Если когда-нибудь состоится встреча Алексея Кошаева и Богдана Павленко, они наверняка проникнуться друг к другу симпатией – уж очень много общего. Не только потому, что обеих судьба забросила на пост димитровградского главы. И у первого, и у второго – очень сложные взаимоотношения с прессой. Напомним, что Кошаев в свое время оскандалился стычкой с репортером телеканала «Димград24» Кямраном Кичемайкиным.

А вот Павленко прославился на всю Хакасию (откуда он к нам и прибыл) тем, что в канун выборов 2018 года разбил камеру оператора красноярской «Примы ТВ», съемочная группа которой назойливо пыталась взять интервью у будущего главы республики Валентина Коновалова. Вот как это было:

Инцидент не помешал молодому коммунисту Коновалову победить, а Павленко занять должность сначала заместителя главы Хакасии, а потом и руководителя его администрации. Проигравшая партия власти долго пыталась возбудить уголовное дело против камероразбивателя, но не вышло - следственные органы по привычке не захотели портить отношения с исполнительной властью по таким пустякам.

Комментируя свой поступок, новоиспеченный замглавы республики высказался в духе: «Это были неправильные журналисты, которые делают неправильные сюжеты». Неизвестно, записал ли Богдан Павленко сотрудников 73online.ru в таковые, но в интервью он нам отказал. То есть сначала согласился, запросил список вопросов, а после перестал выходить на связь. Поэтому рисовать портрет будущего главы Димитровграда придется без его непосредственного участия.

Идейный

Первое, что можно с уверенностью сказать о Богдане Павленко, – человек он действительно идейный. Он пришел к коммунистам в далеком уже 2002 году, в возрасте 27 лет, и с тех пор партии не изменял. А ведь соблазнов было множество, наступали сытные путинские 2000-е, в которых молодому амбициозному человеку сделать карьеру в органах власти или в «Единой России» было гораздо проще, нежели в КПРФ. Но наш герой не поддался на все эти соблазны и очень последовательно, шаг за шагом, шел по «красной» линии. Был первым секретарем Тульского областного комитета Союза коммунистической молодежи, районным и областным депутатом, руководителем фракции КПРФ в Тульской областной думе. В 2014-м осел в Донском (город в Тульской области) – сначала избрался в депутаты, а после, через голосование коллег – мэром.

Системный

Впрочем, идейность идейностью, а сравнивать Павленко с Че Геварой, Верой Засулич и Сергеем Удальцовым совершенно ошибочно – это очевидно из той же биографии. В 2013 году, в бытность руководителем коммунистической фракции в тульском областном парламенте, он был обвинен однопартийцами в сговоре с «Единой Россией» в вопросе принятия регионального бюджета. Главным же соглашателем критики тогда назвали павленковского патрона Юрия Афонина – лидера тульского обкома, депутата Госдумы и «правую руку Зюганова». Того самого человека, который в ноябре 2018-го привез Богдана Павленко в Хакасию, а потом и в Ульяновскую область. Последний не стал отрицать предъявленные ему претензии, а выдвинул в ответ свои – припомнил оппонентам их сомнительные решения и поступки. В общем, классическое «сам дурак». Пошумели и успокоились, но репутацию системных и договороспособных политиков и Афонин, и Павленко подтверждают регулярно: каждое из трех последних назначений Павленко (глава Донского, посты в Хакасии, и.о. главы Димитровграда) очевидно обсуждены и согласованы с партией власти. Афонина в принципе небезосновательно считают главным КПРФовским переговорщиком и человеком, находящимся в постоянном контакте с администрацией президента. Неслучайно ставить точку в димитровградском кризисе прислали именно его.

Серая мышь

Четыре года (2014-2018 гг.) в кресле градоначальника Донского Павленко пересидел без прорывов и скандалов. Должный уровень социально-экономического развития Павленко обеспечивал, не привлекая к себе особого внимания. К концу «донского» периода он настолько слился с властью, что от его оппозиционности не осталось и следа – обычная среднестатистическая муниципальная «серая мышь». Вот, как Павленко прокомментировал послание новоизбранного губернатора Алексея Дюмина:

- Послание губернатора Алексея Дюмина отличается от предыдущих посланий предельной конкретностью оценки результатов и поставленных задач. За 10,5 месяцев, на протяжении которых Алексей Геннадьевич возглавляет регион, уже очень много сделано. Те крупномасштабные задачи, которые он ставит, прежде всего развитие промышленности, сельского хозяйства, привлечение в область инвестиций, развитие транспортной инфраструктуры, здравоохранения, на мой взгляд, помогут области стать лидером по улучшению качества жизни туляков.

Очень хочется сыронизировать: «Простите, а вы точно из коммунистической партии?». Но с другой стороны, не революциями же ему на муниципальном уровне заниматься. Наверное.

Впрочем, даже в депутатском статусе пролетарского огня и задора Павленко явно недоставало: послания предыдущего губернатора Груздева он тоже от души хвалил. Вот, например, кадры 2013 года – попробуйте представить, что подобное о Морозове говорят Куринный или Гибатдинов.

Серый кардинал

Победа 30-летнего коммуниста Валентина Коновалова на выборах главы Республики Хакасия стала полной неожиданностью для всех, и прежде всего – для самой КПРФ. Новая республиканская власть оказалась в кризисе сразу же, в день своего избрания: моральная неготовность, плюс полное отсутствие команды, плюс максимально агрессивная среда, генерируемая проигравшими элитами. В этот политический ад КПРФ бросила Богдана Павленко, как главного актора. Именно он стал реальным руководителем Хакасии и взял на себя самую сложную работу – формирование нового состава исполнительной власти, за что тут же был обозван «серым кардиналом». Сказать, что это было сложно – ничего не сказать. Существует расхожее мнение, что Кремль решил именно из Хакасии сделать необразцово-показательный регион – мол, вот что будет, если неправильно голосовать. И с этим трудно не согласиться: доселе терпеливые ресурсоснабжающие организации вдруг встали в позу и начали требовать утром деньги в обмен на вечерние «стулья». В добавок к этому зимой произошло несколько крупных аварий, в результате которых населенные пункты полностью или частично оставались без света и тепла. За нарастающим коллапсом с издевательским удовлетворением наблюдали местные и федеральные СМИ, не забывая указывать на Коновалова, как на ответственного за ситуацию. В этих кислотно-щелочных условиях и пришлось «кардинальствовать» Богдану Павленко. Получилось у него или нет, сказать очень сложно. И журналистское, и экспертное сообщество Хакасии разделено на два непримиримых лагеря с полярными точками зрения. Объективные статистические данные указывают на общее неважное состояние республики, но ничего не говорят об эффективности управленцев. Но первую зиму Коновалов перезимовал, в связи с утратой доверия уволен не был и мальчиком для битья быть перестал. И это точно не без помощи главы его администрации. Павленко вольно или невольно принял на себя львиную часть негатива, который должен был достаться Коновалову. При этом выжил политически и из Хакасии уехал если не со щитом, то уж точно не на щите.

* * *

Все вышеперечисленное делает Богдана Павленко действительно уникальным специалистом по встраиванию коммунистических фрагментов в пока еще единороссовскую ткань российской власти. Эту уникальность не стоит путать с эффективностью – в Тульской области он больше походил на тотального коллаборанта, а о результатах его хакасского приключения судить еще очень рано. Просто задача доселе была настолько редкой, что Павленко оказался чуть ли не единственным человеком в КПРФ, которому можно доверить димитровградский кейс.

Антон Степанов