На публичных слушаниях случился скандал: коммунисты, единороссы и эсеры обвинили друг друга в трусости.
Сегодня, 14 января, состоялись публичные слушания о переходе Ульяновска на мажоритарную систему формирования местных представительных органов. Мажоритарная (или одномандатная) система предполагает избрание одного депутата от одного округа, тогда как ныне работающая ульяновская избирательная система допускает нескольких депутатов от одного округа - одномандатника и депутата по партийному списку. Такая система называется смешанной (если голосуют только по партийным спискам, то это пропорциональная система).
Естественно, публичные слушания, тем более на такую интересную тему, не могли обойтись без коммунистов. Их, впрочем, как обычно никто не звал, но они заявились в здание мэрии всем боевым активом своей фракции в ЗСО: Айрат Гибатдинов, Виталий Кузин, Елена Филиппова. И сразу же начали кричать, требуя дать им стулья и место для них. Им отвечал и.о. главы Ленинской администрации и лидер ульяновской "Справедливой России" Михаил Сычев, который тоже не из робкого десятка. Соревнование луженых глоток завершилось боевой ничьей: выгнать Гибатдинова Сычев не смог, но и стульев ему не дал.
18 декабря Заксобранием были внесены поправки в областной закон «О выборах депутатов», которые установили, что теперь муниципалитеты при избрании депутатов местных представительных органов могут использовать не только смешанную систему выборов, но и чисто мажоритарную. Если Ульяновск перейдёт на одномандатную систему, то количество избирательных округов в нем увеличится с 30 до 40, хотя число депутатов не изменится. Кроме того, важнейшим отличием мажоритарной системы является возможность отзыва депутата избирателями (избранных по списку отозвать нельзя). В конце декабря проект решения о внесении изменений в Устав города и возвращение к мажоритарной системе выборов одобрили и депутаты Ульяновской гордумы.
- Отрадно, что сегодня депутаты совместно с жителями города рассматривают мажоритарный вид избирательной системы применительно к реалиям Ульяновска. На мой взгляд, это более приемлемо для избирателей — на первый план выходят личностные качества кандидата в депутаты, население знает, кого выбирает, за кого голосует, — отметил депутат ЗСО Сергей Шерстнев. - Я вам честно скажу: за годы моей работы главой администрации Ленинского района я многократно работал с депутатами-одномандатниками, которых реально волновали проблемы их избирателей, и ни разу не видел депутатов-списочников, которые в своем округе, может, и не бывали никогда.
Приглашенные представители общественности все как один выступили за переход на новую систему выборов. Против оказались только коммунисты. Айрат Гибатдинов, которого на слушания не звали и поначалу даже пытались выгнать, каким-то образом оказался на трибуне, взял слово и сразу начал выбалтывать политические тайны:
- Вот вы говорите - выбирать надо людей, которых знаете. Я знаю многих членов "Единой России", уважаю их как людей, а как депутаты, они голосуют согласно своей партийной дисциплине. Хотя они вроде бы одномандатники! Но так устроена наша система. И когда тут говорят, что депутаты должны быть ближе к избирателям, активными должны быть - этого всего мало, чтобы депутатом стать. В нашей области, чтобы стать депутатом, надо 3-7 млн рублей. Если по одномандатным спискам избираться, то это, получается, на каждый округ такую сумму надо положить. А у многих ли есть такие финансовые возможности? Я только одну такую богатую партию знаю. Но если эта партия тебе деньгами на выборах поможет, то голосовать ты будешь, как прикажут, будь ты хоть трижды одномандатником.
- Да вы просто трусите, что вас избиратели отзовут, - возразил ему Михаил Сычев. - И без партийного списка вы лицом к лицу с избирателем встать трусите - кто вы такие без бренда КПРФ?
- Да это вы после Димитровграда трусите, уже не знаете, как извернуться, чтоб и в Ульяновске не проиграть, - полетело ему в ответ из толпы коммунистов.
Услышав, в какие опасные направления начала поворачиваться дискуссия, модератор слушаний вице-спикер гордумы Николай Лазарев напомнил всем о регламенте, прения прекратил и предложил за изменения в закон проголосовать. Ульяновцы изменения большинством поддержали, а коммунисты проголосовали против. И вот это по-настоящему странно, так как публичные слушания нужны, чтобы передать законопроект на рассмотрение городских депутатов с учётом всех высказанных поправок, и проголосовав против, коммунисты сами аннулировали все высказанные ими замечания. Спрашивается, зачем тогда приходили?
Александр Стрельцов