73online.ru выпускает обещанное эксклюзивное интервью с новым главой Димитровграда Богданом Павленко. Новоявленный мэр признался: по-человечески ему кажется, что руководитель, который выбран народом, несет большую ответственность перед людьми, чем назначаемый по конкурсу. Однако градоначальника этот факт не коробит, потому что с точки зрения закона он чист. Поговорили и об одиозных выходках КПРФ на территории Ульяновской области: усы Гитлера, прикованные цепями активисты, похоронные венки... Павленко убежден, что это - творчество отдельных людей и не думает, что это было общим партийным решением. Много говорили и о победе на выборах в Хакасии губернатора Валентина Коновалова. В любом случае, коммунист не жалеет, что ему пришлось резко поменять "поле боя", и не считает, что бросил товарища в непростое время. Подробности - в нашем материале.
С Богданом Павленко мы встретились в конце прошлой недели в его рабочем кабинете. Пришлось поработать в качестве личного имиджмейкера нового главы Димитровграда: вопреки протестам пресс-службы уговорила его снять пиджак цвета баклажан и галстук с "огурцами". Обстановку разрядил и сам градоначальник: "Я красив, как бог!". Первое, что бросилось в глаза - это постер из "Звездных войн" с изображением Дарта Вейдера и надписью "Your empire needs you" ("Ты нужен своей империи"). Чуть позже Павленко объяснил, что эта вещица принадлежит не ему, а одному из бывших руководителей города. "Вероятно, "росатомщику" Юрию Черноусову...", - подумала я. Ему эпатаж как-то ближе.
Перед камерой сидел очень собранный мужчина. Системный, закрытый, осторожный. Человек, у которого в речи нет "я", есть только "мы". Сразу стало ясно, что интервью будет больше официальным, выхолощенным, а прямая речь моего собеседника согласованной до запятой. В Димитровграде Богдан Павленко явно пока не освоился и чувствует себя некомфортно - без связей, друзей и семьи, которая еще не успела перебраться к главе семейства. Уже позже, в ходе разговора, я заметила, что единственный раз, когда у Павленко "горел" глаз, это при воспоминаниях о сложных выборах губернатора в Республике Хакасия. Он признался, что фактически был регентом для молодого 31-летнего коммуниста Валентина Коновалова, помогал ему освоиться в непростых политических условиях, и в итоге обеспечил ему победу на выборах, но... его миссия на этом закончилась. Партия поставила перед ним новые задачи, и он поспешил их выполнять.
Богдан Павленко, откровенно говоря, не скрывал, что с губернатором Ульяновской области они друг другу понравились: "У нас нормальные рабочие отношения. Я буду работать на благо города и региона. Сергей Морозов обещал в этом помогать, поздравил меня с избранием, пожелал успехов". Остальные VIP-персоны пока к "новенькому" в Димитровграде присматриваются.
- Димитровград похож на Новомосковск - второй город в Тульской области, там 120 000 жителей. Похож и внешне, и по промышленности, и по людям, которые тут живут. Люди везде хорошие, есть определенные особенности в разных регионах. Но здесь достаточно открытые и знающие себе цену. Пока я осваиваюсь. Комфортно ли мне? Я один, у меня нет друзей, нет родственников. Есть однопартийцы. Что касается переезда семьи, то мы ждали окончания учебного года, чтобы дочь могла доучиться в своем классе в Новомосковске и с 1 сентября пойти в новую школу уже в Хакасии. Но месяц назад ситуация изменилась. Будем решать.
- Мы проанализировали все, что о вас пишут СМИ Хакасии и Telegram-каналы, чтобы иметь представление о человеке, с которым будем общаться. Собрали на вас досье с тезисами и фактами, хотим с вами их обсудить. Считается, что вы не только "серый кардинал", но и человек, который обеспечил Валентину Коновалову победу на губернаторских выборах. И за хорошие результаты вас решили наградить и предложить должность в Димитровграде. Насколько эта информация соответствует действительности?
- Для того, чтобы сформировать мнение о человеке, недостаточно промониторить хакасские СМИ. Я к ним с большим уважением отношусь, но они в какой-то степени однобоки. Правда всегда где-то присутствует. Но в прессе писали, что меня решили наградить после победы на выборах должностью замглавы Республики Хакасия. Поэтому "награда" в виде должности главы Димитровграда после Хакасии - это не совсем так. Действительно, я руководил выборной кампанией Коновалова, вырабатывал ту стратегию, мы шли по минному полю, чтобы у нас эту победу не украли... И эта победа состоялась. И здесь нет наград. Губернатор совместно с ЦК КПРФ предложил мне поработать в должности заместителя.
- Но что касается Димитровграда? Если это не награда, то что? Понижение?
- Понимаете, есть люди, которое делают свое дело в разных отраслях. Появилась другая миссия, руководство партии посчитало ее важнее того, что я делал в Хакасии на тот момент. Прошел почти год. Команда сформирована, остались люди, с которыми там можно работать. Вырос во всех планах и сам губернатор, он очень быстро вникает во все процессы, большой молодец. Тот момент на первом этапе был в разы тяжелее, чем когда мне сказали, что нужно будет возглавить другой фронт. Я бы эти вещи не связывал. Просто задача по Димитровграду требовала решения.
- Считается, что ваше назначение пролоббировал Юрий Афонин. Сначала он приезжал в Ульяновск, вел переговоры с главой региона Сергеем Морозовым. А на следущий день в Димитровграде появились вы. Я правильно понимаю, что это звенья одной цепи? Известно, что вы с Афониным знакомы еще со времен работы в Тульской области.
- Неправильно вы ставите вопрос. Что значит пролоббировал? Есть задачи: партийные, в масштабах страны, отдельно взятого региона. Все знают, что год Димитровград был без главы, нужна была какая-то консолидирующая фигура, которая устроила бы все стороны.
- Почему этой фигурой стали вы? Какие компетенции и профессиональные качества позволяют вам это сделать?
- Я не могу оценивать себя, это будет некорректно. Меня должны характеризовать дела, поступки, а оценивать - люди и руководство партии, которое поставило определенные задачи. Нельзя сказать, что мы с Афониным друзья. Мы товарищи, у нас в партии такие отношения. Мы из одного региона, давно знакомы (с 2001 года). Многие годы мы работали вместе в комсомоле Тульской области, затем Юрий Вячеславович стал руководителем комсомола на всей территории России. А я также продолжал заниматься тульским комсомолом и входил в центральные органы комсомола партии.
- Возвращаясь к губернатору Коновалову... На самом деле, сейчас у него не лучшим образом складываются дела. Он подвергается медийным атакам, идет определенный информационный слив. Не считаете, что вы своего товарища оставили в непростой момент?
- Нет, не считаю. Все мы - люди командные, системные. И если наши руководители посчитали, что на этот момент я уже могу переместиться в другой регион, и Коновалов уже достаточно для этого готов, то решение было принято. Наверное, время покажет, что оно было в итоге правильным.
- Поддерживаете сейчас с ним отношения?
- Да, мы созваниваемся, списываемся регулярно. Есть вопросы, которые я вел лично, он сейчас пытается тоже в них погрузиться. Ну и чисто по-человечески переживаю, потому что я тоже много сил туда вложил.
- Какие цели сейчас ставите перед собой в Димитровграде? Что будете делать здесь для КПРФ?
- Задача в Димитровграде - не сделать что-то для КПРФ, а сделать что-то для Димитровграда. Да, есть партийная дисциплина, но КПРФ мне ставит задачи из федерального центра. Здесь есть депутатский корпус, с которым я плотно общаюсь и взаимодействую. Есть совместные задачи: это и формирование бюджета на следующий год, и мероприятия, и проблемные вопросы, о которых говорят депутаты и которые мы пытаемся решить.
- Несколько дней назад телеграмщики начали гадать, насколько долго Павленко продержится на ульяновской земле с учетом определенного бэкграунда. Если так случится, что в ближайшее время вам предложат губернаторство в другом регионе, вы согласитесь?
- Губернаторство не предлагают - губернатором избирают. Помимо хозяйственных вопросов, есть еще и политические. Есть выборы губернаторов, которые уже завершаются в сентябре. Если бы моя кандидатура рассматривалась, наверное, в каком-то регионе, я был бы выдвинут в качестве кандидата. Если я сейчас не выдвинут, значит, я могу это сделать не ранее следующего лета. Этот вопрос не рассматривается. Задачи поставили по Димитровграду, и я планирую здесь задержаться надолго. Я буду работать на город. И, конечно, буду уговаривать семью, чтобы она тоже сюда переехала.
- Что прошлой осенью на самом деле произошло в Хакасии? Почему вы разбили видеокамеру одному из журналистов (на митинге 7 ноября 2018 года Павленко якобы выхватил и разбил камеру съемочной группы красноярского телеканала "Прима" в Абакане - прим. ред.)?
- Выборы в Хакасии были достаточно долгие, сложные, нестандартные. Эти выборы вошли в историю, потому что они прошли в пять туров. Пятый тур - когда Коновалов оставался один. И против 30-летнего Валентина Коновалова работала не только вся административная и финансовая машина республики, но и множество политтехнологов, которые освободились после сентябрьских выборов в регионах и были присланы в Хакасию, чтобы не допустить победы кандидата Коновалова. Было много различных провокаций: поджигали офис КПРФ, пытались подбросить наркотики, взрывчатку. В Коновалова пробовали что-то кинуть, выкрикивали в его адрес, пытались не пустить на встречи с жителями. То есть весь набор политических технологий, в том числе и "грязных", был откатан и отработан на Хакасии. Где там были журналисты? Журналисты ли это вообще? Предполагаю, что это были просто политические активисты. Это было 7 ноября, площадь Ленина перед зданием правительства, много людей, "заряженных" как положительно, так и отрицательно - агрессивных людей, которые пытались за рукав дергать Коновалова, провоцировать, задавать провокационные вопросы и записать это на камеру. А настоящие журналисты - это наши помощники. Те люди, которые должны правильно, своевременно, искренне и справедливо выдавать информацию. Поэтому именно с журналистами у меня все хорошо.
- А как относитесь к критике по отношению к себе?
- Положительно. Из любой критики можно сделать хорошие выводы, чтобы развиваться самому.
- По сети "гуляют" ваши провокационные фотографии в окружении девушек в пилотках. Расскажите, при каких обстоятельствах сделаны эти кадры.
- Это снимок с праздника, посвященного 90-летию пионерии. На это большое мероприятие пригласили молодежь, пионервожатых, которые работали в советское время (сейчас они являются руководителями образовательных организаций, директорами дворцов пионеров). После официальной части был веселый "пионерский" корпоратив. Поздравляли пионервожатых старших поколений, нынешних. Программа была в духе КВН: конкурсы, игры, шуточные задания. Те фото были сделаны во время таких шуточных конкурсов.
- Вас окрестили "серым кардиналом". Что вы сами думаете об этом негласном звании?
- Тот, кто меня так назвал, наверное, сделал выводы по каким-то моментам... Наверное, на первом этапе, когда молодой глава Республики Хакасия часто со мной советовался, а нам много времени приходилось проводить вместе для принятия кадровых решений, я старался максимально "напитать" Валентина Коновалова своими знаниями и опытом. Он учился, слышал. Может быть, были приняты решения, которые устраивали не всех, когда я губернатору "открывал глаза", что все не так, как хотят преподнести определенные люди. В последствии, когда получалось не по их, эти люди с обидой (или нет) все это говорили.
- Вас это не обижает? Или, может быть, вам, наоборот, нравится?
- Знаете, это испытание "медными трубами" я уже пережил. С начала 2000-х я избираюсь депутатом различных уровней (с 2005 года), затем главой муниципального образования (город Донской Тульской области), много провел выборных кампаний - и своих, и в качестве руководителя. Не хвастаюсь, но практически все они были успешными. Поэтому я спокойно к этому отношусь.
- Вернемся к Димитровграду, потому что про задачи все равно непонятно. Ваш предшественник Юрий Черноусов воспринимался как внешний управляющий. Он должен был курировать все финансовые потоки, которые поступают в город. Какова ваша роль в данном контексте?
- Не понимаю, о каких финансовых потоках вы говорите. Это, наверное, дотации и субвенции из областного бюджета? Их нельзя контролировать, это межбюджетные отношения, которые выстраиваются при формировании бюджета того или иного уровня. Все цифры были сформированы год назад, поэтому контролировать финансовые потоки - термин не отсюда. Никакой задачи не стоит, никто ничего контролировать в этом плане не будет. Мы будем исполнять те обязательства, которые подкреплены финансовыми средствами, максимально, качественно и в срок.
- Кредиты, долги, заблокированные счета. Какими будут ваши первые шаги в этом направлении?
- Есть муниципальный долг. Есть кредиты, чтобы этот долг гасить. Это история не наша, она не новая, происходит на всей территории РФ. Где-то посложнее, где-то попроще, в зависимости от доходной части бюджета. Где-то богаче регион, где-то беднее. Это нормальные процедурные вещи. Конечно, то, что есть долги - это плохо, но они были сформированы не нами. Надо думать, как их гасить и увеличивать доходы, я об этом говорил, выступая перед депутатами. Мы должны использовать ту площадку, которую нам дала территория опережающего социального развития, моногородов, взаимодействовать с собственными предприятиями, по возможности пытаться им помочь, чтобы они, прежде всего, сами развивались, чтобы там работало больше людей и выплачивалось больше налогов. Это такой процесс, когда нельзя быстро взять и ответить. Нужна долгая кропотливая работа всей команды, не только моя.
- Проанализировав документы, наверное, уже можете сделать выводы о работе ваших предшественников, охарактеризовать их профессионально? Насколько известно, задолженность и закредитованность появилась по их вине.
- Я бы не хотел давать характеристики своим предшественникам, оценивать их. Вопрос в том, что мы имеем сегодня, как выходить из этой ситуации и с кем. Может быть, дело даже и не в предшественниках. Целый год город находился в сложной политической ситуации. За это время можно развалить все хорошее, что было до этого. Нельзя однозначно сказать, где были промахи. Наверное, в какой-то степени люди административной команды расслабились, не все обладают необходимой компетенцией, им было проще, когда с них никто не спрашивал и не ставил конкретныех задачи. Сейчас мы эту ситуацию будем исправлять, и надо начинать с кадровых вопросов. На это потребуются не дни, а недели, месяцы, возможно, год - чтобы хорошо осмотреться и выбрать правильный курс. Целый год! Но мы говорим о долгосрочной перспективе и качественном устойчивом развитии.
- Кадровые перестановки в ближайшее время ожидаются?
- Да, ожидаются.
- Какие?
- Чтобы принять кадровое решение, нужно оценить предыдущего руководителя или человека, который находится на этом месте. Если он готов, способен, перестраивается и подсказывает, идет вперед, погружается и желает работать, ему надо помогать и учиться у него самому, потому что я многого здесь не знаю. Если человек приходит отсидеться, то мы сделаем выводы.
- Оставите должность первого зама? Выбрали кандидатуру?
- Планирую оставить, но кандидата пока не нашли.
- 2 августа в своем последнем интервью ИА "Хакасия" вы признались, что в Димитровграде очень дружелюбные, открытые люди. Такое впечатление у вас сложилось после посещения праздника дружбы народов. В камеру вы заявили дословно так: "Я просто обязан оправдать их (людей) доверие" (смотреть тут с 36 мин. 10 сек. - прим. ред.). Не считаете ли вы, что таким образом вы форсировали события и свое назначение на пост главы города? По сути, народ Димитровграда не оказывал вам доверие, вас выбрали депутаты.
- Как я мог форсировать события, если я обращался к людям, а не к депутатам? Я поблагодарил за оказанное доверие людей, которые тепло и радушно встретили меня на этом празднике. Они отнеслись ко мне очень искренне. Провели по ярмарке, угощали продукцией собственного приготовления, выпечкой, показывали свои творческие поделки, пели песни. Во всем этом чувствовалось доверие, симпатия.
- Что думаете насчет всенародных выборов мэра?
- Вопрос должен рассматриваться не в отдельно взятом Димитровграде. Вот в Хакасии все выборы народные, начиная от глав местных поселений, заканчивая главой республики. Если смотреть со стороны человека или чиновника, то есть разные точки зрения. Глава или другой руководитель, который избран всенародно, несет ответственность перед народом больше, чем тот, который назначен.
- Вас не коробит сейчас этот факт?
- Как он меня может коробить? Есть законодательство, есть депутаты, избранные народом, которые утверждают порядок избрания главы города. Этот порядок утвержден, не опротестован в прокуратуре. И мы пошли избираться по этому порядку.
- Вы уже успели познакомиться с обкомом КПРФ в Ульяновской области? Чем наши коммунисты отличаются от коммунистов в Хакасии? Традиционно это два региона, которые входят в так называемый "красный пояс".
- С обкомом я не познакомился, знаю только его руководителя, депутата Госдумы Алексея Куринного. Знаю и депутата Заксобрания Айрата Гибатдинова, мы с ним неоднократно пересекались по комсомолу. Партийная работа в регионах примерно одинакова: есть традиционные мероприятия, которые проводятся.
- А политическая борьба с другими силами?
- Способы разные, люди и возможности тоже разные. В том числе и депутатские, и финансовые. В ЗСО Хакасии сейчас 15 депутатов от КПРФ из 50-ти. Здесь примерно такая же пропорция, а депутатов городского собрания значительно больше.
- Ульяновские коммунисты отличаются своим довольно одиозным поведением - то усы Гитлера губернатору Морозову нарисуют, то приковывают себя цепями на главной площади, то возлагают похоронные венки к стенам офиса оппонентов. На ваш взгляд, эти действия достигают своих политических целей?
- Наверное, это творчество отдельных людей. Думаю, вряд ли это было общим партийным решением. Скорее всего, это отдельные люди проявили свою личную инициативу. Оценивать чью-то инициативу я не считаю нужным для себя. А партийные решения исходят от Центрального комитета - это всероссийские акции протеста, традиционные шествия 7 ноября, 1 мая, 23 февраля... То, что отдельные индивидуумы себе позволяют, как человек, занимающий должность, не готов комментировать.
- Скажите, а как вас представили губернатору Сергею Морозову?
- Как представили меня без меня?
- И без вас, и с вами, если уж на то пошло.
- Когда мы первый раз с ним встретились, Сергей Иванович приезжал как раз на день дружбы народов. Мы были приглашены с Николаем Горшениным (экс-мэр Димитровграда, советник губернатора - прим. ред.) к нему в машину, сели и начали общаться.
- Вы уже тогда были исполняющим обязанности?
- Да.
- А без вас как дело было?
- Без меня я не знаю, как меня представили, я при этом не присутствовал (улыбается - прим. ред.).
Беседовала Дарья Косаринова
Видео и фото на главной: 73online.ru