Появившееся несколько недель назад сообщение о строительстве в Тереньгульском районе завода по производству цемента произвело эффект разорвавшейся бомбы. До сих пор не определена площадка, на которой будут возводить предприятие, ещё идут предпроектные работы, но горячие головы крест на экологии района уже поставили. Сегодня сложившуюся ситуацию обсуждали в Законодательном Собрании области.

Начали обсуждение на заседании фракции «Единая Россия». Причину людского негодования определили сразу же – жители района не знают о проекте ничего, считают, что завод строят втихаря, на этом фоне и рождаются слухи и домыслы, растёт недовольство. Оказалось, что информации нет и у депутатов.

– Идут переговоры, заключаются предварительные соглашения, в которых прописываются социальные вопросы – количество рабочих мест, налогов, вопросы экологии и социальной ответственности. Детали этого инвестиционного соглашения даже депутатам неизвестны! Нам нужна информация, чтобы вести разъяснительную работу с населением, – заявил председатель аграрного комитета ЗСО Виктор Антипов (в состав его округа частично входит Тереньгульский район).

Коллегу поддержала Тамара Дмитриева:

– Мы часто общаемся с населением, во вторник у меня в районе очередной приём, и я не исключаю, что народа будет много, будут вопросы. А что отвечать? Мы сами ничего не знаем.

Позже, уже на заседании Законодательного Собрания председатель правительства области Александр Смекалин пояснил: изначально не было уверенности, что завод будут строить у нас.

– Год шли переговоры о возможности реализации проекта в Ульяновской области, обсуждать до этого было нечего. Сейчас возник предмет обсуждения, мы начали формировать рабочую группу. Мы рассчитываем, что предпроектная подготовка будет проведена в ближайшее время, и порядка 400 новых высокооплачиваемых рабочих мест будут созданы на территории нашего региона, а в бюджет Ульяновской области поступят серьёзные налоговые отчисления. По нашим оценкам – это более 700 миллионов рублей дополнительных доходов, которые получит регион на реализацию своей социальной политики, – отметил Смекалин.

Где строить будут?

Сегодня есть одна привязка к территории – месторождение сырья. Его открыли ещё в советские годы, но не использовали, тогда в Приволжье было 7 цемзаводов, их мощностей вполне хватало для строительной отрасли.

На каком расстоянии от месторождения построят новый завод, решат после завершения всех предпроектных работ, в том числе, после оценки воздействия производства на окружающую среду. Эксперты единогласно заверяют: предприятие построят в соответствии с федеральными законами и регламентами. Обойти требования природоохранного законодательства инвестор не сможет – в таком случае проект просто не пройдёт экологическую экспертизу, и одобрение на его реализацию не выдадут.

Лидер коммунистов Александр Кругликов усомнился, что строительство цементного производства пройдёт в рамках закона.

– Вы говорите об ответственности инвестора. Он в Китае ответственный, потому что там партком есть, в том числе и в Аньхое, и за коррупцию у них расстреливают, - заявил Кругликов.

– Александр Леонидович, если этот завод будет построен не по нормам и правилам, то он не будет запущен. И я думаю, что наказание там за потраченные 300 миллионов долларов государственных денег будет совсем не хуже, чем за коррупцию, - парировал Смекалин. – Компания хорошо понимает, что лучше построить завод и потратить лишний миллион долларов на экологию, чем потратить впустую государственные деньги.

Об экологии

Требования российского природоохранного законодательства жёстче, чем в Китае. У них нет, к примеру, такого понятия, как санитарно-защитная зона. У нас есть, и для заводов такого класса составляет 1 километр.

Кстати, необходимости строить предприятие непосредственно у месторождения нет. В китайской провинции Аньхой аналогичное производство находится в 10 км от карьера, где добывают сырьё.

– Сырьё от карьера на большегрузных самосвалах отвозят на расстояние метров 300, и больше его никто не видит, его сбрасывают в закрытый конвейер, там оно дробится и переправляется на завод. Длина конвейера – 10 км, причём 3 км идёт через центр города. Мы проезжали вдоль него, смотрели, никакого пыления, даже шума от него не было, - рассказывает член Экологической палаты области Лев Левитас.

Так что Тереньгульский район – это не окончательное место размещения производства. Перехватить инвестора вполне могут соседние районы, вместе с дополнительными налогами, новыми рабочими местами и возможностью развивать соцсферу. К слову, заработная плата на заводе «Конч» будет начинаться от 30 тысяч рублей – это прописано в инвестиционном соглашении.

А в Пензе что?

В некоторых региональных СМИ прошла информация о том, что в соседней Пензенской области китайцы тоже цемзавод построили, и к его работе у местных, якобы, много претензий. Гендиректор «Корпорации развития Ульяновской области» Сергей Васин рассказал, что китайская госкорпорация «Конч» впервые создаёт производство в России, поэтому пензенский завод, нельзя считать образцом работы китайских инвесторов. Ориентироваться предлагают на китайские заводы корпорации. Туда вместе с правительственной делегацией выезжали жители района. Фотографиями и впечатлениями Лев Левитас поделился с депутатами:

– Специально сфотографировал деревья на территории завода. Вот лист крупным планом, нормальный, зелёный, мы его даже салфетками протирали, чтобы увидеть, есть ли пыль – не было, он чистый, - рассказывает эколог.

Надолго ли их хватит?

Прозвучал резонный вопрос – как долго китайский инвестор будет работать на месторождении и что будет с территорией после выработки.

– По предварительным расчетам, срок эксплуатации – 50 лет. Обязанности по рекультивации лежать на эксплуатанте, это одно из условий лицензионного соглашения, - ответил Александр Смекалин.

Коммуникации, в основном, будут строить инвесторы, частично затраты возьмёт на себя «Корпорация развития УО».

Дисциплинарная ответственность и партийный контроль

Завершили разговор с того же, с чего и начали – с работы с населением. Василий Гвоздев (он исполнял обязанности руководителя фракции) предложил привлечь к дисциплинарной ответственности чиновников, кто допустил создание напряжённой ситуации.

– Это не первый инвестпроект, дай Бог, не последний. Сергей Иванович Морозов, спасибо ему большое, их инициирует и разговаривает с инвесторами, но при таких подходах к работе с населением мы можем нажить проблем. Рабочую группу по социально-экономическому развитию Терньгульского района создали в июле, а надо было 6-7 месяцев назад. Сейчас вся ситуация из-за запоздалой организации и старта работы с населением, - резюмировал Гвоздев.

Также он пригласил жителей района в приёмные партии, где им дадут право высказаться.