В среду, 3 апреля, сразу три министра областного правительства держали ответ перед депутатами ЗСО о своей работе. Глава минспорта Николай Цуканов, руководитель минсоцдемографии Ольга Касимова и "международный" министр Екатерина Сморода - новые люди в "Белом доме", и это их первый отчет перед народными избранниками. Как оказалось, чиновники лихо оперируют цифрами и статистическими данными, а вот отбиваться от нападок депутатов им уже сложнее.

Первым отчитываться начал министр спорта Ульяновской области Николай Цуканов. Напомним, кресло спортивного руководителя он занял менее года назад. Первое, что он отметил в своем отчете, это то, что в регионе низкие показатели ГТО.

– У нас есть системная ошибка - в муниципалитетах эта работа не ведётся, специалисты не справляются, с учетом того, что в районах они и молодежкой занимаются, и социалкой, и спортом - не успевают. Сотни людей готовы сдавать ГТО, но принимать не готовы. В 2018 году ни один человек не получил значок.

Зато есть положительная динамика в спорте высших достижений. За год увеличились показатели на 10 человек, количество кандидатов в мастера спорт – более 700, а вот заслуженных мастеров спорта в 2018 году не было. Штат сотрудников отрасли увеличился до 2668 человек. Зарплата тренера - порядка 28 тысяч рублей.

- Необходимо использовать школьные спортзалы. Зачастую они закрываются под ключ и не предоставляются для населения, директор школы перегибает и начинает переживать за имущество зала, при этом население страдает. Скоро эта проблема будет решаться на федеральном уровне, - отметил министр.

Также Цуканов рассказал, что в 2018 году была закончена реконструкция стадиона труд, на нем стали проходить матчи, он стал открыт и доступен. Однако суровая действительность говорит об обратном. Фотография стадиона «Труд», сделанная вчера, во всей его красе:

Кроме того, министр затронул еще одну проблему, которая уже не раз поднималась в социальных сетях - тренеры с судимостями:

- Развивается фитнес, хотя бизнес льготы не получает, в Госдуме сейчас прорабатывается этот закон. Наверное, это правильно. Но, к сожалению, у тренерского состава пока ещё отсутствует профильное образование, имеются судимости и тому подобное.

Вспомнил, Цуканов и про форум «Россия – спортивная держава»:

- Пришлось работать с колёс, для нас он прошёл тяжело в связи с управленческим кризисом. Напомню, что в прошлом году мы получили финансирование на 19,5 млн рублей, а сейчас - 220 млн с лишним. Последние три месяца 2018 года мы не могли выбить деньги на финансирование для спортсменов на участие в соревнованиях, в этом году этот пробел исправлен, мы финансирование по этой части увеличили.

Заметим, что Цуканов довольно часто напоминает, что он на посту недавно, и, по сути, критикует предыдущих руководителей ведомства, акцентируя внимание на плачевное состояние отрасли до его прихода на должность. Впрочем, так оно и было.

Коммунисты в лице депутата Габдулхака Мурзаханова попросили приехать Цуканова в Димитровград и разобраться в ситуации в отрасли. По его словам, слишком много платных услуг. Кроме того, в 22-й школе Димитровграда нет спортивного зала. "На мой взгляд, председатель спорткомитета Волков не справляется со своими обязанностями", - заметил Мурзаханов. На что Цуканов ответил, что предоставление платных услуг в Димитровградском центре якобы в частных руках, и у него нет полномочий вмешиваться, и что этот вопрос можно решить только на государственном уровне.

- По школе законодательно и юридически тоже не могу обещать помочь, все школы числятся в ведомстве министерства образования. Не понимаю, почему Кузьмин вам обещал это сделать, - оправдывался Цуканов. - По Волкову - у меня нет полномочий увольнять и принимать на работу, могу только рекомендовать, он подчиняется главе города. Поэтому тоже вопрос не мой.

Пока Мурзаханов требовал ответы на серьезные вопросы, депутат Юрий Супоня решил блеснуть своими знаниями орфографии, но, как водится, сел в лужу: «В вашем отчёте есть слово «сурдлимпийский», вы точно его правильно написали? Там буквы «О» нигде нет?».

Депутат Александр Чепухин не смог удержаться, чтобы не пошутить: «Это как «хоккей с мячЁм!».

Пошутили и будет. Первый вице-спикер Василий Гвоздев вспомнил, что единственный детский спортивный лагерь «Сокол» был закрыт, и позиция партии - его открыть. Кроме того, вопросы касались того, как сделать так, чтобы и другие профильные лагеря для детей появились в регионе: «На «Сокол» финансирование заведено, строчки в бюджете на 2020 год есть. Планируется в летний период следующего года лагерь открыть». Он пояснил, что лагерь был закрыт из-за несоответствия требований организации столовой и скважин.

- За «Волга-Спорт-Арену» в этом году мы уже 604 млн рублей перечислили, задолженность до 2024 года составляет около 2 млрд рублей. Если вовремя не платим, набегают пени. Поэтому выход - оплачивать своевременно, - подчеркнул Цуканов.

- Не мое, имею право, нет полномочий, не пустят... Сегодня вы часто об этом говорили, Николай Валерьевич. Вы симпатичный, у вас плечи широкие, улыбнётесь - пустят. Вам больше инициативы надо предпринимать, быть понастойчивее, - покритиковал министра депутат от ЛДПР Дмитрий Грачев.

Правда, на вопрос о выплатах хоккейной «Волге» Цуканов опять сказал, что ничего сделать не может, не вмешивается в финансово-хозяйственную деятельность.

В итоге отчет министра был принят, несмотря на то, что коммунисты были против. «Я буду давать оценку ведомству за 2018 год как ненадлежащую. Это не оценка работы Цуканова и его команды, он сел в кресло в сентябре, до этого предыдущие министры всю работу провалили», - заявил г-н Мурзаханов.

После Цуканова отчитываться стала министр семейной и демографической политики Ольга Касимова, которая заняла свое кресло в одно время с Цукановым. Напомним, что ведомство отделилось от минздрава с 1 января 2019.

- В 2018 году на отрасль было выделено 12 млрд рублей, 75% - из регионального бюджета. 24 900 рублей - средняя зарплата социальных работников. Более 26 тысяч рублей - средняя зарплата педагогического состава

Согласно данным Росстата, население региона составляет 1,23 млн человек, умерло за последний год чуть более 17 тысяч человек.

- 44 тысяч человек в прошлом году обратились в психологические центры. Для выхода из кризисной ситуации людям предлагается заключить социальные контракты, в 2014 году их было всего 22, а в 2018-м - уже 461. Они направлены на самозанятость и индивидуальное предпринимательство, - отчитывалась Касимова. - Из 18,1% - более 200 тысяч человек в регионе живут за чертой бедности.

Приоритетное направление ведомства на 2019 год – трудовая занятость инвалидов. Ольга Касимова отметила, что 66 лет - средняя продолжительность жизни мужчин в области. На что коммунисты сделали вполне закономерную ремарку - мол, после пенсионной реформы мужчины уходят на пенсию в 65 лет и через год умирают. Касимова не нашла, что ответить. Как и на вопрос о том, зачем необходимо было разъединять министерства.

Однако не все так гладко. Депутатами прозвучала в адрес министра критика здания соцзащиты Ленинского района на ул.К.Маркса. Вице-спикер ЗСО Василий Гвоздев сообщил, что здание находится в удручающем состоянии: "Это - позор, мы несколько лет этот вопрос откладываем, думаю, если губернатора туда привести, деньги сразу найдутся!"

"Оно очень страшное, я знаю", - сообщила Касимова. - Но в этом году 2 млн. рублей на ремонт выделено, этого мало, надо 15 млн. рублей". Гвоздев ей возразил, что это приоритетный вопрос и деньги в полном объёме можно найти гораздо быстрее.

После отчета Касимовой было решено объявить перерыв на 30 минут. Юрий Супоня, видимо, расстроившись из-за просчета со словом "сурдлимпийский", решил попрактиковаться в чтении, но снова что-то пошло не так: «Так, Екатерина Вячеславовна Сморода, министр внешних сношений...». Остальные депутаты в ожидании отчёта с юмором согласились, мол, сейчас вас послушают и создадут министерство внешних сношений. «Или внутренних зачатий!» - выкрикнул депутат Матвей Володарский. По традиции некоторые опаздывали с обеда, что тоже вызвало волну шуток.

- Маленькие, а едят много!

- С добавкой!

- У Гвоздева обед по расписанию ровно час! Сразу видно - в армии не служил.

Тем не менее все хорошее когда-то кончается, и к своему отчету приступила министр развития международных и межрегиональных связей Екатерина Сморода. Напомним, что в 2018 году она возглавляла управление по международным связям, но оно было ликвидировано без права передачи полномочий, затем Сморода занимала должность помощника губернатора.

- Сегодня будет не отчёт, а скорее, планы и задачи министерства. Мы - министерство молодое, но международная деятельность велась и ведётся эффективно, - начала Сморода. - Находимся в сложной ситуации развития экономики, геополитической ситуации в мире, санкций. Без эффективного информационного освещения Ульяновской области в этом направлении будет тяжело.

Отметим, что новый замминистра Диана Ковела также присутствовала на докладе своего начальника.

Инвестиции за 2018 год составили не менее 25% валового продукта, а в нашем регионе эта цифра 27%. По словам Смороды, на территорию региона «зашли» многие иностранные инвесторы, в 2019 году будет подписано ещё 23 проекта. 16 раз губернатор встретился с послами других стран за прошедший год.

Задачи министерства на будущий год: сотрудничество с субъектами РФ, развитие общественной дипломатии, информационное продвижение Ульяновской области и проч. На этом месте Сморода попросила депутатов поделиться с ней контактами зарубежных деятелей, если у них такие имеются.

- Господин Ножечкин (Илья Ножечкин - председатель Ульяновской городской думы - прим. ред.) является активным участником в развитии международных связей, - отметила министр, но у остальных это вызвало лишь легкий приступ смеха.

Отчет Смороды оказался самым коротким и депутаты перешли к вопросам. Председатель социального комитета Сергей Шерстнев отметил, что ранее функции министерства были перераспределены между другими ведомствами: «Министерством культуры, например, Корпорацией развития, Торгово-промышленной палаты. Вы не думаете, что отбираете их хлеб? Если вас ликвидировать, никто не заметит потери бойца».

Сморода в долгу не осталась:

- Мы не называемся региональным министерством иностранных дел, мы являемся координатором. Не хочу никого обидеть, просто мы уже столкнулись с этой ситуацией.

Министр пояснила, что, например, Корпорация работает исключительно с бизнесом, который ей интересен. По ее словам, Руслан Гайнетдинов в палате выполняет задачи и функции по экспорту - опять же, линия торговли и бизнеса. Министерство культуры реализовывает свои проекты внутри региона, не выбираясь за его пределы. Екатерина Сморода допустила ситуацию, что каждый может работать отдельно, но могут объединиться и выполнять единую миссию в национальном смысле, действовать целенаправленно по всем фронтам, "нанося магнетический удар". По мнению руководителя ведомтсва, г-н Гайнетдинов с точки зрения инвестиционной привлекательности не достаточно эффективно работает, нет анализа, некоторые иностранные компании уходят в другие регионы, но не в Ульяновск.

Сморода сказала, что ее сотрудники не выезжают за рубеж. Практически все специалисты говорят на английском и немецком языках. В качестве общения на редких языках привлекают местные диаспоры, но в основном общение происходит на английском.

- А лично вы английский знаете? - решил поинтересоваться у министра Матвей Володарский.

- Знаю, - ответила руководитель ведомства, рассказав о том, что окончила школу с углубленным изучением английского языка.

- Это хоть как-то оправдывает, - буркнул народный избранник. - Где-то в других регионах дофантазировали создавать аналогичные министерства? - задал еще один вопрос Володарский.

Сморода ответила, что подобные ведомства существуют в шести субъектах РФ.

- У вас одни лозунги, хотелось конкретику услышать. На мой взгляд, управления по развитию внешних связей было достаточно, - заявил депутат Мурзаханов, а потом предложил сделать Смороде "дорожную карту". И потребовал помочь ДААЗу в производстве КАМАЗов. Сморода покраснела, но сделала вид, что не заметила странных просьб коммуниста.

- Ваше министерство - центр Вселенной! Создаётся такое ощущение. У вас что, проблем нет? Проблемы не обозначены. О финансировании скажите, - придрался беспартийный депутат-коммунальщик Андрей Седов.

- Китайцы ценят наш иван-чай! - в один голос сказали Сморода с депутатом Александром Чепухиным. Министр парировала, что, мол, о проблемах сложно говорить, ведомство было создано буквально вчера, когда они появятся, обещала оповестить народных избранников.

Оказывается, Ульяновск входит в топ-10 по инвестиционной привлекательности для иностранных бизнес-партнеров, а посему мы вам снова прелагаем взглянуть на фотографию центрального стадиона "Труд", что выше по тексту.

- Вся ваша деятельность, торговля и дружба должны основываться исключительно на интересах жителей Ульяновской области, - заметил Дмитрий Грачев.

- Бюджет министерства - 8,4 млн рублей, из которых 100% уходит на зарплату сотрудников, на одно мероприятие - "Японскую весну на Волге" - в мае будут выделены средства дополнительно. Все ведомства нам помогают, но финансово - никто, - рассказала все-таки о финансовой стороне Екатерина Сморода.

- С большой высоты мусорок и свалок не видно, не то, когда по земле ходишь... Впервые слышу, что Васин, Гайнетдинов и Якунин не работают по линии бизнес-развития с Вьетнамом..., - вступил Александр Чепухин и представил жалобу от предпринимателей на работу ведомства Екатерины Смороды. Бизнесвумен Юлия Емелина ("Бюро подарков") выложила в социальную сеть пост, где рассказала, что организаторы попросили ее "не отсвечивать" на прошедшей выставке в Совете Федерации РФ, несмотря на то, что человек потратилл свое время и деньги.

- Отзыв нашего местного бизнеса "без купюр". Это свинство, - добавил Чепухин чуть позже, после того, как зачитал претензии, но уже в беседе с журналистом. - То вы координируете бизнес, то не координируете..., - это уже в адрес Смороды.

- У каждого из организаторов выставки была расписана своя роль, и каждый работал со своим сегментом, - ответила Екатерина Сморода, добавив, что лично она ни за что не отвечала. Однако пообещала разобраться в неприятной ситуации.

Дарья Косаринова, Елена Скворцова