В Заксобрании Ульяновской области должны утвердить новую схему выборов, отдав предпочтение избранным по одномандатным округам депутатам и уменьшив количество народных избранников, прошедших в парламент по спискам. Это может кардинально поменять «стоимость», а также «политический вес» мандата, считают опрошенные 73online.ru эксперты.

Кампания в ЗСО в сентябре 2023 года пойдет по новым правилам и будет дополнена дистанционным электронным голосованием. Планируется, что количество депутатов увеличится с 36 до 60. Состав парламента будет, предположительно, другим: соотношение одномандатников и списочников изменится в пользу первых — их станет 45 против 15 (сейчас 18 и 18). Конкретного решения еще нет, скорее всего, его будут принимать по итогам избирательных кампаний в других регионах в конце сентября.

Считается, что инициатором новеллы выступает вице-губернатор, курирующий внутреннюю политику, Александр Коробко. По его словам, единое мнение еще не сформировано: «Когда законопроект поступит на рассмотрение, тогда и будем говорить». Одновременно Коробко говорит, что, например, в его родной Брянской области, где численность населения сопоставима с нашим регионом, в Думе аналогичное число мандатов - 60.

Чем меньше округа, тем лучше жителям и кандидатам

Председатель регионального избиркома Юрий Андриенко пояснил 73online.ru, что согласно действующему Уставу Ульяновской области и норме закона округа формируются на 10 лет. Сейчас их 18 с численностью от 53 тысяч до 67 тысяч избирателей в каждом. Не позднее декабря депутаты ЗСО должны принять новую схему, предложат ее до сентября. Речь идет о техническом приведении округов в порядок. Об их количестве Андриенко пока неизвестно, законодательная инициатива не поступала на рассмотрение.

— Мне кажется, чем меньше округ, тем лучше — внимания к населению больше. Но с организационной, финансовой стороны это требует расходов. Надо исходить из принципа разумной целесообразности. Когда вводили смешанную систему, говорили, что в выборах важно участие политических партий, с другой стороны, есть мнение, что персональная ответственность депутата-одномандатника выше, чем у прошедшего по партийным спискам. Это нужно обсуждать. Я не думаю, что в ЗСО единодушно поддержат эту инициативу, — поясняет Андриенко.

Президент Фонда общественных исследований «РАПИР» Дмитрий Травкин объясняет, что формировать количество мандатов в областных парламентах до 60 — право любого субъекта согласно норме закона. При этом регионы сами устанавливают пропорцию одномандатников и списочников. Травкин считает, что последние пострадают несильно: «В ЗСО 18 депутатов, избранных по спискам партий, в случае нововведений их число сократится до 15 человек».

Эксперт говорит, что при уменьшении округов победить в них легче в условиях активной «полевой» кампании: «Это позволит усилить связь "на земле"». Одновременно с этим меняется и портрет кандидата — появляются локально известные лидеры общественного мнения, которые ближе к избирателю.

Политический консультант Эрнест Старателев считает, что в прежней системе списочники еще имели шансы продвинуть не самого популярного актора, так как голосование во многом шло за бренд партии и ее проекты. В случае с одномандатниками будет важен сам человек, его бэкграунд и опыт. «Чем меньше округа, тем выше шансы у любого активиста — представителя малых партий, самовыдвиженца или оппозиционного кандидата. На таких территориях будет легче работать с меньшим ресурсом. При этом традиционная управляемость избирательной кампании, связанная с качеством администрирования, будет теряться — вырастет конкуренция», — считает эксперт.

Старателев отмечает, что при увеличении количества мандатов пострадает бюджет Ульяновской области — умножится число депутатских приемных, зарплатный фонд помощников. «Поэтому стоит обратить внимание на эффективность избранников», — заключает он.

Кто пострадает

Вероятно, единственный интересант реформы — «Единая Россия». В действующем созыве ЗСО из 36 депутатов только 17 человек входят во фракцию.

Руководитель исполкома ЕР Константин Долгов эту версию отрицает: чтобы список прошел на выборах, нужно гарантированно набрать 5%. «Если это удастся малым политическим силам вроде «Новых людей» или «Гражданской платформы», то тогда, наоборот, пострадают парламентские партии. Но глобально ничего не поменяется», — говорит Долгов.

По словам единоросса, у депутатов-одномандатников ресурс в округах мощнее. С точки зрения уменьшения округов, увеличиваются шансы кандидата, который готов его обойти, что называется ногами. Долгов считает, что кратного роста бюджетных трат на 60 депутатов в новом созыве не будет, потому что нет целесообразности в увеличении зарплатных ставок и количества комитетов.

Как рассказал ЛДПР-вец Дмитрий Грачев, обсуждение проходит кулуарно, без участия его партии. Он не согласен с Долговым и убежден, что очевидный выгодополучатель — «Единая Россия», которая таким образом «изменит действующий состав парламента и обеспечит себе большинство». Собеседник выступает за 100%-ное использование партийных списков: «В округах обычно побеждает тот, кто обладает ресурсом, и это не в пользу ЛДПР. Да и малым партиям будет тяжело».

Глава фракции КПРФ Виталий Кузин говорит, что нынешняя система его устраивает, она наиболее демократична — оппозиция может справедливо занять кресло в парламенте: «Думаю, что все делается, чтобы «Единая Россия» взяла реванш за выборы 2018 года. Сегодня их инициативы проводятся со скрипом». Кузин считает, что в случае изменений будет ущемлена вся партийная система, а коммунистам для победы потребуется больше человеческих и финансовых ресурсов, с которыми есть трудности.

Лидер «Коммунистов России» Максим Сурайкин поддерживает это мнение, считает урезание списков «деструктивной политикой» — роль партий снижается: «Как правило, списочники чаще уходят в оппозицию, одномандатники с этой властью ссориться не хотят». Увеличение мандатов Сурайкин оценивает положительно, таким образом у депутатов будет больше возможностей работать на исполнение наказов.

Председатель регионального совета партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Андрей Седов скептически относится к изменениям: «Получается, никакая предварительная кампания и работа в округах не нужна. Реальной борьбы нет, а результаты выборов будут зависеть от дистанционной системы голосования. У меня есть сомнения в легитимности такого формата подсчета голосов». Эсер убежден, что в таком случае «Единая Россия» возьмет львиную долю списка, остальные партии будут ущемлены.

«Перенарезка» округов в регионе происходит не впервые. В 2020 году выборы в Гордуму Ульяновска прошли исключительно по мажоритарной системе. Партии выдвигали своих кандидатов только по одномандатным округам, при этом количество округов увеличилось с прежних 30 до 40. Оппозиция выступала против такого перехода, считая, что это делается «в интересах партии власти, теряющей свой рейтинг», «Единая Россия» заявляла, что при такой системе у депутатов будет больше ответственности перед избирателями. По результатам выборов кандидаты от ЕР победили в 36 округах из 40.

Дарья Косаринова