Десятки смертей в Ульяновской области и других регионах России остаются на совести злоумышленников из соседней Самарской губернии, в числе которых есть люди в погонах. Ядовитый метанол, ставший сырьем для приготовления смертельного пойла под названием «Мистер Сидр», воровали со склада самарской полиции. Как выяснилось, он практически не охранялся – об этом рассказали сами силовики, вызванные в суд в качестве свидетелей.

Напомним, что в Советском районном суде Самары неделю назад стартовал процесс над троицей похитителей конфискованного спирта. Один из них служил в охране склада в звании сержанта, двое других вывозили спирт для продажи посреднику, который затем поставлял сырье на частную пивоварню, где и готовили смертельный напиток.Любопытно, что ответственности за гибель десятков сограждан подсудимые не понесут – им вменяется только подготовка к краже в крупном размере. Прокуратура считает, что злоумышленники планировали украсть не ядовитый метанол, а вполне питьевой этиловый спирт – не удалось, значит и квалифицировать их действие стоит не более, как покушение на совершение преступления.ЧТО ПРОИЗОШЛО
ЧТО ПРОИЗОШЛО

Маски сброшены

На втором заседании, проведенном судьей Василием Ботвинко, присутствовал только один представитель СМИ – корреспондент 73онлайн. Неделю назад журналистов собралось с десяток. На сей раз любая видео и фотосъемка была строго запрещена – в суд пригласили свидетелей. Чуть позже стало ясно, зачем такая секретность: все трое опрошенных из списка свидетелей обвинения оказались людьми в погонах.

Подсудимые снова появились в зале суда в плотных черных масках, но понимая, что в этот вечер они защищены от шанса увековечить внешность на страницах таблоидов и засветиться на голубых экранах, по очереди опустили маски, а затем и сняли их.

Ну что сказать? Милые, интеллигентные люди с приятными лицами…

Первым на допрос вызвали бывшего руководителя того самого федерального казенного учреждения «Центр сервисного и хозяйственного обеспечения» Главного Управления МВД России по Самарской области, на складе которого хранился метанол. Должность мужчина оставил вскоре после трагических событий – в июле. Пенсионер поведал немало шокирующих деталей организации работы склада вещественных доказательств.

Метанола не было?

По сути, это открытая площадка в дальних курмышах самарской промзоны за Заводским шоссе. Шесть гектаров по адресу Ближняя, 1 огорожены, в основном, сеткой-рабицей, а хранятся здесь крупногабаритные вещественные доказательства более чем по 2000 делам. В том числе, злосчастные еврокубы, из которых подсудимые сливали метанол.

По словам экс-начальника ФКУ, хранить спиртосодержащие жидкости на складе вещдоков нельзя, и он неоднократно отказывался принимать подобные грузы, отправляя их в ведение Росспиртпрома. Ну, а фигурирующие в деле емкости, по документам, были… пустыми! Правда, он не уверен…

Как выяснилось, метанол изъяли в рамках уголовного дела, возбужденного несколько лет назад в Тольятти, отвезли в Новокуйбышевск, а летом прошлого года переместили в Самару, где и складировали в дальнем правом от въезда углу огромного склада. Видеонаблюдения на нем нет, освещать всю площадь смысла никто не видел, а охрану стратегического в своем роде объекта обеспечивал… только один сотрудник полиции, заступавший на сутки.

Следует отметить, что до 1 апреля здесь без происшествий несли службу сотрудники ЧОП, а затем на пост зашли сотрудники роты охраны самарского ГУ МВД, один из которых уже через месяц и организовал масштабное воровство шести тонн метанола.

Материальная ответственность? Не слышал

Между прочим, по словам другого свидетеля, который в августе возглавил секцию длительного хранения ЦСиХО ГУ МВД, на складе после смены охраны провели сверку хранения. Он даже видел и сфотографировал несколько десятков еврокубов на складе, частью разрушенных или полупустых, но и заполненных. Только вот «считали по головам», содержимое не проверяли. Сверка проводится раз в год, а потому вскоре после нее подсудимый Гребенкин и стал воплощать в жизнь свой замысел.

Командир роты охраны, кстати, охарактеризовал своего подчиненного, как ответственного сотрудника, который ничем не выделялся из общего строя. Главное – не опаздывал. И подтвердил, что при суточном дежурстве охранник имеет право на четырехчасовой сон – на это время объект оставался вообще без охраны.

Никто из полицейских не несет материальной ответственности за сохранность имущества. Его даже не принимали по акту от организации, которая раньше работала на объекте.

Майор сообщил, что обращался к руководителям главка полиции с требованием привести склад в соответствие нормативам МВД – ограждение, освещение, видеонаблюдение, служебное помещение, связь. После громкой истории получил телефон, рацию и тревожную кнопку. К слову, лично проверял пост на Ближней улице он только раз в месяц.

Судья в шоке

Получается, что весь огромный склад полиции фактически не охранялся. Именно бардак на важнейшем объекте позволил совершить мелкое преступление, которое привело к катастрофическим последствиям. Отравились сотни людей – в том числе, дети и беременные женщины. Погибли 46 человек…

Судья Василий Ботвинко едва сдерживал возмущение – он раз за разом переспрашивал полицейских, стремясь понять, действительно ли они так спокойно относятся к тому, что творится в их зоне ответственности.

Силовики выглядели совершенно спокойно – сложившийся порядок вещей их устраивает.

Затем девять из десяти томов дела были отложены в сторону – адвокат Гафарова сообщила, что ей нужно срочно покинуть зал суда. Тут же еще одна из представительниц стороны защиты заявила, что собирается в отпуск и просит учесть это при назначении следующей даты заседания. Ботвинко согласился и пригласил участников процесса в Советский суд 12 декабря – впереди изучение письменных доказательств по делу.

Фото 73online.ru

Дарья Косаринова

Олег Кузнецов