Громкие обыски в управлении ФНС по Ульяновской области взбудоражили вчера информационное пространство - в течение дня поступали противоречивые данные как о целях визита силовиков в налоговую, так и о допросах и возможных задержаниях. Противоречивость во многом была вызвана тем, что в управлении ФСБ, сотрудники которого проводили обысковые мероприятия, не раскрывали подробности операции. На утро пятницы чекисты по-прежнему предпочитают не комментировать ни сами обыски, ни уголовное дело, при расследовании которого они нагрянули в УФНС. 73online.ru собрал все, что известно к этому часу.
Вчера оперативники областного УФСБ пришли с обысками в управление налоговой службы. Некоторые СМИ поспешили сообщить, что вместе с ФСБ работал Следственный комитет, однако старший помощник руководителя регионального СУ СКР Евгений Словцов сообщил, что ни ульяновский следком, ни следователи СК России эти мероприятия не проводили. По информации 73online.ru, в ходе обысков были изъяты документы.
Есть как минимум две версии по поводу того, что послужило основанием для действий силовиков. Согласно первой из них, обыски связаны с расследованием уголовного дела об обналичивании денег через компании-однодневки, которые оформлялись на подставных лиц. Речь может идти о сумме в 2 млрд рублей. По другой версии, которую обозначила газета "Коммерсантъ", обыски касались отдела по работе с крупнейшими налогоплательщиками, в частности, документов, связанных с пивоваренным заводом "Трехсосенский" (принадлежит бизнесмену Михаилу Родионову). "Трехсосенский" в самом деле входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков Ульяновской области, в 2016 году, например, компания перечислила в бюджет 5 млрд рублей.
Вообще, в последние годы ульяновская налоговая служба была в центре внимания - ежегодно из региона "сбегают" до десятка крупных налогоплательщиков. Предприятия ведут свою деятельность на территории Ульяновской области, а налоги предпочитают отчислять в бюджеты других регионов - Москвы, Самары, Татарстана. В качестве основной причины своего "юридического переезда" из области компании называют неадекватное отношение к ним со стороны налоговиков и оказываемое на них давление. Так было и при Владимире Крюкове, который возглавлял УФНС до 2016 года, и продолжилось при сменившем его Игоре Мюрке. Хотя при назначении Мюрка была надежда на закрепление компаний на территории Ульяновской области и нормализацию отношений между фискальной службой и крупнейшими налогоплательщиками.
Показательно и то, что в прошлом году, когда появились сообщения о катастрофической самоликвидации бизнеса в Ульяновской области (утверждалось, в частности, что в мае 2019 года число субъектов малого и среднего бизнеса в регионе насчитывало 45 442 юрлица и ИП, тогда как за полгода их количество сократилось до 43 099), ведомство Игоря Мюрка заявило, что снижение количества юридических лиц характерно в целом для всей страны и никакой катастрофы в этом нет.
Впрочем, осведомленный источник 73online.ru утверждает, что внимание силовиков к УФНС связано все-таки не с "Трехсосенским", перерегистрированным в Самарской области (но налоги платятся по месту фактического нахождения), а с делом о незаконной банковской деятельности. Согласно фабуле дела, с 2018 года по настоящее время в Ульяновске действовала организованная группа из неустановленных пока лиц, которые делали банковские переводы, используя расчетные счета подставной фирмы и фиктивные платежные поручения. В августе прошлого года силовики уже наведывались с обысками в налоговую инспекцию по Засвияжскому району.
Что касается вчерашних обысков, то известно, что были допрошены глава УФНС Игорь Мюрк и его заместитель Ирина Прудникова. После допроса их отпустили домой, на данный момент их статус неясен. Хотя некоторые СМИ и телеграм-каналы сообщали, что их задержали. По информации 73online.ru, Ирину Прудникову могут подозревать в злоупотреблении полномочиями. Источник портала утверждает, что именно на нее и придется основной удар, поскольку в УФНС она контролирует деятельность правового отдела, отдела камерального контроля и контрольно-аналитического отдела.
Как бы то ни было, но в управлении ФСБ России по Ульяновской области до сих пор не дают никаких комментариев и подробностей, заявляя, что как только что-то будет - сообщат. По данным 73online.ru, оперативникам УФСБ помогают сотрудники УЭБиПК УМВД, но там тоже не комментируют ситуацию, ссылаясь на то, что налоговики - не их юрисдикция.