Адвокаты фигурантов "фармдела" отказываются признавать минздрав потерпевшей стороной, а ведомство заявляет обвиняемым иск на 12 млн рублей.

В пятницу, 26 июня, на процессе по "фармделу" прокуратура инициировала допрос потерпевшей стороны. Ею в материалах дело обозначено министерство здравоохранения Ульяновской области. Его представляла специалист юридического управления регионального правительства Наталья Кузнецова. На допросе она заявила к обвиняемым гражданский иск на 12,3 млн рублей — это сумма ущерба, которую следствие вменяет обвиняемым. Иск подписан главой регионального минздрава Виктором Мишариным.

Адвокаты единогласно отказались признавать иск. Несмотря на то, что у каждого из обвиняемых свой состав преступления и каждому вменяется своя сумма ущерба, иск был обезличен, и требования на 12 млн предъявляются всей пятерке обвиняемых вместе. Более того, защита вообще считает, что минздрав в этом деле в принципе не может быть потерпевшим: для закупок не использовались бюджетные деньги, а контракты на поставки кислорода заключались напрямую между "Ульяновскфармацией" и лечебными учреждениями.

— По версии следствия, нам вменяют хищение бюджетных средств, но по документам видно, что это были иные, внебюджетные деньги. На это указывают даже бухгалтерские коды. Это средства фонда ОМС и от коммерческой деятельности лечебных учреждений, — поясняет адвокат Рашида Абдуллова Ирина Хутарева. — Мы говорили представителю минздрава, что раз они считают, что там были деньги министерства, пусть тогда вычленят эту сумму [из общего ущерба]. Представитель ответила, что не может ничего сказать по этому поводу.

Защита вообще недовольна подготовкой юриста правительства к процессу. Как выяснилось, она не изучала материалы дела, поэтому не смогла ответить почти ни на один вопрос. Сама Кузнецова заявила, что ознакомилась с делом в том объёме, в каком это было необходимо.

Адвокат Игоря Тихонова Сергей Логинов, например, заявляет что допрос оставил тягостное впечатление и вызвал негодование у защиты, потому что "человек пришел абсолютно неподготовленным".

— Защита всех подсудимых просила отказать в приеме искового заявления, потому что оно было составлено с нарушением требований как Уголовно-процессуального, так и Гражданского процессуального кодекса. Мы настаивали, что его нельзя принимать. Суд его, в принципе, приобщил к делу, но мы не приступали к обсуждению. И сама представитель потерпевшего сказала, что она еще будет уточнять его, потому как в ходе допроса выяснилось, что она не ориентируется в материалах дела. Исковые требования заявлены коряво: просто взяли ту сумму, которую вменяют всем, и заявили на взыскание в пользу министерства здравоохранения. Минздрав почему-то признан потерпевшим, хотя никакого отношения к тем деньгам не имеет, — говорит Логинов.

Гособвинитель Николай Косенков прокомментировал, почему потерпевшей стороной был признан минздрав:

— Сегодня об этом говорила представитель правительства: денежные средства ТФОМС перечисляет лечебным учреждениям, и они становятся их собственностью. А минздрав, соответственно, выступает учредителем всех лечебных учреждений и согласует финансовые планы, контролирует движение средств. Несмотря на свою юридическую самостоятельность, лечебные учреждения все равно все операции проводят по согласованию с минздравом, так как он является их учредителем.

Таким образом, гражданский иск приобщили к материалам, однако рассматривать по сути пока не стали. Следующее заседание состоится в понедельник, 29 июня.

Дарья Косаринова, Андрей Семенов