Родился 5 декабря 1970 года в поселке городского типа Ибреси Республика Чувашия.

В 1993 окончил Ульяновский государственный педагогический институт (ныне – университет), получив специальность учителя географии и биологии; в 2000 году Дмитрий Федоров окончил аспирантуру Нижегородского государственного университета.

В период с 1996 по 1999 год занимал должность специалиста в Ульяновском городском комитете по охране природы; с 1999 по 2001 год работал в Ульяновском городском экологическом фонде; в 2001 году перешел в областную администрацию на пост начальника отдела по экологии и природопользованию; позднее занял должность директора департамента недро–, водопользования и экологии министерства.

В мае 2011 года был назначен министром лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (до октября 2013-го).

Занимал должность помощника губернатора по открытому правительству.

В 2014-2016 годах был главным экологом Ульяновской области, затем работал в администрации Сенгилеевского района - первым заместителем главы. Занимался на общественных началах проектом нацпарка «Сенгилеевские горы».

В августе 2018 года назначен министром природы и цикличной экономики Ульяновской области. В марте 2020 года покинул пост по собственному желанию.

Руководил региональным проектом «Реки Ульяновской области».

Кандидат биологических наук.

Увлекается спортом, адепт здорового образа жизни.

Женат, имеет сына.

С критикой деятельности Фёдорова неоднократно выступал ульяновский эколог Александр Брагин.

Прямая речь:

«Моё увлечение природой - из очень далекого детства. Бабушка по отцовской линии, Анна Семеновна Федорова, работала всю жизнь учителем биологии, она буквально с пяти лет увлекла меня охраной природы. Вместе с ней мы изучали животный и растительный мир степей, полей, лесов… В 7 лет я уже сам собрал и по всем требованиям изготовил первый гербарий и первую коллекцию насекомых. А дедушка, Владимир Тимофеевич Федоров, увлёк меня рекой и рыбалкой. К сожалению, их уже нет на этом свете, но именно мои дедушка и бабушка, привили ту любовь к окружающей природе, которая позже прошла через школьную пору и помогла выбрать будущую профессию».