Герои нашего очередного видео в рамках проекта «Повод для гордости» – молодые инженеры-конструкторы Симбирского кранового завода (СКЗ). Предприятие было основано 18 лет назад – возраст для большой промышленности смешной, можно сказать, детский. Но симбирские краностроители с этим категорически не согласны – здесь все по-взрослому. Одномоментно предприятие работает над полусотней больших проектов. Среди уже реализованных – краны для новой мощной теплоэлектростанции в столице Чечни Грозном, для большой ТЭС «Ударная», которая строится сейчас в Краснодарском крае, для медеплавильного производства в Краснодарском крае и многое другое. Основные контрагенты из Ульяновска – «Волга-Днепр», Ульяновский моторный завод, «Авиастар» и НПО «Марс», на федеральном уровне и из других регионов России – «Алроса», «Норильский никель», «Газпром», «Алмаз-антей Строй», «Мосэнерго». Есть многочисленные контракты с белорусскими и казахскими предприятиями. В общем, все серьезно. Кредо наших собеседников соответствующее: «Нужно много работать – и все обязательно получится!».
Для «Ударной» – ударопрочный кран
Область применения продукции Симбирского кранового обширна: предприятия атомной промышленности, металлургии, добыча полезных ископаемых, строительство метро и т.д. Зачастую краны должны надежно работать в сложных условиях, что накладывает дополнительную ответственность. ТЭС «Ударная» - сама по себе важнейший проект для энергосистемы России, да еще и расположена в сейсмоактивной зоне. Поэтому конструкция ульяновского крана рассчитана так, что выдержит даже достаточно серьезное землетрясение. Доверить такую работу можно лишь настоящим профессионалам. Один из таких сотрудников СКЗ – инженер-конструктор Александр Пьянзин. Он родом из Димитровграда, окончил престижный Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва по специальности «Автоматизированное управление жизненным циклом продукции», работал на нескольких предприятиях в регионе и за его пределами. Но свое место нашел именно на СКЗ – во-первых, на малой родине, во-вторых – работа интересная.
– Для «Ударной» делаем двухбалочный кран грузоподъемностью 70 тонн – это очень серьезный проект, большая грузоподъемность, очень жесткие технические требования, – рассказывает Александр. – Я много где работал и ответственно могу сказать: далеко не всем профильным предприятиям под силу те проекты, которые мы делаем здесь.
Сложно и уникально
Сегодня сборка крана завершена, уже начались испытания на заводе. Инженеры уверены в своих расчетах – оборудование выдержит нагрузки.
Главный инженер завода Юрий Цыпленков с гордостью рассказывает об уникальном кране, который он вместе с коллегами изготовил для Грозненской ТЭС. Энергетическая инфраструктура Чеченской республики была практически полностью разрушена в результате боевых действий в 90-х годах и восстанавливалась с огромным трудом. Лишь в 2017 году на месте старой разрушенной ТЭС была построена новая – сейчас она снабжает электроэнергией значительную часть потребителей Чечни и обеспечивает стабильность энергосистемы юга страны. Мощный кран, который необходим для постоянного технического обслуживания энергоагрегатов, спроектировали и собрали на СКЗ.
– Его особенность – это дополнительная нижняя консоль грузоподъемностью 12 тонн, – рассказывает Юрий. – Обычная тележка, основная, двигается внутри проема крана, а консоль, согласно техническому заданию, должна выезжать за проем. Это уникальная для нас работа, раньше мы такую не делали.
Настоящее знание
Ответ на подобные сложные вызовы вдохновляет конструкторов и побуждает работать над собой: нестандартным задачам нужен нетривиальный подход. Если на производстве заказчика установлена особая категория взрывоопасности, тогда колеса крана перед сборкой отправляют на гальванику. Или может потребоваться особая защита кабины крана для безопасности персонала, как это было с проектом мостового литейного 50-тонного крана с тремя подъемниками для медеплавильного комбината.
– Так как на предприятии разливается медь, которая имеет высокую температуру плавления, а предприятие работает круглосуточно, без остановки, соответственно, к крану предъявляется особые технические требования по прочности, жаропрочности, – поясняет Александр Пьянзин.
Инженеру-конструктору Никите Кочневу всего 26 лет, на СКЗ он три года – отвечает за электрическую часть проектов кранов. На данный момент в работе семь проектов. Помимо стандартных задач есть и особенные, например, разработать и установить дополнительное освещение погрузочной зоны: ее решили с помощью проектора. Иногда необходимо включать в проекты различные мониторинговые системы, например видеонаблюдение.
– Начав работать на заводе, я быстро понял, что мои теоретические знания тут почти бесполезны, все решает практика и конкретные прикладные решения, – говорит Никита. – Я считаю, что инженер – это не тот, кто все знает, а тот, кто знает, как и где узнать, потому что постоянно прилетают заказы, для выполнения которых нужны новые знания. Быстро их найти и придумать, как применить на нашем производстве – вот основная работа инженера, как я ее вижу. И еще важно работать в команде, когда твои навыки и знания соединяются с навыками и знаниями коллег. Тогда любой, даже самый сложный заказ, становится по плечу.
Андрей Арсентьев
Проект создан при поддержке АНО «ИРИ»