Скандал вокруг ситуации на АО «Тепличное» продолжает развиваться. Предприятие, которое когда-то приносило весомый личный доход семье бывшего губернатора Морозова, выходит из-под контроля неэффективных менеджеров.
В публичную плоскость конфликт вывалился 29 марта, когда гендиректор «Тепличного» Екатерина Жилина сама вышла на журналистов и заявила о своем «несправедливом» увольнении. Она проработала в должности 4 года. Топ-менеджер не согласилась с претензиями властей к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На прошлой неделе коллектив вышел на акцию в защиту своего начальства, заводилой выступил одиозный депутат ЗСО Матвей Володарский. На предприятии активно распространялась версия о скором желании регионального правительства продать «Тепличное» в частные руки.
Махинации на огурцах высшего сорта?Власти продолжают стоять на своем: Екатерина Жилина — неэффективный менеджер. Глава министерства агропромышленного комплекса Михаил Семенкин относительно продажи предприятия сказал, что оно остается в госсобственности, планов на приватизацию нет. Говоря о причинах расторжения трудового договора с директором, он обозначил необходимость «Тепличного» ежегодно показывать прибыль не ниже аналогичных предприятий в России и выплачивать дивиденды в бюджет. Премьер правительства Владимир Разумков заявил о внутреннем аудите в АО — есть сомнения в легальности цепочек производства и сбыта. Чиновники разбираются, с чем связаны слабые финансовые результаты, снижение выплат дивидендов.
Согласно показателям бухгалтерской отчетности предприятия, опубликованным на сервисе kartoteka.ru, объемы выручки «Тепличного» за 5 лет, в период с 2015 по 2020 годы, существенно не изменились: 2015 год — 865 млн рублей, 2016 год — 834 млн, 2017 год — 851 млн, 2018 год — 766 млн, 2019 и 2020 годы — по 902 млн рублей. Екатерина Жилина работала на «Тепличном» с 2015 года сначала в статусе замдиректора (гендиректором был Виктор Шемет — прим.), затем в результате почти 14-месячной борьбы (в 2017 году, согласно выписке ФНС, после ухода Виктора Шемета руководство на предприятии менялось в общей сложности 4 раза!) она возглавила акционерное общество (в мае 2018 года). Данные бухгалтерского баланса за 2021 год пока не опубликованы. На данный момент доступны показатели работы по 2020-й включительно. Показатели валовой прибыли предприятия существенно снизились. К примеру, в 2015 году валовая прибыль «Тепличного» составляла 300 млн рублей. В 2018 году — 124 млн, за 2019 год — 94 млн, за 2020 год — 108 млн. Показатель «чистой прибыли», к примеру, в 2015 году составлял 241 млн рублей, в 2018 году — 16,7 млн рублей, в 2019 году — 14 млн рублей, в 2020 году — 15 млн рублей. Таким образом, показатели чистой прибыли предприятия снизились с 2015 по 2020 годы более чем в 15 раз.
Источники в правительстве утверждают, что снижение финансовых показателей предприятия могло быть связано с системным снижением так называемой «сортности» выпускаемой продукции. Т.е. огурцы и помидоры, выращенные в «Тепличном», могли продаваться оптовым покупателям по более низкой цене. Оказавшись у перекупщиков, баратаевские овощи, вероятно, мгновенно повышали свои потребительские характеристики и вырастали в цене.
На фоне слабых финансовых показателей зарплата генерального директора составляла примерно 170 тысяч рублей, а ежеквартальные премии — более 300 тысяч.
План выплаты дивидендов, представленный «Тепличным» на 2022 год, составляет всего 5 млн рублей. По мнению аудиторов Счетной палаты, эта сумма могла быть существенно выше. В связи с этим депутаты Заксобрания неоднократно обсуждали вопрос продажи «Тепличного». Потенциальных покупателей не нашлось.
Морозов негодует!АО «Тепличное» многие годы считалось находящимся под личной опекой экс-губернатора Морозова. В 2010 году его супруга официально возглавила предприятие, руководила им чуть менее двух лет. В 2012 году по итогам декларационных кампаний федеральные СМИ взахлеб причисляли Елену Морозову к рейтингу самых богатых жен губернаторов России с доходом в 4,8 млн рублей. Он состоял в основном из официальных выплат, полученных в «Тепличном».
В конце прошлой недели на производство приехал сам Сергей Морозов и сделал ряд жестких заявлений в адрес регионального правительства, а затем и рассказал о своем отношении к предприятию.
— Могу на полиграфе заявить: ни огурца, ни помидорины, ни перца не брал оттуда. Я жизнь положил, чтобы предприятие встало на ноги. Я рад, что появился директор Жилина, которая там буквально жила, отложила личную жизнь. И когда сегодняшние чинуши сделали такое решение о ее отставке, считаю, что это незаконно [...] Ни ваш председатель правительства, ни другие товарищи, которые понаехали, на предприятии никогда не были, а начинают рассуждать об экономических и финансовых вопросах, — заявил экс-губернатор.
Кроме того, Морозов агрессивно выступил против Михаила Семёнкина, который, на его взгляд, должен быть уволен: «Раз ситуацию по итогам его поездки на частном самолёте „замылили” на региональном уровне, значит, теперь им займутся федеральные структуры и дадут юридическую оценку его действиям». Семёнкин — чуть ли не единственный министр в нынешнем составе кабмина, работающий с приставкой «и.о». Атака на него со стороны бывшего шефа, находящегося в контрах с действующей региональной властью, очевидно, укрепит его позиции. Напомним, проверка полета в Ниццу не нашла нарушений закона, и Ленинский районный суд восстановил чиновника в должности после отстранения от работы.
Жилину уволили законноВ минувший четверг в конфликт пришлось вмешаться главному газовику региона, лидеру «Единой России» Владимиру Камеко. Он и еще один депутат Заксобрания Вячеслав Ковель, представляющий интересы агропромышленного комплекса, прибыли на предприятие вместе с Сергеем Морозовым.
Камеко на тезис сотрудников «Тепличного» о незаконности увольнения директора Екатерины Жилиной сдержанно заявил: увольнение не выходит за пределы правового поля. По его словам, акционер (предприятие в 100%-ной собственности Ульяновской области — прим.) по закону вправе расторгать трудовой договор на своё усмотрение. Однако оценку справедливости принятия кадрового решения он давать не стал. Уже после встречи единоросс сообщил, что поговорил с нынешним главой региона Алексеем Русских, который дал гарантии сохранения коллектива и условий труда, несмотря на смену руководства предприятия.
Прежде проблемы с финансовыми показателями она поясняла изменениями конъюнктуры: «Если вы проанализируете рынок тепличных хозяйств, то снижение прибыли закономерно и планируемо. Потому что рынок на 100% закрыт огурцом. Цены снижаются, а соответственно, и прибыль падает. Не стоит бить тревогу — предприятие прибыльное и стабильное».
По информации минагропрома, в 2017 году АО заплатило в бюджет региона 100 млн рублей дивидендов, что в 27 раз больше показателей 2021 года.
Огурцы за пазухойПолитический консультант Эрнест Старателев считает, что линия защиты уволенного директора звучит крайне неубедительно.
— Дело не в том, брал или не брал Сергей Иванович огурцы и помидоры. Это все аргументы для митинга. От депутата «Единой России», тем более от депутата Госдумы с огромным опытом управления регионом, ждёшь не подражания Володарскому или раннему Гибатдинову, а четкого сухого анализа результатов проверки Счетной палаты. А если подкреплённых цифрами аргументов в защиту бывшего директора нет, то не стоит удивляться, что люди начнут искать меркантильные мотивы и огурцы за пазухой, — говорит эксперт.
Старателев не думает, что игра с публичным массовым протестом нужна именно сейчас, когда важна консолидация общества. Кадровые проблемы на конкретном предприятии, которое принадлежит Ульяновской области, адекватным образом решаются не на площади, а в переговорном формате, с участием профсоюзной организации и представителей учредителя. Могут в этом процессе поучаствовать, конечно, и депутаты.
— Но вместо этого был выбран майданно-скандальный стиль, была вброшена недостоверная информация о том, что «Тепличное» передают в частную собственность, работников предприятия сознательно взбаламутили. Такая украинизация политического стиля явно неадекватна «Единой России» — партии власти, и воспринимается как слабость ее представителей, — считает собеседник.
Он также убеждён, что оценка работы руководителя любого предприятия строится на показателях выручки и прибыльности. Если аналогичные организации в соседних регионах зарабатывают больше — нужно искать более эффективного директора.