Английская аббревиатура CAM (КАМ) расшифровывается как Computer-aided manufacturing, что дословно переводится «Автоматизированное производство». Так в промышленности называют сложные технологические системы, их модули и программно-вычислительные комплексы, управляющие станками с числовым программным управлением (ЧПУ) – теми самыми, которые с невероятной точностью изготавливают сложнейшие элементы разнообразных конструкций. CAM – это распределение труда между роботами и людьми. В нем первые отвечают за идеальную точность и невероятную скорость обработки материала. А вторые придумывают и ставят задачи, направляют возможности роботов на созидание. А еще CAM – это принципиально новый подход к производственным процессам, при котором все от начала до конца стремится к автоматизации. Автоматизация такого типа – золотой стандарт для современной промышленности. Но два десятка лет назад, в безрадостные и бесперспективные 90-е, когда ульяновские авиационные инженеры основывали «АвиаКАМ», это было смелым новаторством. Предприятие прошло сложный путь от реализации единичных заказов на арендованных площадях до сотрудничества с индустриальными лидерами России и участия в масштабных проектах, имеющих государственную важность. Его костяк и главная движущая сила – амбициозные инженеры, которые ставят перед собой большие цели и постоянно приобретают новые навыки и знания для того, чтобы их достичь.

Мы постоянно учимся

Инженер-конструктор Михаил Никулин до «АвиаКАМа» трудился на авиационном предприятии. Четыре года назад он сменил работу, чтобы развиваться в профессии – здесь профиль задач гораздо шире.

– Сегодня у нас в работе около 30 проектов из самых разных отраслей: помимо авиастроения, это автомобилестроение, железнодорожный транспорт, энергетика и многое другое. Есть, где развернуться, – рассказывает Михаил.

Он с улыбкой вспоминает свою первую задачу на «АвиаКАМе» – нужно было спроектировать втулку по изношенному образцу без модели и технического задания. Получилось практически все за исключением небольшой ошибки – нарисовал лишнюю фаску. Серьезную работу над своими и чужими ошибками Михаил считает существенной частью работы инженера-конструктора – именно она ведет к совершенству и страхует предприятие от серьезных потерь. Ведь ошибка конструктора – самая дорогостоящая, ее не исправишь доработкой, все приходиться начинать заново.

Сегодня Михаилу доверяют гораздо более сложные проекты – например, проектирование контрольной оснастки для изготовления деталей на автомобиль «Лада Гранта», пресс-формы для изготовления пластиковых деталей экстерьера «президентского» внедорожника «AURUS KOMENDANT», самолета «Ладога», который называют будущим российской региональной авиации.

– Для работы над такими проектами недостаточно только инженерных навыков, – говорит Михаил, – нужны знания в смежных областях, например, в материаловедении, сопромате, теплотехнике. Поэтому мы постоянно учимся.

Все задачи по плечу

Наиле Олейник 26 лет, она закончила факультет математики и информационных технологий Ульяновского государственного университета по специальности «Авиастроение». Как и Михаил, она начала свой трудовой путь по основному профилю на «Авиастаре». Через год попала под сокращение и пришла на «АвиаКАМ» – его порекомендовала научный руководитель Наили Анна Сергеевна Кондратьева. Молодые специалисты здесь оказываются под плотной опекой старших коллег, институт наставничества работает постоянно и эффективно.

– Мне очень интересна моя работа, я вижу весь процесс производства от проектирования до контрольных испытаний, могу постоянно повышать свою квалификацию, – рассказывает Наиля. – Теперь я могу легко себе представить, как делаются вещи, которые нас окружают, от простых до самых сложных. Покупаю подкрыльники для велосипеда, рассматриваю их и понимаю: они изготовлены на пресс-форме, вот тут следы от толкателя остались, и т.д. На мир смотришь совсем другими глазами, восхищаешься трудом инженеров – он повсюду.

Один из самых ответственных этапов работы Наили – защита разработанных ей проектов перед директором производства, главным конструктором и ведущими конструкторами. Только проверкой дело не ограничивается, идет постоянная передача опыта, углубление навыков, расширение банка методов и решений.

– Я очень ценю отношение старших коллег, они помогают развиваться и расти, многому у них учусь, – говорит Наиля. – Защита – очень ответственное мероприятие, всегда перед ней волнуюсь, но после испытываю удовлетворение от сотрудничества и ощущение, что с таким коллективом мне все задачи по плечу.

Инженеры - гуманисты

Павел Никитин пришел на «АвиаКАМ» как инженер-электронщик. Со временем вырос профессионально, стал руководителем ремонтной службы всего предприятия и теперь отвечает за исправность и работоспособность сложнейшего оборудования, установленного на заводе. Несмотря на руководящий статус, постоянно самостоятельно работает за станками – это интересно, это дополнительные навыки.

– Все оборудование, которое у нас работает, для меня как родное, знаю его от и до, от кнопочки до винтика, – говорит Павел. – Каждый станок по-своему уникален, требует глубокого погружения в документацию – нужно знать все нюансы.

По наблюдениям Павла, на «АвиаКАМе» все, от директоров до рядовых техников, объединены инженерным мышлением. А иначе нельзя – поставленные задачи обязывают. При этом он уверен: инженер – это не столько профессия, сколько призвание.

– Инженер постоянно работает над тем, чтобы облегчить и улучшить жизнь людей. В этом смысле наша работа полна гуманизма и человеколюбия.

Андрей Арсентьев

Проект создан при поддержке АНО «ИРИ»