Адвокаты фигурантов "фармдела" начали допрос своих свидетелей. Отмечают, что это свидетели, которые давали показания на следствии, но обвинители по каким-то причинам решили не приглашать их на судебное заседание.

Новый этап в судебном процессе открыл главный врач Новомалыклинской больницы, а ныне руководитель поликлиники "Гиппократ" Дмитрий Баторов. Отвечая на вопросы адвокатов, он заверял, что никакого давления на главврачей или принуждения к совместным торгам со стороны Рашида Абдуллова или Павла Дегтяря не было – вопреки мнению следствия. "Диктаторские условия во врачебной среде неприемлемы, – сказал он. – Все воспитанные и образованные".

Баторов заявил, что мог отказаться от совместных аукционов, но это было невыгодно.

– А вы знаете, может, главных врачей, которые были недовольны совместными закупками?

– Я общаюсь в основном с районными, среди них я таких не видел, потому что все мы были заинтересованы. Было ясно, что маленькие больницы в самостоятельных торгах будут проигрывать, потому что объем закупок незначительный. Я был одним из инициаторов того, чтобы райбольницам проводить совместные торги.

Несколько раз своими вопросами адвокаты подводили свидетеля к медицинскому информационно-аналитическому центру (МИАЦ) и персоне его бывшего директора Андрея Алабина, который был одним из свидетелей обвинения.

– Кто проводил совещания главных врачей?

– Как правило, министр здравоохранения или его зам.

– Зам это кто? Проводил ли совещания Алабин?

– Алабин проводил.

<...>

– Если возникали проблемы с документацией, к кому вы обращались?

– По технической части больше связывались с Алабиным, он основной человек, который отвечал за лекарственные закупки.

Из-за МИАЦ в итоге у обвинения и адвокатов вышел конфликт. Прокурор Николай Косенков пытался выяснить у Баторова, какова роль центра в проведении торгов, и свидетель заплутал в ответах. Адвокаты возмутились, увидев в происходящем попытку запутать главврача.

В понедельник допросили также главврача областного хосписа Ирину Елистратову. Она была солидарна с коллегой Баторовым: никто из министров к совместным торгам не принуждал – "даже представить такое сложно". Чтобы кто-то из врачей был недоволен такими аукционами, она тоже не слышала. Игорь Тихонов участвовал в совещаниях главных врачей, но только как представитель ЗСО – если нужно было кого-то наградить, например. Директор "Ульяновскфармации" Ольга Кузнецова тоже была, но исключительно в рамках своей профессиональной деятельности.

А дальше Елистратова рассказала интересное. По ее словам, на допросе следователь наводил ее вопросами на "нужные" ответы.

– Вас допрашивали? – спросила адвокат Ирина Хутарева.

– Да.

– Вам ничего не показалось необычным или что-то не понравилось?

– Ну… Физических действий ко мне никто не проявлял, но когда я пришла на допрос, у меня сложилось впечатление, что от меня ждут конкретных слов по конкретному плану, и всячески наводили на то, что хотели услышать. Как хотите, так и воспринимайте. Угроз физического воздействия не было.

– В итоге вы настояли на своих показаниях?

– Да.

По словам Елистратовой, к совместным торгам она относится положительно и вообще считает, что они "жизненно нужны".

– Нашему учреждению, например, не нужны литры анальгина, а надо три упаковки. Какому поставщику захочется заключать контракт на 800 рублей, еще и доставлять это? – привела пример главврач.

И Елистратова, и Баторов заявили, что все поставки оплачивали их больницы, а не минздрав. По всей видимости, адвокаты задавали об этом вопросы в подтверждение своей позиции, что потерпевшая сторона в деле определена неверно – министерство ею быть не может.

Допросы продолжатся завтра, 29 сентября.

Александр Стрельцов, Андрей Семенов