Управление ФНС по Ульяновской области дезавуировало сообщения в СМИ о том, что в регионе катастрофически самоликвидируется бизнес. В ведомстве Игоря Мюрка 73online.ru сообщили, что в этом году зарегистрировали примерно столько же заявлений от предпринимателей о прекращении деятельности, что и в прошлом, а снижение общего числа субъектов малого и среднего бизнеса характерно в целом для всей страны. Между тем, ульяновское предпринимательское сообщество предложило ФНС вести реестр юрлиц более адекватно, не исключая из него всех подряд.

Сообщения о катастрофической самоликвидации бизнеса в Ульяновской области появились в местных СМИ и телеграм-каналах. Утверждалось, в частности, что в мае этого года число субъектов малого и среднего бизнеса в регионе насчитывало 45 442 юрлица и ИП, тогда как за полгода их количество сократилось до 43 099. При этом указывалось, что "столь резких скачков в показателях налоговой службы по количеству малого и среднего бизнеса не было как минимум с 2016 года".

Однако в УФНС России по Ульяновской области заявили 73online.ru, что не подтверждают информацию о массовом закрытии бизнеса предпринимателями в регионе. По данным заместителя руководителя налоговой службы Станислава Чиканова, за 9 месяцев 2019 года по собственной инициативе прекратили свою деятельность 4054 индивидуальных предпринимателя. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года таковых было 4056. Г-н Чиканов также пояснил, что за девять месяцев этого года ликвидация юридических лиц по решению учредителей была произведена в 434 случаях против 382 в 2018-м. "В то же время, на территории области наблюдается динамика по снижению общего количества юридических лиц (на 1 октября 2018 года – 26 189 юрлиц, на 1 октября 2019-го – 24 574) и небольшому увеличению количества индивидуальных предпринимателей (на 1 октября 2018 года – 29 647 ИП, на 1 октября 2019-го – 29 933 ИП)", - сообщил Станислав Чиканов.

По его словам, снижение общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области обусловлено тем, что ежегодно 10 августа происходит обновление перечня, и из реестра исключаются юридические лица, которые более года не представляют отчетность и по которым в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержатся недостоверные сведения.

- Обозначенные тенденции по снижению общего количества субъектов МСП в целом характерны для всей России. Официальная статистика свидетельствует, что снижение произошло не только в Ульяновской области, но и в каждом регионе РФ, входящем в состав Приволжского федерального округа. При этом рейтинговое значение Ульяновской области по общему количеству субъектов МСП (12 место из 14 регионов ПФО) не менялось за последние три года, - отметил Станислав Чиканов.

Председатель регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Николай Солодовников также никакой катастрофы в ульяновском бизнесе не наблюдает:

- Мы выявили, что проблема в формировании Единого госреестра юридических лиц. Мы вспомнили, как отправляли федеральным чиновникам отчетность по нашей работе по нацпроекту "Малое и среднее предпринимательство", а нам в ответ присылали сообщения о предоставлении недостоверных данных. Причем указывали на реальных предпринимателей, которые с нами активно сотрудничали, которых мы лично знали. А чиновники сообщали, что такого юрлица или ИП нет. Проверили данные - все указано верно. Послали запросы в налоговую, и оказалось, что из реестра исключаются лица, которые, например, недавно были оштрафованы и вовремя не заплатили, причем штраф там копеечный, а фирмы - серьезные, но это налоговую не волнует, ее задача - не дать ненадежным предпринимателям использовать меры господдержки. Поэтому если есть долг, то ты автоматом удаляешься из ЕГРЮЛ. Второй момент - юрлицо не включается в реестр, пока не предоставит сведения за отчетный период, то есть за календарный год, поэтому большинство фирм первый год в реестре не учитывается. Получается, что при закрытии юрлицо удаляется из реестра почти сразу же, а при открытии попадает в него лишь через год - это и создает такие статистические перепады, которые напугали журналистов во многих регионах России.

Г-н Солодовников рассказал, что бизнес-сообщество обратилось в ФНС с предложением вести реестр юрлиц более адекватно, а не исключать из него фирмы "за всякую ерунду", тем самым лишая их мер господдержки, "смотреть глубже, насколько юрлицо солидно, какой у него оборот, сколько людей работает, какова его многолетняя репутация". По его словам, налоговики сейчас рассматривают это обращение: "Надеюсь, поддержат".

Александр Стрельцов