7 ноября в Общественной палате Ульяновской области прошли слушания по скандальному законопроекту об отстреле бродячих беспородных собак и кошек, серых ворон и бакланов. Напомним, минприроды предлагает разрешить ульяновским охотникам регулировать численность этих животных на территории охотугодий. Зоозащитники взбунтовались и создали петицию с требованием остановить убийство. По мнению экоактивистов, ведомство Дмитрия Федорова действует в меркантильных интересах охотников.
Изменения вносятся в закон о регулировании на территории Ульяновской области некоторых вопросов в сфере охоты и охотничьего хозяйства. Бродячих беспородных собак и кошек, серых ворон и бакланов предлагается отнести к охотничьим видам, на которые разрешена охота. В минприроды ссылаются на то, что эти виды животных наносят вред охотничьему хозяйству, загрызают косулей, зайчат. Кроме того, стаи одичавших собак могут быть опасны и для человека. Сегодня регулированием численности охотничьих ресурсов в общедоступных угодьях разрешено заниматься юрлицам и индивидуальным предпринимателям на основании трудового или гражданско-правового договора. В настоящее время никакой законодательной базы, позволяющей уничтожать бездомных животных, нет.
Общественная палата под председательством Дмитрия Ежова вынесла этот скандальный законопроект на публичное обсуждение с представителями всех заинтересованных сторон - чиновниками, охотниками, экологами и общественниками.
По словам министра природы Дмитрия Федорова, одичавшие животные поменяли свою кормовую базу, начали обладать признаками дикой фауны и конкурировать с лесными зверями. В ведомстве считают, что они наносят огромный ущерб.
Известно, что в Самарской области и Республике Марий Эл, например, дикие собаки включены в перечень охотничьих видов. Баклана также разрешено отстреливать в Астрахани, Краснодаре, Саратове, Самаре, Ямало-Ненецком АО. Серая ворона, как вредитель, отнесена к охотничьим видам в 16 регионах РФ. Убийство одичавших кошек возможно в Марий Эл.
Начальник отдела охраны в сфере охотничьего хозяйства и животного мира минприроды Евгений Лисов пояснил, что стрельба будет осуществляться только в рамках регулирования численности - "налево и направо" отстрел охотниками производиться не будет. Также не идет речи о стрельбе в населенных пунктах - это запрещено законодательством. Кроме того, по его словам, не каждого охотника заставишь это делать, так как мероприятие весьма затратное - расходы на бензин, боеприпасы.
- Кошки наносят ущерб не охотресурсам, а объектам животного мира - поползням, синицам, дроздам, перепелам, уничтожая их гнезда полностью. Как хищный вид, они не только ловят мышек, но охотятся еще и на пернатых. Основная проблема - это одичавшие собаки и серые вороны. Две недели назад в Новом городе стая ворон забила сову. В естественной среде происходит то же самое, - сказал чиновник.
- А что, у нас уже не существует такого понятия, как естественный отбор? - воскликнул эколог Лев Левитас. - Вроде бы, когда мы учились в институте, нам говорили, что в дикой природе выживает сильнейший. А может быть, это и есть регулятор численности и отсев больных особей? Ничего в этом ужасного нет, что больные съедаются не волками - санитарами леса, а собаками и кошками. Это Дарвин!
- Доля правды в этом есть. Но когда они съедают косулю, они охотятся на здоровых животных. Численность волка на постоянном контроле, а вот собак никто не регулирует, - возразил ему Лисов. - Учет собак провести проблематично, статистики нет.
- Когда я читал этот закон, я понял, что его просто рано вывесили в общественное пространство, - продолжил спорить Левитас. - Он абсолютно не подготовлен! Есть причины и следствия. Так вот причины в законе и пояснительной записке не анализируются. Я считаю, основной причиной является необузданная кормовая база - несанкционированные мусорные свалки и неубранные в городе контейнеры. Так почему бы нам не начать сначала? Откуда появляются дикие животные и в лесах, и городах? Это основная тема.
Лев Левитас пояснил 73online.ru, что в Ульяновске нет ни одной свалки с пищевыми отходами, зато в пригороде - их предостаточно, основные кормовые базы находятся за пределами города:
- Летом щенки родились, кормились на помойке, а зимой все это замерзло. Что им делать, когда жрать хочется? Они поэтому и начинают охотиться. А если свалки ликвидировать, то они исчезнут - на голодный желудок любовью заниматься как-то не хочется, знаешь ли. Если мы выполним поручение президента по очистке региона, а в природе все взаимосвязано, то численность этих животных реально сократим. Коль уж собака заменила какое-то звено в цепочке естественного отбора, то, значит, так положено, это - природа!
Позиция нового председателя Экопалаты Ульяновской области Алексея Сидорова противоречит мнению чиновников от природы - орнитологи не видят никакой проблемы в численности бакланов, но необходим акутальный мониторинг. Новый аудит возможно провести только в летний период при наличии финансирования. По кошкам Сидоров не согласен категорически. Что же касаеся собак, то есть закон об ответственном обращении с животными и, по его мнению, регулировать их численность нужно в рамках закона.
- Проблема диких собак существует, она серьезная. То, что на человека они пока не нападали, пожалуй, случайность. Но решение всех пострелять - никуда не годится..., - чуть было начал общественник, но его перебили охотники.
- Пока мы тут болтаем, они наших детей кусают! Бакланы едят зерно! Вы возьмите статистику в больницах - каждый день собаки кусают!
- Муниципалитеты занимаются отстрелом бешеных животных. Это регулируется не охотниками, а профессиональными ловцами. Давайте смотреть не только с точки зрения защиты животных, но и с точки зрения защиты человека по эпидемиологической безопасности. Сейчас отсутствует нормативная база. Из муниципалитетов часто звонят охотники и говорят, что готовы стрелять, но мы вынуждены им объяснять, что нельзя. Местные власти должны решать этот вопрос другими способами. Вакцинация против бешенства в лесах осуществляется, 160 тысяч доз было разбросано в 2018 году. Этого достаточно, - заявил Евгений Лисов.
Тут с пламянной речью в разговор включилась зоозащитница Наталья Лазарева:
- Вместо того, чтобы стерилизовать все то, что движется, в Ульяновске идет отстрел ядом! Появление этого законопроекта - апогей саботажа и бездействия региональных властей. Кошки появились не сегодня, и не в 2012 году. Ребят, если вы так беспокоитесь, прекратите отстрел, может быть волки разберутся с собаками сами? Кошки и собаки пришли в леса из города именно из-за того, что их разрешили отстреливать. В Ульяновской области в лучшем случае ветеринарам показывают уже мертвых животных, а в худшем - 10% голов отправляют на анализ по бешенству. По бешенству нормального мониторинга нет, достоверности нет! Собак умерщвляют на месте и выкидывают абы где. Вы вообще не знаете, что у нас с бешенством! Если бы все, кого у нас убивают, были бешеными, мы были бы первыми во вселенной.
По мнению активистки, в Ульяновской области необходимо ввести ОСВВ - способ обращения с бродячими собаками "Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат", узаконивающий их свободное нахождение в городской среде. Этот метод является экспериментальным, его предложила российская зоозащитная общественность, ведущая борьбу за освобождение животных.
Наталья Лазарева рассказала, что сегодня в Ульяновской области отлов животных отдан бизнесу - с 2018 года этим занимается ИП Мадьянкин, монополист на рынке. Согласно условиям контракта с отловщиком, из 1615 пойманных животных на десятидневной передержке смогут находиться только десять собак. Экоактивистка считает, что этот контракт незаконен.
- Мадьянкин - подрядчик всех муниципалитетов на отлов и содержание. По сути, после его работы мы находим трупы с дротиками, причина смерти - длительная асфиксия. Патологоанатомы констатируют, что он не возвращает животных живыми. Владельцы теряют своих питомцев на улице, подозревая, что они уже мертвы. Муниципальные власти говорят, что Мадьянкин вез животное, потом по дороге где-то оно ожило и убежало. Раньше фирма Мадьянкина ООО "Арсурим" открыто торговала ядом адилином, позже эта информация с сайта была удалена. Кроме него на закупки выходил ИП Ахметжанов, но после этого Мадьянкин получил субподряд. Это вопрос к УФАС. В других городах, например, в Сызрани, где была убита болонка, с ним расторгли контракт.
Почти все обсуждение министр Дмитрий Федоров молчал. По мнению зоозащитницы Лазаревой, он прекрасный специалист, который может встать на защиту всего живого, но почему-то не делает этого: "То, как мы опозорились в 2019 году, говорит о том, что Федорову нужно уже крепко подумать об оставке".
Лишь в конце руководитель минприроды дал небольшой комментарий:
В итоге общественники "развернули" законопроект обратно в министерство на серьезную доработку и договорились встретиться еще раз для его обсуждения в канун принятия регионального бюджета на 2020 год.
Напомним, глава комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы РФ Владимир Бурматов посчитал ульяновскую инициативу нарушением принципов гуманности и элементарного здравого смысла. Депутат публично в соцсетях обратился к главе региона Сергею Морозову с требованием заблокировать законопроект. Губернатор отреагировал на возникший резонанс, заявив, что к рассмотрению таких инициатив надо подходить максимально взвешено. «Природу и ее обитателей надо беречь, а не уничтожать», - написал он.
Дарья Косаринова