24 сентября депутаты Заксобрания заслушали доклад о работе министерства здравоохранения региона за первые девять месяцев года. Отчитывался глава ведомства Сергей Панченко. Он рассказал о большой кредиторской задолженности больниц, угрозе срыва обеспечения льготников лекарствами, кадровых проблемах. По словам министра, чтобы изменить положение в лучшую сторону, потребуется три года. Так как же можно исправить ситуацию в ульяновском здравоохранении?
Сергей Шерстнев, председатель комитета по социальной политике, госстроительству, МСУ и развитию гражданского общества Законодательного собрания Ульяновской области:
- Я надеюсь, что происходит восстановление доброго имени ульяновского здравоохранения. Многие любят говорить, что всё кругом плохо, но это неверно. Изменения есть. Конечно, мы понимаем, что сложившаяся в отрасли ситуация образовалась не вчера и даже не в 2018 году, а годах в 2012-2015. И, как говорят хирурги, требует решительных мер. Во-первых, необходимо оказать помощь районным медучреждениям в погашении сформировавшейся задолженности. Во-вторых, нужно уделить особое внимание руководящим кадрам и их подходу – сейчас отрасли требуется как никогда жесткая финансовая дисциплина. Кроме того, руководители должны действительно почувствовать на себе ответственность. За прошедший год мы активно сотрудничаем с Минздравом, и на данный момент начинаем выходить из того крутого пике, в которое попала отрасль. Конечно же, это дело не одного дня. Но я думаю, что все мы совместными усилиями можем привести здравоохранение в порядок. В этом плане меня радует министр здравоохранения Сергей Панченко. Я впервые услышал выступление министра, который, находясь на такой непростой должности, показал не только сделанное и положительное, но и откровенно сказал о проблемах и недостатках. Озвученные им сроки приведения отрасли в порядок – вполне реальные. И мы постараемся всячески помочь в ситуации – в том числе и с изысканием дополнительного финансирования, которое требуется в объеме не менее миллиарда рублей.
Виктор Корнев, председатель Медицинской палаты Ульяновской области:
- Вы, вероятно, обратили внимание на, я считаю, очень качественный и самокритичный доклад министра здравоохранения Сергея Панченко. В нем были озвучены и реально существующие недостатки, и необходимые задачи, а также продуманные и перспективные пути их решения, которые при их полном учете и реализации действительно выведут здравоохранение из сложившейся ситуации. Я считаю, что в данный момент мы находимся на правильном пути. При выделении тех средств дополнительного финансирования, о которых велась речь на слушаниях, ситуация в отрасли реально изменится в лучшую сторону за обозначенные сроки. Я так понимаю, что большинство депутатов инициативу с дополнительным вливаниями в медицину поддерживают. Кроме того, я приветствую такой подход, который сложился на этих слушаниях: когда сложившиеся проблемы, их возможные пути решения и все необходимые для этого меры обсуждаются всеми, кто может принять участие в их разрешении, честно, открыто, и из этого делаются необходимые выводы.
Юрий Супоня, депутат Законодательного собрания Ульяновской области:
- Одна из важнейших проблем – льготное обеспечение лекарствами. Ощущалась их острая нехватка в городе довольно долгое время – что уж тогда говорить о селах, где и вовсе могло их не быть? Сейчас финансирование подняли, и лекарства стали появляться. Долгое время бичом отрасли также была оптимизация медучреждений, которая проводилась крайне бездумно. Но определенные улучшения у нас есть. Например, упал показатель младенческой смертности. Конечно, страдает показатель смертности от новообразований – здесь, по словам нашего министра здравоохранения, причина часто кроется в нехватке оборудования и проблемах с первичной диагностикой. Благо, Сергей Панченко – достойный человек на этой должности, делает все возможное в сложившейся ситуации. Чувствуется его деловой подход. И все-таки корневой проблемой остается недостаток финансирования отрасли – и эта проблема не одного лишь нашего региона. Требуется также закон о территориальной доступности аптек, которого нет. Замечу также, что велика проблема нехватки врачей в области. На этом фоне либеральный подход к распределению врачей категорически не подходит, иначе у нас в области так и будут оставаться населенные пункты, в которых их не хватает. Кроме того, имеются проблемы с закупками. Да, есть закон 44-ФЗ, регулирующий сферу госзакупок, но в нем столько пробелов, что торги могут длиться до полугода – вот почему его надо доработать, чем мы и займемся с поддержкой и помощью депутатов Госдумы.
Александр Чепухин, председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания Ульяновской области:
- Следует начать с того, что происходит со здравоохранением не только в Ульяновской области, а вообще по стране. Задолженность медицинских учреждений по России составляет более 120 млрд рублей – и это уже кое-что говорит о ситуации в отрасли в целом. Здесь нужно глобально разбираться в тарифах, расходах медучреждений, в том, как предоставляемое финансирование осваивается. В этом году более 500 млн рублей финансирования доведены до учреждений. Можно сколько угодно выделять дополнительное финансирование, но как оно распределяется? Я считаю, что давать деньги тем учреждениям, у которых больше всего долгов – неправильно. Нужно начинать работу с главврачами по сформировавшейся задолженности. Отсюда главный вопрос – что происходит с тарифами и финансированием по стране? Задачи и сроки, поставленные на слушаниях, выполнимы. Но только при условии эффективного финансирования – иначе это все не имеет смысла.
Владимир Малинин, член Общественной палаты Ульяновской области, заместитель директора ООО «Академия Здоровья»:
- Если говорить о проблемах современного здравоохранения, их можно выделить несколько. Первая - это недофинансирование. И, хотя некоторые и говорят, что хоть залей медицину деньгами, все будет мало, такие утверждения могут быть лишь от незнания реальной ситуации или от нежелания ее знать. Но при этом, конечно же, должен быть контроль за распределением бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение. Вторая проблема - это нехватка медперсонала, на что часто жалуется население, а во многих случаях - еще и низкий уровень подготовки этого самого медперсонала. И третья - низкий уровень зарплат в отрасли. Это касается не только врачей, но и медсестер, и младшего медицинского персонала. Кроме того, в СССР была профилактическая медицина - сейчас ее практически нет. Самым слабым звеном современной системы здравоохранения является первичное. Не хватает участковых, очень сложно записаться на прием к узкому специалисту. Я бы предложил преобразовать диспансеризацию в программу профилактики заболеваний - это было бы гораздо эффективнее. Стоит подчеркнуть, что создание медицинских центров любых технологий не увеличит продолжительность жизни населения - это все решает именно профилактика. Замечу также, что в СССР не было программ модернизации здравоохранения, оптимизации и нацпроектов - было планирование по потребностям населения. И это работало эффективно без всех громких заявлений.
Игорь Игнатьев