Почти три года понадобилось для того, чтобы разобраться в истории о вырубке голубых елей на участке по улице Радищева напротив Дома Советов. Следствием бурной общественной реакции на события 5 декабря 2021 года стало возбужденное уголовное дело по факту незаконной рубки лесных насаждений, масштабная прокурорская проверка о законности предоставления участка в частную собственность, попытка мэрии изъять участок в муниципальную собственность, несколько затяжных судебных тяжб. В результате всё возвращается в исходную точку: участок остаётся у собственника, строить на нем можно (Управление архитектуры в сентябре 2024 года выдало градостроительный план на участок с зоной застройки), никаких последствий по поводу ликвидации голубых елей нет, а высаженные впоследствии зелёные ели должны быть убраны с участка. Вот такая временная петля. Лишь одно отличие: теперь всё подтверждено судебными решениями. Вспоминаем громкий скандал и фиксируем его итоги.
Больной вопросВ начале декабря 2021 года ульяновские новостные и телеграм-каналы облетели душераздирающие фотографии: в самом центре города напротив Дома Советов, в КАМАЗ без номеров загружаются только что срубленные ели, которые долгое время там росли и стали частью привычного пейзажа.
Ульяновцы возмутились и сразу же заподозрили самоуправство и варварское отношение к природе — для нашего города это больной вопрос. В умах горожан эта территория всегда ассоциировалась со сквером, и ситуация моментально вышла на более высокий уровень. Оперативно подключились СМИ. Возникло подозрение, что в вырубке елей принимали участие городские службы, но вскоре это было опровергнуто — КАМАЗ был нанят арендатором участка на «АВИТО», а без номеров по причине того, что был недавно куплен, у собственника машины было 10 дней для постановки её на учёт.
Дабы отвергнуть любые подозрения в свой адрес, мэрия обращается в правоохранительные органы с заявлением о преступлении — возбуждается уголовное дело по статье о незаконной рубке лесных насаждений (никакая другая не подходила), в заявлении мэрия указывает, что считает себя пострадавшей стороной. Жёсткие политические заявления с призывом привлечь к ответственности всех виновных сделали губернатор Русских, депутат Куринный, сенатор Гибатдинов и глава города Вавилин. И всё это буквально за несколько дней — ажиотаж возник нешуточный.
Всё ясно, ничего непонятноПостепенно картина начала проясняться, и стало понятно, что, как говорится, не все так однозначно. Нет никакого сквера, а есть находящийся в частной собственности участок размером 10 соток под индивидуальное жилищное строительство. В частные руки он перешел еще в 2004 году решением тогдашнего градоначальника Павла Романенко. С тех пор земля несколько раз перепродавалась. Нынешний владелец — индивидуальный предприниматель Денис Бацаров. Он привлек инвестора Раиса Мусина, который брал на себя строительство коттеджа.
Мусин, будучи человеком юридически грамотным, предвидел, что с очисткой стройплощадки от зеленых насаждений могут возникнуть проблемы, поэтому обратился в мэрию с вопросом о необходимости получения порубочного билета на такой земле. Там вопрос изучили и пожали плечами: земля в собственности, строительство разрешено, никаких дополнительных разрешений на снос деревьев не требуется. Исходя из этой позиции Мусин и действовал.
Жёсткий подходПояснения арендатора и собственника не удовлетворили ни общественность, ни городские власти. Глава города Дмитрий Вавилин в интервью заявил: «На балансе муниципалитета находится автомобильная дорога, в реестре муниципальной собственности земельный участок под дорогой обозначен площадью одна тысяча квадратных метров, то есть однозначно территория частного земельного участка налегает на автомобильную дорогу». Также в своем блоге градоначальник написал: «Для ульяновцев эта территория является неотъемлемой частью общественного пространства, и мы должны сделать все, чтобы таковой она и оставалась».
Мэра поддержала общественная организация «Боевое братство», которая на свои деньги купила шесть зеленых шестиметровых елей и высадила их взамен спиленных. Постановлением администрации от 13 декабря 2021 года участок был зарезервирован для муниципальных нужд (в целях размещения автомобильной дороги), в силу чего строительство на нем стало невозможным.
Начался процесс подготовки к возврату земли в городской фонд — власти решили воспользоваться зафиксированным в Земельном кодексе правом изымать земельные участки для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Но указанные объекты должны быть предусмотрены документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории — последнее городские чиновники и начали подгонять под «нужное».
Прокуратура пошла в суд за отменой постановлений от 2004 года о предоставлении земельного участка в частную собственность. Требования были мотивированы тем, что проведенной проверкой было установлено, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05.12.1985 года № 543, земельный участок расположен на территории транспортно-инженерной инфраструктуры.
Основным доказательством нахождения земельного участка на территории транспортно-инженерной инфраструктуры стала информация от Управления архитектуры, согласно которой оснований для предоставления участка не имелось.
В апреле 2022 Ленинский районный суд отклонил иск прокуратуры к городской администрации и собственникам участка (бывшим и настоящим) по причине отсутствия доказательств нахождения участка на планируемом к строительству подъезде и истечения срока исковой давности — он по подобным делам составляет три года, а прошло уже более семнадцати лет. Кроме того, суд признал Бацарова добросовестным приобретателем земельного участка.
В мае 2022 было закрыто уголовное дело в связи с отсутствием события преступления. Следователи пришли к очевидному: если земля в собственности, делай на ней все, что не запрещено законом.
В марте 2023 года потерпели фиаско планы горадминистрации по изъятию участка. Их оспорили в суде собственник Бацаров и арендатор Мусин, которые не потеряли желания начать стройку, но не могли к ней приступить, так как земля оставалась зарезервированной муниципалитетом. Позиция мэрии оказалась калейдоскопом хаотичных утверждений: с одной стороны, чиновники заявляли, что хотят построить там дорогу, с другой — что посадка деревьев на земельном участке не противоречит целям изъятия, с третьей — что хотят создать линейный объект капитального строительства, такой как пешеходный бульвар, прикрываясь нуждами устойчивого развития города.
В общем, без шансов — суд во всём разобрался и установил: администрацией не рассматривался и не решался вопрос возможности размещения автомобильной дороги в ином месте; необходимость для размещения автомобильной дороги на земельном участке отсутствует; через три дня после принятия постановления о резервировании участка для муниципальных нужд администрацией организована посадка на участке деревьев, что явно противоречит заявленной цели изъятия земельного участка — для размещения автомобильной дороги. Резервирование земли и все связанные с ним решения были признаны незаконными и отменены.
Примерно в то же время ульяновцы обратили внимание на крайне депрессивное состояние «сквера» — он зарос бурьяном и превратился в свалку покрышек.
Учитывая, что высаженные на участке ели «де-юре» и «де-факто» не принадлежат собственнику участка, Бацаров обратился в суд с иском к Горзеленхозу о необходимости очистить участок от насаждений. Руководство службы развело руками — формально они выполняли заказ «Боевого братства».
Суд также привлек ответчиком администрацию города, которая в своём отзыве указала, что тоже к высаженным елям не имеет никакого отношения. Фактически Горзеленхоз и администрация города исковые требования переадресовали «Братству».
Завершилось все мировым соглашением, по которому общественная организация взяла на себя обязательство пересадить деревья в другое место до 25 сентября.
73online.ru побеседовал с Раисом Мусиным, который за три года не вышел из проекта и по-прежнему намерен заняться строительством. Спросили о планах.
— Изначально хотел построить два коттеджа, один для себя, другой реализовать. Намерения строительства остались, только теперь разница в стоимости строительных материалов и оплате труда квалифицированных рабочих по сравнению с 2021 годом колоссальная, нужно считать, — ответил он.
Юристы Артем Селезнев и Павел Юрзин из партнерства независимых консультантов «ВАШ КОНФИДЕНТ», которые представляли в судах интересы собственника и арендатора, считают, что история голубых елей стала серьезным испытанием для ульяновских властей, бизнеса и гражданского общества — в одной точке сошлись их разнонаправленные интересы:
Влад ГРАДОВ
Фото: соцсети