В среду, 16 октября, в Законодательном собрании прошли общественные слушания по проекту регионального закона о бюджете Ульяновской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов.

Мероприятие изначально ожидалось не слишком интересным. Во-первых, потому что некоторые депутаты славно "пошалили" накануне, попали со своей недодракой, снятой и опубликованной на нашем портале, в ленты федеральных информационных агентств, и в среду несколько "притихли". Во-вторых, мало вдохновляла на подвиги сама тема обсуждения: разговор шел про наполнение бюджета. Депутатов же традиционно возбуждает тема его распределения, когда можно обвинять друг друга в том, что кому-то дали больше в ущерб другим или, наоборот, кого-то возмутительно недофинансировали, - и все это прекрасные лозунги и заголовки. А сбор средств в бюджет - ну кому это интересно и о чем тут кричать? Собрали и собрали, хорошо, что в плюсе.

Об этом переживал председатель комитета по бюджету и экономической политике Александр Чепухин:

- В погоне за сиюминутными политическими выгодами и инфоповодами мимо нас проходит незамеченным реально серьезное достижение: Ульяновская область блестяще проходит через экономические трудности, в которых во второй половине десятых оказалась Россия. Мы не допустили спада промышленного производства, у нас ни одного бюджета с дефицитом не было и в обсуждаемом бюджете нет ни одной отрасли, на которую мы урезали бы финансирование. А ведь у нас нет ни нефти, ни газа! Просто у нас хватает мозгов вести дела так, что в Москве нас ставят в пример тем, у кого нефть и газ есть. Мне хочется надеяться, что мои коллеги отнесутся к теме наполнения бюджета с тем же энтузиазмом, с которым они обсуждают его распределение. Тем более что поговорить есть о чем.

Проблема наполнения бюджета, по мнению Чепухина, в том, что его основная статья - это акцизные сборы. Акцизы собирать легко, поскольку их платит производитель. Но в этом же и их минус - если производитель обанкротился или перенес производство в другой регион, Ульяновская область сразу же получает в бюджете дыру, которую нечем заполнить.

- Я считаю, мы должны постепенно переносить основную нагрузку с акцизов на НДФЛ. Если бюджет будет пополняться в основном налогами на доходы простых ульяновцев, то это сделает его более устойчивым, не зависящим от экономической ситуации на отдельных предприятиях, - сказал Александр Чепухин.

Присутствовавшая на слушаниях министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая уточнила для корреспондента 73online.ru, что акцизы составляют 35% доходов областного бюджета, НДФЛ - 24%, налог на имущество - 22%. С мнением Чепухина Буцкая согласилась, опираясь на НДФЛ, а не на акцизы, областной бюджет действительно станет гораздо устойчивее, вот только не очень понятно, как это сделать. Разве что нарожать побольше налогоплательщиков.

Менее приятный, но более разумный способ "переделать бюджет по Чепухину" предложил глава Центра стратегических исследований Олег Асмус: надо бороться с бедностью. Сегодня 12-15% ульяновцев, по данным статистики, живут за чертой бедности, а 20% имеют высокий уровень дохода. Если 5-10% беднякам повысить доходы до среднего уровня и столько же середняков сделать людьми богатыми - то вот вам и необходимое увеличение сборов НДФЛ. Может, и не на 10% доходов областного бюджета, но все равно значительное.

- На мой взгляд, самое важное, что мы уже несколько лет имеем самые высокие темпы роста по доходам, мы остаемся одним из 5-7 субъектов РФ, у которых нет спада промышленного производства, - сказал Олег Асмус. - Это позволяет нам закладывать достаточно высокие параметры бюджета, прежде всего на национальные проекты. Почему это важно? Потому что Москва выделяет помощь прежде всего экономически эффективным регионам. Наша область в последние два года получила порядка 500 миллионов рублей из центра. В следующем году эта помощь из центра регионам увеличится кратно и наша задача сейчас - забрать себе еще 1-2 млрд рублей. Очень крутая, я считаю, задача.

Помимо членов регионального правительства в слушаниях также приняли участие ученые, руководители предприятий и районов области. Доцент кафедры экономики УлГУ Ольга Киселева рассказала:

- Меня пригласили на это совещание как эксперта. По результатам анализа нами были выявлены как положительные, так и отрицательные моменты в развитии финансов. Из положительного: продолжается рост доходов областного бюджета, несмотря на экономические трудности. Из отрицательного: мы никак не можем переломить тенденцию роста таких доходов как акцизы, которые делают бюджет зависимым от нескольких налогоплательщиков. Тем не менее, раз растут доходы, - значит повышаются расходы и хорошо, что они идут на социальную сферу, на выполнение правительством своих обязательств, на рост заработной платы. Хотя последняя, на мой взгляд, растет в нашем регионе медленнее, чем хотелось бы. Когда будут расти зарплаты, будет расти и база НДФЛ. Стоит также отметить несомненные успехи правительства, прежде всего министерства финансов в достижении стабильности бюджета.

Глава администрации Чердаклинского района Мария Шпак приехала на слушания с практичной задачей: "Участвовать в таких общественных слушаниях в Законодательном собрании области полезно, потому что здесь можно из первых уст узнать о всех новых мерах государственной поддержки муниципалитетов, предлагаемых субсидиях и конкурсных отборах. В 2019 году наш район трижды участвовал в конкурсе на выделение субсидий и получил значительные гранты. Будем в следующем году еще лучше работать над выполнением налоговых показателей, чтобы иметь преимущество в конкурсе и в следующем году!".

Главврач ЦК МСЧ Елена Ледяева переживает, чтобы о ее больнице не забыли при распределении средств на следующий год: "Я, как главный врач одного из крупнейших медучреждений в городе, хочу сказать, что очень приятно быть приглашенной и участвовать в публичных слушаниях Законодательного собрания области. Отрадно было узнать, что бюджет сохраняет свою социальную направленность, 70% доходов снова пойдут на социалку, в том числе на здравоохранение. Для меня этот вопрос особенно важен, поскольку МСЧ сейчас сильно зависит от госфинансирования: у нас за счет областного бюджета проводится ремонт дневного стационара и поликлиники, необходимо продолжить финансирование работ и в следующем году. Кроме того, мы очень ждем решения вопроса с лекарственным обеспечением как льготников, так и пациентов стационара".

Председатель комитета по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Грачев отметил увеличение средств по линии регионального дорожного фонда по сравнению с 2019 годом почти на 800 млн рублей в 2020 году, на 1,1 млрд в 2021-м и еще на 80 млн к 2022 году. "Это позволит достроить вторую очередь Президентского моста в 2021 году", - надеется он.

Председатель комитета по социальной политике, госстроительству, МСУ и развитию гражданского общества Сергей Шерстнев предложил продолжить работу по передаче на федеральный уровень полномочий по обеспечению граждан лекарственными препаратами: "Тем более, что это недавно рекомендовал министр здравоохранения России".

Председатель комитета по аграрной и продовольственной политике, природопользованию и охране окружающей среды Вячеслав Ковель отметил, что объем увеличения финансирования сельского хозяйства по сравнению с прошлым годом вырос в полтора раза, и это серьезные деньги.

Председатель комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Андрей Седов напомнил о старой проблеме: "Давно возникла проблема с водоснабжением всей области, если мы не примем меры в чрезвычайной ситуации могут оказаться и дома, и медучреждения. На решение проблем с водоснабжением (а они, повторяю, есть почти в каждом районе области) выделено почти 224 млн рублей. Хорошая сумма, но недостаточная: дефицит составляет 148 млн рублей".

Договорившись повышать доходы простых ульяновцев и решить проблемы водоснабжения области депутаты, члены правительства и представители общественности разошлись без склок, скандалов и потасовок. Впрочем, на стадии распределения бюджета наверняка будет "жарче".

Александр Стрельцов