Год назад Басманный районный суд отправил Рашида Абдуллова в СИЗО. Бывшего министра здравоохранения и детского врача не отпускали из заключения, несмотря на протесты адвоката, проблемы со здоровьем и просьбы пациентов. Но на этой неделе он наконец покинул "Матросскую тишину". Эксперты, опрошенные 73onlline, уверены – так долго содержать под стражей доктора не было никакой необходимости.

Для Рашида Абдуллова все началось утром 28 июня прошлого года, когда в областной минздрав пришли оперативники ФСБ. Их интересовала информация о закупках медицинских препаратов. Обыски проводили по поручению Следственного комитета России. От неожиданного визита главе министерства стало плохо – его срочно доставили в областную больницу.

В это время в Москву в сопровождении силовиков вылетали депутат ЗСО Игорь Тихонов, гендиректор "УльяновскФармации" Ольга Кузнецова и ее зам Евгений Коган. В столице им должны были избрать меру пресечения. Вместе с Абдулловым их обвиняли в мошенничестве при проведении госзакупок лекарств. Речь шла о сумме в 10,5 млн рублей.

Абдуллов пролежал в больнице до 1 августа. Писали, что он перенес инсульт. Силовиков это волновало не сильно: экс-министра сразу же отправили в Москву, и первые сутки после выписки он провел в камере. Когда 3 августа Басманный суд отправил министра под стражу, скорая увезла его в реанимацию прямо с заседания – подозревали повторный инсульт. Через сутки Абдуллова перевели в больницу "Матросской тишины". В это время в Ульяновске уже назначили нового министра здравоохранения – Сергея Панченко. Абдуллов занимал должность около года.

Столько же он проведет и в следственном изоляторе – суд будет раз за разом продлевать срок, несмотря на заявления адвокатов о слабом здоровье. За Абдуллова даже вступились родители детей, которых он спасал, когда был детским врачом: 400 человек подписали открытое письмо президенту Владимиру Путину и попросили отпустить доктора.

– Рашид Абдуллов спасал жизни наших детей и родственников, лично долгие годы поддерживал с нами общение и переживал за каждого. Никогда мы не встречали человека, так радевшего за жизни и здоровье детей. <...> Нам больно смотреть, как человек, всю жизнь боровшийся за наших детей, погибает из-за надуманного обвинения и оказался в ситуации, когда возможности оказания ему квалифицированной помощи преграждает решетка. Больно смотреть на него, детского врача, детского хирурга, страдающего от тяжелых заболеваний и находящегося в заключении.

Сам Абдуллов, несмотря на проблемы со здоровьем, старался держаться. В июне через адвоката даже передал коллегам поздравления с днем медицинского работника. "Я горжусь тем, что я врач!" – писал он.

Пройдет чуть больше месяца, и доктора выпустят из-под стражи. На этой неделе, 27 июля, Московский городской суд отказал следствию в продлении заключения и отправил Абдуллова под домашний арест до 27 сентября. Это время он проведет с дочерью в подмосковном Красногорске. По словам адвоката Абдуллова Натальи Якуповой, суд принял такое решение из-за неэффективного следствия и проблем со здоровьем ее подзащитного.

Первый вице-президент Адвокатской палаты Ульяновской области, председатель президиума Ульяновской областной коллегии адвокатов Валерий Чернышов говорит, что выбор меры пресечения в первую очередь зависит от тяжести предъявленного обвинения:

– При вынесении решения суд должен учитывать все обстоятельства: и общественное положение, и род деятельности, но в первую очередь – тяжесть предъявленного обвинения. Возможно, отправляя Абдуллова под домашний арест, судья в первую очередь учел его состояние здоровья.

По мнению ульяновского адвоката Егора Бидюка, содержание Абдуллова под стражей было неоправданно, но сыграла роль тяжесть обвинения и резонанс вокруг дела:

– Решение суда в части изменения меры пресечения Рашиду Акрамовичу было предсказуемым, поскольку в соответствии с положениями ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей по данной категории уголовных дел не может составлять более 12 месяцев. Очевидно, что Мосгорсуд, принимая такое решение, в первую очередь руководствовался именно этим требованием закона. С таким же успехом следует ждать в ближайшее время освобождения из-под стражи другого фигуранта данного уголовного дела – Игоря Тихонова. По моему мнению, мера пресечения Абдуллову была неоправданной. Я полагаю, что у органов следствия не могло быть категоричных оснований утверждать, что он мог бы как-то воспрепятствовать предварительному следствию по делу. Скорее, столь длительный срок содержания в СИЗО был обусловлен тяжестью предъявленного обвинения и резонансом вокруг этого дела.

Председатель Медицинской палаты Ульяновской области Виктор Корнев с горечью говорит, что Абдуллова раньше времени заклеймили преступником:

– Рашид Акрамович – профессионал, который прошел все стадии карьерного роста – от санитара до министра, он знает все изнутри. У меня нет слов, чтобы выразить восхищение им, как врачом. Кроме того, он грамотный управленец и многое сделал для здравоохранения области. Я считаю совершенно непонятным, никак не могу себе объяснить, каким образом его год содержали под стражей, учитывая его здоровье. Вред от такого действия огромен не только для ульяновского здравоохранения, но и для российского вообще. Так демонизировать медицину нельзя. Его заключили под стражу, ославили, навесили ярлыки – вор, грабитель. А ведь решать это может суд, только суд! Сейчас его выпустили под домашний арест – а кто ответит за потерю здоровья, за имиджевый ущерб здравоохранению и ему лично? Я не нахожу ответов на эти вопросы. В моем понимании он был и остается честным человеком, квалифицированным специалистом и профессионалом.

Врач-педиатр, член совета при губернаторе по правам человека и развитию гражданского общества Дмитрий Малых уверен, что меры тяжелее подписки о невыезде в экономических преступлениях быть не должно:

– Я не открою Америки: фактически все, и я в том числе, знаем, что Рашид Абдуллов – блестящий доктор и великолепный организатор здравоохранения, один из лучших в регионе. О его профессиональных качествах ничего, кроме положительного, сказать не могу, он большой молодец. Что касается того, что он год провел под стражей – я вообще категорически против того, чтобы подозреваемых в экономических преступлениях, неважно, в какой сфере, держали в СИЗО. Это глупость. Он не убийца, не разбойник и не бандит – коль скоро у следствия возникли подозрения в совершении мошенничества, максимальная мера, которая должна последовать на период следствия – это подписка о невыезде.

Главный врач ЦГКБ Илья Мидленко также считает, что год за решеткой – это несправедливость:

– О Рашиде Абдуллове у меня всегда было и будет хорошее мнение. Как специалист, особенно детский врач, главный врач, он всегда был на высоком уровне. Такая длительная мера пресечения – это ни для кого не справедливо. Если следствие работает, оно должно работать эффективно и быстро. Тем более, если в конечном итоге человек окажется невиновен – тогда зачем он страдал?

Справка 73online:

Рашид Абдуллов родился 15 сентября 1967 года в Ульяновске. Окончил с золотой медалью среднюю школу №29. Выпускник Куйбышевского мединститута по специальности «врач-педиатр». В 2008 году получил второе высшее образование - окончил Ульяновский госуниверситет по специальности «менеджмент организации». Долгое время работал в детской городской больнице №3: участковым врачом-педиатром, детским хирургом, заведующим хирургическим отделением, главврачом больницы (с 2005 года). В 2010-2015 годах – депутат Ульяновской городской думы V созыва. В июне 2017 года назначен на должность министра здравоохранения Ульяновской области, был отстранен в июне 2018-го. Женат, есть дочь.

Николай Андреев