Губернатор Сергей Морозов готов подписать указ об упразднении обезглавленного министерства молодежного развития - главу региона не устроил стиль работы руководства ведомства, которому так и не удалось выстроить отношения между властью и молодежью. А с 8 июля без руководителя останется и городское управление по делам молодежи, которое по состоянию здоровья покидает Наталья Никифорова. Ее деятельность оценивалась по-разному, а главе города Сергею Панчину пришлось брать ее работу под личный контроль. В то же время на федеральном уровне разгорелся скандал из-за показанного на молодежном форуме «Таврида» спектакля с однополыми поцелуями. После этого зазвучали призывы отправить в отставку руководителя Росмолодежи Александра Бугаева, которого обвинили в том, что он фактически провалил молодежную политику в стране.
Алексей Храбсков, художественный руководитель МТЦ «Ульяновский молодежный театр»:
- По моему мнению, нужно сначала изучить эту молодежь. Понять в первую очередь, что нужно самим молодым людям. Одно дело иметь представление о работе с молодежью, а другое - говорить и вспоминать, когда мы были молодыми. Нужно интересоваться, спрашивать, проводить мониторинг, выходить на контакт, а не навязывать какие-то инициативы сверху. Безусловно, ценности должны быть, и их нужно приобщать. Нужно искать контакт не только с конформистами, но и с теми, кто идет против системы, кто не идет на поводу – тогда это сработает. У меня есть ощущение, что молодые люди сейчас очень закрыты и считают, что они никому не нужны.
Сергей Скрыгин, методист сектора музейной педагогики в Центральном музее Великой Отечественной войны, обладатель гранта Всероссийского конкурса молодежных проектов в номинации «Поддержка творческой молодежи»:
- На мой взгляд, диалог с властью – это не основная потребность молодежи на фоне проблем, присущих большинству граждан. Но и думать о ликвидации министерства – преждевременно: его либо перезагрузят, либо выведут в ранг управления или департамента. К тому же, государственную молодежную политику, реализуемую Росмолодежью, никто не отменял: федеральные мероприятия, форумы и конкурсы грантов так и будут организовываться, тем более в них постоянно принимает участие большое количество представителей молодежи Ульяновской области. У меня есть друзья-ульяновцы, которые сейчас трудятся в пресс-службе форума «Таврида», а это говорит о том, что ульяновская молодежь пробивается и не только участвует, но и создает, помогает организовывать молодежные события и форумы всероссийского и международного уровня. Если судить по ситуации, происходящей сегодня, то прежде чем перезагружать министерство и выстраивать диалог с молодежью, я думаю, властям необходимо максимально объективно оценить состояние молодежи в регионе, от ее точного количества и уровня миграции до ее проблем, потребностей и интересов. И задать им тот же вопрос, что вы задали мне: «Что нужно молодым гражданам Ульяновской области?». И только понимая общую картину, уже пошагово принимать меры для выстраивания взаимоотношений с молодежью региона, исходя из их потребностей и интересов.
Анастасия Боровая, председатель регионального отделения «Молодая гвардия Единой России» до апреля 2019 года:
- Слежу за новостями, в курсе ситуации и совершенно не понимаю, как такое может происходить в условиях, когда губернатор лично уделяет серьезное внимание развитию «молодежки». Хотя, наверное, понимаю. Молодежная политика - это вовлечение всей молодежи в различные процессы. Цель этих процессов очень простая - развитие каждой отдельной личности в интересующем ее направлении (спорт, наука, политика, добровольчество и т.д.). Это очень сложная система, которую у власти никак не получается выстроить, а в условиях, когда коммерция предлагает условия привлекательнее, выбор очевиден. К сожалению, в последнее время работа с молодежью превратилась в набор мероприятий, которые даже не всегда интересны аудитории. Ребята получают бесконечные обещания, которые расходятся с действительностью. Кому это будет интересно? Получается, нужно обращаться напрямую к губернатору? А для чего ему, собственно, целый пул общественных объединений, молодежных министров и прочих? Чтобы они сидели, организовывали мероприятия, а реальные задачи и проблемы не были способны решить? Должна сказать, многих активистов это не устраивает, они уходят, что уж говорить про невовлеченных ребят. Если система не работает, то не вижу ничего зазорного в том, чтобы подсмотреть у других регионов, как они это организуют. Провести глубокий анализ различных успешных и провальных практик, переложить на региональную специфику и внедрять. По личным наблюдениям скажу, что эффективная «молодежки» там, где ей дают не просто право голоса, а инструменты для решения задач. Только в труде, в деятельности молодой человек сможет расти, учиться принимать решения, брать ответственность за результат. Поэтому я за взросление молодежной политики, за субъектность, за эффективность. В этом случае задача власти не строить диалог, а работать, создавать условия для деятельности. Не надо работать за молодежь, пусть сама работает, а не в игрушки играет.
Павел Андреев, ночной мэр Ульяновска, председатель молодежной общественной организации «Молодежный инициативный центр»:
- Мне кажется, что для взаимодействия с молодежью нужно больше внимания уделять общению с молодежными общественными организациями. Или способствовать их созданию и развитию. Потому что в последнее время новые молодежные общественные организации не появляются, не регистрируются. Незарегистрированных организаций довольно много, и они сегодня абсолютно не охвачены вниманием. Работая с ними лично, я понимаю, что их нужно услышать – тогда бы многое встало на свои места и было бы гораздо интереснее. Получается, что вся работа с молодежью выстроена только по административным каналам. Там, где гораздо проще собрать ее: вузы, школы, колледжи и т.д. Но на этом молодежь не заканчивается. С точки зрения государственного управления, на мой взгляд, нужно брать пример с Росмолодежи. Выводить министерство молодежного развития в агентство при правительстве. Потому что это единственное министерство, которое занимается не отраслью, а возрастом. И здесь вопрос в том, что деятельность этого органа должна быть межсекторальной. Сейчас пробовали так делать, но кажется, что корабль разбился о скалы. Структурно это тоже надо поменять. Нужно подумать о том, чтобы ведомство, которое будет отвечать за молодежь, стало более гибким и простым. Много раз говорили о создании проектного офиса для молодежи. Даже на примере ночной мэрии – мы в целом очень свободные от каких-либо бюрократических вещей. Мы много работаем именно с сообществами и не зациклены только на государственных праздниках. Мы можем использовать другие инструменты работы, которые по большей части не приняты в муниципальном и государственном управлении, но тем не менее мы решаем задачи. День молодежи не будет соответствовать запросам молодежи, пока она сама не будет его организовывать. Не в обиду тем, кто организовывал праздник в этом году, но это ничем не отличалось, а возможно, даже было хуже, чем другие городские праздники.
Сергей Терехин, руководитель аппарата Общественной палаты Ульяновской области, председатель регионального отделения Российского союза молодежи, бывший заместитель министра молодежного развития Ульяновской области:
- С молодежью нужно работать в контакте. С каждым индивидуально министерство, конечно, не сможет справиться - на это даже 20 лет не хватит. В любом случае, есть общественные объединения: молодежные, детские, формальные и неформальные. Задача не только региональной власти, но и городской – выстроить принципы взаимоотношения с молодежными общественными объединениями, как участниками этого процесса. Молодежная повестка меняется часто, молодежь впереди и всегда ищет что-то новое – самое главное, быть с ними на одной волне. Не идти на поводу, а быть во взаимодействии. Отношения должны быть двусторонние, должен быть контакт со всеми слоями. Идти друг другу навстречу, а потом в одном направлении. Самое главное, не нужно быть потребителем. Есть ребята, которые говорят и делают, а возможностей себя реализовать очень много: молодежные форумы «iВолга», «Территория смыслов», «Таврида». Президентские гранты – выделяются огромнейшие деньги на реализацию молодежных идей, Росмолодежь направляет колоссальные средства на поддержку. Можно чего-то ждать, а можно делать.
Елена Скворцова