Положение арестованного депутата ульяновской гордумы и советника руководителя Госстройнадзора Антона Антипова может существенно измениться за период нахождения в СИЗО, считают наши источники, знакомые с ситуацией. Во-первых, возможна переквалификация статьи со статьи 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) на статью 159 УК РФ (мошенничество). Ключевой вопрос, над которым сейчас ломают голову сыщики – был ли Антипов частью коррупционной схемы с высокопоставленными сообщниками или же просто обманывал начальника дорожного управления администрации Ульяновска Валерия Художидкова о том, что может «занести денег» в нужный кабинет за непроведение проверок в отношении последнего. Во-вторых, следователи могут "подкрепиться" дополнительными эпизодами из жизни Антипова. Последние два года он был очень активен во взаимоотношениях с бизнесом и не всем бизнесменам эта активность приносила пользу.

— Чтобы доказать посредничество во взяточничестве, необходимо установить, кому предназначалась взятка — а это непросто, даже в том случае, если Антипов даст признательные показания и укажет на своего сообщника, — говорит наш источник. — Ведь тот, на кого укажет Антипов, естественно, будет все отрицать и заявлять о том, что его оговорили. Если подобное обвинение не будет подкреплено другими доказательствами (данными оперативных мероприятий, фактов движения денежных средств, взятием с поличным), то отстоять его в суде будет проблематично. Более того, совсем нельзя исключать, что это действительно было мошенничество, что никаким явным образом фигурант не мог повлиять на контролирующие структуры, а просто делал вид, что способен на подобное. Поэтому переквалификация логична и реальна.

По данным нашего источника, силовики также смотрят в сторону других возможных жертв «депутатской» деятельности Антипова среди ульяновских предпринимателей — обвинения в незаконных действиях в адрес политика звучали и раньше. Например, год назад хозяйка автомойки, что на проспекте Нариманова, Татьяна Матвеева обвинила Антипова в попытках уничтожить ее бизнес при помощи административного давления.

Органы следствия пока не дают никаких комментариев, поэтому о реальной квалификации действий Антипова остается только догадываться. На данный момент, скорее всего, ему можно вменить пункт 2 статьи 291.1: «Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения». Разброс наказаний за данное преступление, согласно УК, достаточно широк:

  • штраф в размере до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, или в размере от 20-кратной до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В случае переквалификации на ст. 159 речь может идти о п. 3: «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», которое наказывается:

  • штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Можно сказать, что тяжесть потенциального возмездия в обоих случаях примерно равна, хотя у мошенничества чуть выше потолок: семь лет лишения свободны против шести по «посреднической» статье. Но вряд ли в деле Антипова речь может идти о максимальном наказании. Однако если следствие сможет установить личность взяткополучателя и собрать соответствующие доказательства, то, во-первых, будет возбуждено новое уголовное дело по статье 290 УК (пункт 5 – получение взятки должностным лицом, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки), и тогда Антипову «светит» быть признанным участником сговора или членом организованной группы взяткополучателей. Тут все серьезнее:

  • штраф в размере от 2 до 4 миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет, или в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет;
  • лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 60-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

Напомним, именно по этой статье была осуждена экс-зампредседателя ЗСО Алсу Балакишиева.

Наличие реального взяткодателя могло бы стать для Антона Антипова спасательным кругом: «сдав» первого, он мог бы полностью избежать уголовной ответственности. Но, как известно, депутат своей вины не признает, делая переквалификацию своего дела более чем возможной.

Андрей Арсентьев