Федерация независимых профсоюзов России предложила сократить рабочую неделю до четырех дней при обязательном сохранении прежнего размера заработной платы. В федерации отмечают, что тенденция к сокращению рабочего времени наблюдается во всем мире. Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее заявлял, что «будущее - за четырехдневной рабочей неделей как новой основой социально-трудового контракта». Однако опрос ВЦИОМа показал, что почти половина россиян не поддерживает перспективу сокращения рабочей недели, большинство из них ожидает в связи с этим сокращения зарплаты. В 2014 году один из богатейших людей мира Карлос Слим предложил сократить рабочую неделю и вовсе до трех дней, а по мнению главного исполнительного директора Google Ларри Пейджа, сокращение рабочей недели сократит безработицу - на одно рабочее место можно будет нанимать двух сотрудников.

Анатолий Васильев, председатель федерации профсоюзов Ульяновской области:

- Я целиком поддерживаю инициативу сокращения рабочей недели до четырех дней. Но это хорошо при сохранении уровня заработной платы. Почему это хорошо? У людей появляется еще один дополнительный день для отдыха, для семьи – и это полезно. Ведь многие люди сильно устают за рабочую неделю – усталость копится, нередко прибавляется стресс, отчего и продуктивность труда работников падает. Так что проект крайне прогрессивный и логичный. Подобные вещи уже пробовали вводить в некоторых европейских странах. Например, в Швейцарии, где в свое время рассматривалось предложение о дополнительной выплате для граждан, которые хотят сократить рабочую неделю, чтобы проводить больше времени с семьей.

Андрей Шадышков, заместитель председателя комитета по социальной политике, госстроительству, МСУ и развитию гражданского общества Законодательного собрания Ульяновской области:

- Я считаю, что рабочая неделя не должна сокращаться до четырехдневной повсеместно и обязательно. Здесь, скорее, нужно смотреть на эффективность предприятий и степень их загруженности по производству и количеству работников. Целесообразно учитывать реальное положение дел в конкретной организации или на конкретном предприятии. Думаю, что четырехдневная неделя будет оправдана на тяжелых производствах, например. Наверное, гораздо разумнее будет дать организациям выбор между пятидневной и четырехдневной рабочей неделей. При этом окончательное решение по вопросу оставить за профсоюзами самих организаций, ведь им гораздо лучше известны условия труда, тяжесть производства на их же собственном месте работы.

Фаина Самарцева, генеральный директор ООО «Ульяновскхлебпром»:

- Я считаю, что ничего менять не надо. Наши заводы, например, работают семь дней в неделю, круглосуточно – ведь хлеб должен производиться всегда. Да и вообще, честно говоря, среди моих друзей и знакомых мало кто работает четыре или пять дней в неделю. Бизнесмены, топ-менеджеры и другие – практически все работают по шесть дней, а порой и круглую неделю. Даже врачи часто берут дежурства в выходные. Так что, может быть, ничего менять и не надо – рабочая неделя и так нормальная.

Руслан Тарасов, генеральный директор АО «НПП «Завод «Искра»:

- Бизнес бывает разный. Я вот, например, производственник, и потому могу сказать, что технологический процесс по некоторым производственным операциям устроен таким образом, что порой его нельзя прерывать даже в пятницу. Бывает, что у меня самого работники в случае крайней необходимости выходят и в субботу. Поэтому я думаю, что на производстве рабочая неделя должна быть пятидневной. А вот, например, в сферах, где необходимый результат может достигаться сотрудниками вне зависимости от того, сколько времени они проводят на работе, рабочая неделя может быть и четырехдневной, и трехдневной. Например, в тех же офисах или среди чиновничьего аппарата.

Денис Барышников, генеральный директор ООО «ОЭЗ-Сервис»:

- Я считаю, что никакой разницы нет. Ведь если говорить про реальный сектор экономики, то уменьшение рабочих дней при увеличении дневных объемов производства никак не поменяет ситуацию в работе самого предприятия и в загруженности рабочих тоже. Конечно, если бы предприятия работали на 90% своей эффективности, то сокращение рабочей недели могло бы быть полезно и для самих рабочих, и для предприятий, так как оно бы разрядило ситуацию без экономических потерь. А большинство производств, к сожалению, сейчас работает едва ли на 10% эффективности. И в таких условиях переход к четырехдневной рабочей неделе, скорее, лишь понизит экономические показатели предприятий.

Игорь Игнатьев