Кузьмин, а кроме того, не оставил без ответа ни один из вопросов наших читателей, которые, кстати, нередко позволяли себе и переходить на личности.

- Накануне вы встретили 45-летний юбилей. Если не секрет, как отметили, кто поздравил, что подарили?

- День рождения встречаю всегда хорошо. Из таких личностей, что интересны именно вам, поздравили исполняющий обязанности президента Российского Футбольного Союза Александр Алаев, руководитель Профессиональной Футбольной Лиги Андрей Соколов, экс-министр спорта, а сейчас председатель профсоюза работников спорта России, один из руководителей Паралимпийского комитета Павел Рожков. Несколько человек «из той жизни» - из мира образования. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подарил «Большую книгу власти». Историческую. Сказал: почитает – потом расскажет нам, о чем она. Друзья все поздравили. Отмечу, что в такие дни очень хорошо делается срез – кто поздравляет, когда ты при должности, и кто, когда ты обычный человек. Настоящие друзья, все близкие поздравили. Это главное. Ну, а раз Фэйсбук такая штука, где всё видно, после поздравлений от Павла Дегтяря и Александра Смекалина еще очень многие присоединились.

- И все же не любят вас многие. Пришлось удалить довольно много даже оскорбительных сообщений. С чем такую нелюбовь связываете?

- А зачем меня любить? Если историю посмотреть, многих, кто не стремился всем нравиться, а старался что-то делать, не любят. На работу ходил не для того, чтобы меня все любили. Пусть хоть кто-нибудь из них добьется такой же любви, что получил Кузьмин на своих вторых выборах в городскую думу в 2010 году. В пять раз больше избирателей за меня проголосовало по сравнению с первой победной кампанией – под 80% в моем любимом 27 округе. Покажут такие результаты - тогда о любви и оценках работы поговорим. Те, кто комментирует мои действия в сети, как правило, скрываются за никами, а те, кто в лицо говорит – всех знаю, как и суть их.

- Возможно, в связи с этим наш читатель под ником УЛЬЯНОВЕЦ спрашивает: не надоело, что вас «футболят» из должности в должность? Может, действительно, сконцентрироваться на одном направлении?

- Начнем с того, что вся моя карьера, по сути, состоит только из трех блоков. В первой больше 10 лет отдал образованию и молодежной политике. Затем 9 лет связаны с профессиональной депутатской деятельностью. Третий блок – это футбол. Да, курировал и весь спорт в регионе, но и футбол – в частности. Сейчас продолжаю нести общественную нагрузку по молодежной политике в руководстве РСМ, остаюсь советником губернатора, ну а в качестве руководителя областной федерации футбола и вице-президента «Волги» работаю на постоянной основе.

- Кстати, ваше вступление в должность прошло незаметно. Чьим решением вы стали вице-президентом ФК «Волга»? Его принял губернатор Морозов или президент Рябов?

- На самом деле, нового назначения не было. Вице-президентом являюсь с момента возрождения клуба в 2006 году. Просто слагал полномочия на период госслужбы, а когда перестал быть заместителем председателя правительства Ульяновской области, автоматически вернулся в клуб.

- Г-н ЧИЧЕРОВ интересуется вашими личными успехами в спорте. Вы действительно играли под началом главного тренера «Волги» Сергея Седышева?

- Сергей Викторович Седышев – мой учитель и тренер. Всегда рассказываю, как раньше тренеры работали. Когда учился в средних классах, меня заметили на школьной площадке, а может, во дворе, и пригласили в «Авангард». Был период, когда пропустил тренировки. Вроде, приболел. Седышев приехал ко мне домой, чтобы проведать, уточнить, почему не хожу. Не то, чтобы подавал большие надежды, но перестал играть, во многом, из-за системы, которая тогда работала. Наш возраст 1973-74 годов рождения, который вел Седышев, передали тренеру 1972-73. Многие тогда ушли – и потому что конкурировать за место в составе пришлось с теми, кто старше, и по другим причинам. Да и позиция, на которую ставили, не сильно нравилась – левый полузащитник. Считаю, что две главные позиции – это нападение и ворота.

- Кстати, БОЛЕЛЬЩИКИ заметили, что вы смотрите футбол из-за ворот соперника. Примета?

- Скорее, традиция. Стараюсь там не хулиганить, но не всегда получается. Например, когда побеждали нижегородскую «Волгу», орал их вратарю на последних секундах, что это не их матч. Чудесным образом победили тогда – и скамейки не было, и судья так игру вел – гол не засчитал, пенальти не поставил, и давили нас соперники, которым терять было нечего. Когда незадолго до этой игры из-за концерта на стадионе разных звезд у нас не состоялась тренировка, обещал игрокам, что если победят в последнем матче, будет салют. Проигрывали. Сравняли. Мне звонят – включать салют, если ничья? В нервотрепке балбесами назвал и тут же мяч после углового залетает в ворота. Тут уже без меня салют начался.

- Вот о голах. СЕРГЕЙ КАЗИОНОВ спрашивает, куда у «Волги» делись нападающие? В связи с этим предлагает свою кандидатуру, причем, резюме прислал в стихотворной форме:

Я готов играть бесплатно. Деньги не нужны за гол.

Да, возможно уже старый, но люблю играть в футбол.

Дайте шанс забить кому-то или мячик хоть пиннуть,

Может с «Волги» мой начнётся звёздный футболиста путь.

Как могу себя представить? Рост, как Месси, две ноги.

Мой талант нужно направить. Где ты, тренер? Помоги.

У меня характер складный и привычек вредных нет,

В пас играю - я не жадный уже пару где-то лет.

Местный я, не заграничный. Недавно матч ваш посещал.

С Сызранью вы там играли. Мысленно вам помогал.

Я в Ульяновске давненько, знаю где стадион «Труд».

Буду я играть за «Волгу»! Если только позовут.

- Мне он тоже прислал это резюме. Предложил ему разместить у нас на сайте, но пока ответа не получил. Приятно, что у нас такие креативные болельщики. А если серьезно, нападающие от бога, к сожалению, не рождаются в каждом возрасте. Да, сейчас у нас действительно, один Георгий Заикин, но задачи брать кого-то еще здесь и сейчас, зная границы бюджета, у нас нет. Кто-то не подошел нам в силу недостаточных кондиций - тот же известный в спортивном мире Шогенов, который месяц тренировался здесь. Или хочет игрок большую зарплату, а мы можем предложить ему только среднюю, а по футбольным меркам, и вовсе маленькую. Он ищет другие варианты, не играет - мы ждем. Свои воспитанники? Ну вот есть у нас Михаил Дрязгов, потенциально хороший футболист, Кузнецов Ваня у нас играл – сейчас в Димитровграде, там же Геворг Хачатрян. Их потенциал мы знаем. Но пока ждем окончания трансферного окна. Отмечу, что у нас всегда «на флажке» получалось удачно завершать переговоры. Вот брали Виталия Бурмакова – мы знаем его плюсы, но и минусы знаем. Не будь их, играл бы в «Волге», а сейчас он в любителях – в чувашских Вурнарах. Или другой пример: брали в свое время Дмитрия Голубева в последний момент – он у нас раскрылся и пошла у игрока карьера. Давали второе дыхание и так называемым «сбитым летчикам» - они нам помогали, а мы им толчок к дальнейшему развитию. Но сейчас у нас идет омоложение состава. Взяли несколько ребят бесплатно и на небольшую зарплату из «Оренбурга-2». В этом году, благодаря новой системе подготовки, которую Ринат Аитов ведет, хотим наиграть перспективный состав с учетом требований лиги по числу молодых футболистов. В течение двух лет нужно ждать соревновательной реформы в футболе России. Потому сейчас нарастим мускулы, и, в идеале, будем стараться играть своими воспитанниками.

- Какие же задачи стоят перед перспективным составом? Это общий вопрос.

- Место в первой тройке обозначается в качестве задачи всегда. Но главное, чтобы ребята показывали самоотдачу и интересную игру. Команду Сергея Седышева всегда критиковали за то, что «автобус в штрафной закапывают». Сейчас мы стремимся к живой, интересной игре, и первые матчи, в принципе, показали, что получается. Понятны ошибки молодых ребят, необязательные голы пропускаем, но игра держит в напряжении – всё в движении, с нацеленностью на ворота. Неправы те, кто считает, что игра забывается, а счет остается. Нужно, чтобы игра запоминалась. Вот Кубок. Напомню, что до периода губернатора Сергея Морозова и президента клуба Дмитрия Рябова «Волга» только один раз привезла в Ульяновск команду высшего дивизиона - в 1997 году проиграла «Крыльям Советов» 1:2. А в новейший период случился легендарный матч против «Анжи» с Роберто Карлосом в составе, который нам третий мяч забил (0:3) – судья не мог начать поединок из-за переаншлага. На следующий год была «Кубань», где, к сожалению, Прудников нам забил, а больше у них шансов не было. В прошлом сезоне «сыграли в водное поло» с «Амкаром» и в пенальти только уступили. Самые яркие впечатления последних лет связаны именно с Кубком. Потому и в этом году стремимся пройти как можно дальше – до 1/16 финала всего два соперника. Следующий – ФК «Челябинск» дома 7 августа, а потом в борьбу включаются клубы ФНЛ.

- Наши читатели под никами XHERDAN, BARMALEI и FOOTBALLFAN спрашивают, а обеспечены ли задачи клуба параметрами бюджета, какую долю от общей суммы составляют государственные средства и, если не секрет, сколько зарабатывают футболисты «Волги».

- Нет секретов. Весь бюджет – 49 миллионов рублей. Он средний для лиги. У «КАМАЗа», у «Нефтехимика» больше. Наверное, у «Сызрани-2003», которая, хоть и заявилась в последний момент, получив транш от Самарской области, забрала у нас хорошего игрока на более высокую зарплату. Мы ему предлагали 50000 рублей. Могу сказать, что вообще заработок у наших футболистов основы начинается от 20000. В дубле играют бесплатно. Точнее, получают оклад спортсменов-инструкторов – это, по сути, минималка. По моему глубокому убеждению, по крайней мере, во второй лиге потолок зарплат для футболистов должен быть максимум 100 тысяч рублей. Запомнились слова Виталия Мутко, которых стараюсь придерживаться: в команде самую большую зарплату и капитанскую повязку должен получать воспитанник клуба, либо тот, кто отдал ему очень много времени. Местные ребята должны видеть, что дома их ценят. Возвратив в команду Алексея Цыганцова, Андрея Кузнецова, естественно, Марата Сафина, Ильдара Бикчантаева, который здесь родился, именно им и предоставили самые большие привилегии. Помню их совсем молодыми и очень хочется, чтобы повели за собой команду, как было в 2007 году, когда мы вернули Евина, Аитова, Заикина и капитана Пашу Соколова. Да, тогда были Гунько и Марков, которых уже давно своими считаем, но именно свои ребята тогда составляли костяк команды. Мы стараемся держать слово, но никому не переплачиваем. Стремимся решать все вопросы игроков, включая бытовые, благо губернатор активно в этом помогает. Что касается государственной составляющей нашего бюджета, когда-то ее не было вовсе. Сегодня, несмотря на все старания сократить ее, доля областных и городских средств в общей кассе составляет около 60%. Вообще, кроме регионального бюджета и городской казны, есть еще две составляющие – партнеры, которых приводит наш президент Дмитрий Рябов и небольшая бартерная часть. К сожалению, переход на самоокупаемость, когда клуб сможет жить на деньги за абонементы (в нашем случае, билеты вообще не клуб, а стадион продает), трансляции, атрибутику, трансферов своих воспитанников в другие клубы, еще только впереди. В России пока не готовы платить за зрелища так, как это делают в Европе. Покупательская способность у наших людей не такая, хоть и задал чемпионат мира определенную планку и показал, что все возможно. Потому и стремимся повышать планку. Думаю, на стадионе постепенно это становится заметно – табло, свет, звук, интернет, шоу, игровые площадки. Мы вместе с сотрудниками арены учимся делать так, чтобы жизнь на нем кипела.

- Футбольный клуб «Волга» работает с агентами, спрашивает г-н ВАСИЛЬЕВ? Есть ли в сфере ваших интересов иностранные игроки, дополняет вопрос ГОСТЬ?

- Нет. С агентами не работаем принципиально. Вообще, «Волга» отличается от других клубов тем, что ни разу не купила ни одного футболиста. Даже любимец трибун в первой лиге бразилец Алекс достался бесплатно, как и два других иностранца, которые, правда, не заиграли. Это, кстати, был положительный опыт привлечения легионеров, когда в первой лиге с Седышевым работал Армен Адамян. Бывало, что хорошие ребята приходили, но платили им зарплату в других клубах – тот же Михаил Кержаков, например, который в Ульяновске получал минимум денег и максимум игровой практики. Во второй лиге иностранцев заявлять нельзя, привлекать их или нет – вопрос преждевременный, но мы все равно, несмотря на насмешки, строим партнерские отношения с иностранными клубами. Когда-то с Мальтой – разве кому стало плохо, что ульяновский след в мальтийском футболе оставил в конце карьеры Виктор Злыдарев? Теперь наладили отношения с Уругваем. Причем, инициатива пришла с их стороны. Сейчас составляем пул и других стран для возможного сотрудничества. В первую очередь, для популяризации ульяновского футбола, а с другой стороны – для перспективного обмена игроками. Объяснять, что за клуб «Волга», никому не придется. Думаю, такая позитивная экспансия может сработать.

- ЗАВОЛЖСКИЙ ПАРЕНЬ негодует – неужели целесообразен был переезд команды в центр города, когда даже плотность населения в Заволжье выше? К тому же, вход на «Труд» со стороны улицы Карла Маркса закрыт.

- Да, МВД в целях безопасности закрыла ворота и, к сожалению, мера эта не временная. Что касается целесообразности, давайте посчитаем. Сейчас вместимость «Труда» 9500 зрителей. Это гораздо больше, чем у «Старта», который остается резервным для главной команды и основным для дубля. На матч открытия было продано 1000 билетов, пришло 3000 болельщиков. Бесплатно приходят те, кто отдал годы жизни футболу, кто занимается сейчас – это позиция клуба. В Заволжье приходили в два раза меньше. «Труд» - это центральный стадион Ульяновской области и, согласитесь, главная футбольная команда региона должна играть на нем. Несмотря на все заявления, что мы отобрали стадион у хоккеистов, предлагаю вспомнить, что исторически он строился, как футбольно-легкоатлетический. Здесь и олимпийская сборная играла, и иностранцы – все видно на архивных фотографиях. Хоккейная «Волга» играла на Нижней Террасе. Когда появилась возможность реконструкции, прошла большая дискуссия – предлагалось сделать чисто футбольный стадион, но так как у нас нет альтернативы для легкоатлетов, целевое назначение удалось сохранить, и теперь они проводят на арене больше времени, чем футболисты.

- АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ спрашивает, а есть ли в Ульяновской области своя стратегия развития футбола? И еще один вопрос от читателей - вписывается ли в нее будущий Центр развития футбола?

- Есть не только национальная стратегия развития футбола, но и в свое время принятая в регионе – рассчитанная до 2020 года. Сейчас мы, в соответствии с распоряжением губернатора, дорабатываем новый документ с РФС. Союз совместно с Высшей школой экономики в канун чемпионата мира провел серьезное исследование состояния дел в нашей области и на Ставрополье. Исходя из полученных оценок – в том числе, с учетом негативных суждений, создается принципиально новая программа, направленная не только на развитие инфраструктуры, но и на соответствие проведения соревнований правилам РФС, обязательное обучение всех тренеров по стандартам ВШТ. Ульяновск, по сути, стал одной из экспериментальных точек, выбранных РФС. Для себя мы определили, что к 7 августа завершим основу, 22-23 августа представим стратегию губернатору, а подписать соглашение с Российским Футбольным Союзом планируем на форуме «Россия – спортивная держава». Региональный Центр развития футбола – это целый блок в новой стратегии. Перед ним уже ставятся задачи по годам, начиная с 2019-го – создание спецклассов, модернизация объектов, обучение тренеров на лицензию «С» УЕФА, подготовка 3-5 игроков для ФК «Волга» и ФК «Лада» (Димитровград), в 2021 году планируем стать призерами детско-юношеских соревнований. Конкуренция у нас очень серьезная – известная Академия Коноплева в Тольятти, давно созданный региональный центр в Мордовии, «Рубин», Нижний Новгород. По сути, ульяновский региональный Центр – это ведущая школа имени Николая Старостина, обладающая тренерско-преподавательским составом и инфраструктурой. Если шесть лет назад у нее практически ничего не было, кроме базы «Мотора» и соглашения с политехом (там теперь тренируются девчонки), сейчас есть договоренности с собственниками полей. Например, Учхоз, «Старт» (официальная площадка дубля), обновленный «Симбирск» (тренировочная команда дубля и команды 2001 г.р.), Центральный стадион «Труд», плюс районные отделения – в Барыше, сейчас делаем в Димитровграде. В идеале у самой школы рядом должно быть 2-3 поля. Губернатор буквально вчера вслед за Виталием Мутко направил обращение передать основную базу нашей школы в ведение области Олегу Дерипаске, потому что она в собственности его предприятия, и мы сами ничего там модернизировать не можем. На форуме этот вопрос должен решиться, а на следующий год у нас уже есть выделенный РФС и Минспорта искусственный газон, который должны там постелить. В следующем же сезоне планируем начать и закончить работы на «Локомотиве», который недалеко. Плюс буквально через месяц на «Авангарде» будет уложен новый газон (там тоже будет сборная по одному из возрастов). На базе 13-й гимназии сейчас играет 2003 год – так случилось, что эта школа стала эдакой «футбольной территорией», какую мы хотели бы видеть и в новой школе, где тоже постелют искусственное поле. Таким образом, региональный Центр сможет на каждом стадионе областного центра создать свою специфику. Помимо работы с потенциально качественными спортсменами за счет широкой локализации мы хотим и другую задачу решить – воспитание патриотизма.

- Чемпионат мира вживую посмотрели?

- Был по приглашению РФС на матче открытия. Тогда по ощущениям непонятно было, как у нас все пройдет. Но понимание, что вот оно – глобальное событие начинается, не отпускало. Заходили еще с той стороны, где памятник Ленину, шутили – правильной дорогой, мол, идете, товарищи. В начале был мандраж, когда Смолов не понятно во что играл (вот если еще и Саудовской Аравии проиграем), а потом – нет, все хорошо. Задолго до начала чемпионата мира купил билеты в Самару, всей семьей поехали. Считал, что решающий матч с Уругваем будет, но все оказалось совсем не так. Стало понятно, что поединок – больше эксперимент. Что у нас, что у них. Такое добродушное у всех отношение к игре было, надеялись, что это будет главный матч-ошибка – так и получилось. Вот два матча, которые посетил сам. Потом уже помогал своим наставникам, коллегам и друзьям побывать на чемпионате мира в Москве и в Сочи.