В Единый день голосования 9 сентября в России состоялось более 4,5 тысяч выборов и референдумов. В 26 регионах выбрали глав, в 16 прошли выборы в местные законодательные собрания, в семи одномандатных округах состоялись довыборы в Госдуму. Итоги кампании продемонстировали политическое разнообразие, но с перевесом в пользу "Единой России" - представители партии победили на выборах в парламенты большинства регионов. Главной неожиданностью стали вторые туры губернаторских выборов и лидерство КПРФ в голосовании по партийным спискам в ряде регионов.

Ульяновская область вошла в четверку регионов, где "Единая Россия" уступила на выборах в заксобрание по партспискам. КПРФ получила первое место также в Иркутской области (регион возглавляет губернатор-коммунист Сергей Левченко), Хакасии и Забайкальском крае. Хакасия также столкнулась с необходимостью проведения второго тура выборов губернатора, поскольку в первом туре действующий глава республики Виктор Зимин ("Единая Россия") уступил кандидату от КПРФ Валентину Коновалову, но при этом ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей. Также второй тур губернаторских выборов ожидает Хабаровский край (там лидировал кандидат от ЛДПР), Приморский край и Владимирскую область. Впервые с момента возвращения прямых губернаторских выборов второй тур пройдет в нескольких регионах, что стало главной неожиданностью прошедшего единого дня голосования.

Сюрпризом стала победа на выборах мэра Якутска Сарданы Авксентьевой от малочисленной и малоизвестной Партии возрождения России. Авксентьева обещала сократить расходы на главу города, отказаться от заграничных командировок и пышных праздников, а также выставить на торги внедорожники мэрии. Партию возрождения России основал бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев, а ее членами по всей России являются 2400 человек.

Самая высокая явка по России зафиксирована в Кемеровский области - 66,41%. В ряде регионов явка оказалась ниже, чем на прежних выборах, повысилась активность избирателей лишь в семи регионах.

По мнению экспертов, непопулярная у населения пенсионная реформа забрала у правящей партии большую часть рейтинга и избирателей.

- Во всех странах, где проходила пенсионная реформа, правящие партии проиграли и парламентские, и местные выборы. Их народ просто вынес. У нас реформа проходит у одних из последних, поэтому только то, что в трех регионах победили коммунисты, а во всех остальных все-таки выиграла «Единая Россия», говорит о том, что все нормально, - считает политолог, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Олег Матвейчев.

Эксперты отмечают, что постоянный оппозиционно настроенный электорат за несколько лет переместился из мегаполисов в провинцию. Также интересно дальнейшее взаимодействие федерального руководства оппозиционных партий и местных активистов, которые набрали большое количество голосов без поддержки из Москвы.

- Результаты действительно являются неожиданными. Нельзя сказать, что они являются уникальными для Ульяновской области. Область попала в тренд. Изначально звучали предположения, что «Единая Россия» просядет по итогам голосования в значительной части регионов. Но никто не ожидал, что в таком количестве регионов и так значительно, - комменирует результаты выборов директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. - Почему так произошло? Произошла недооценка ситуации. Когда социологи публиковали данные своих опросов, то они говорили, что изменилось восприятие власти в России. Тогда они сказали правильную вещь, что в России уровень негативных отношений, восприятия к власти напоминает 2011-2013 годы, но носителями этого негативного отношения стали другие слои. Эти слои по-другому географически распределены — 5-7 лет назад большая проблема с легитимностью власти была в глазах жителей крупных городов, прежде всего Москвы, Санкт-Петербурга, мегаполисов. Сейчас это негативное отношения переместилось в регионы. Мы видим, что те же Собянин и Воробьев переизбрались без особых проблем, а на Дальнем Востоке будет три вторых тура. По выборам в заксобрания и за Уралом тоже большие проблемы у «Единой России», не только в Ульяновске.

По мнению Павла Салина, произошло это не только из-за преобразования пенсионной системы:

- Коррекция началась задолго до середина июня, когда было объявлено о повышении пенсионного возраста. Началось все в конце марта. Это, скорее всего, связано с тем, что во время президентской кампании различного рода обещаниями и намеками людям создали завышенные ожидания. А потом эти ожидания столкнулись с совсем другой реальностью, люди стали разочаровываться, рейтинги поползли вниз. Совокупность причин — у людей совершенно другой запрос по сравнению с теми действиями, которые осуществляет власть. Пока этот негатив, что хорошо для власти, сконцетрирован только в рамках избирательной кампании, и пока только в основном на «Единой России». По нынешней ситуации для власти это не так уж и плохо. Многопартийный парламент это, естественно, хорошо. Для тех, кто привык управлять директивными методами, это плохо, потому что за последние лет 15 расслабились уже все, кто занимается политическим управлением. Это будет новый опыт, потому что опять же, опыт коалиционного заксобрания в Ульяновской области не будет уникальным. Таких регионов будет несколько. Скорее, это полезно. Время политической монополии, время одной силы, которая была в России последние 15 лет, проходит. Политическая ситуация усложняется. Большой вопрос в том, как региональные отделения коммунистов будут себя вести в отношении с федеральным руководством, которое по сравнению с региональными активистами более лояльно к власти. Это региональная победа коммунистов, а не федерального руководства.

Возникает также вопрос о кадровой готовности КПРФ и ЛДПР к большому представительству в новом Законодательном собрании Ульяновской области. Эксперты склонны считать, что большой процент набранных голосов партиями-оппонентами "Единой России", скорее, не заслуга самих партий, а проблема ЕР.

- Для экспертов и всех, кто занимался выборами серьезно и содержательно, конечно, не было сюрпризов. Cнижение рейтинга «Единой России» начали фиксировать достаточно рано. Даже произошел тематический вброс недели за два до дня голосования, что нормальный результат ЕР - около 30%. Другое дело, как отпало от ЕР в разных регионах и кому приложилось. В Ульяновске это приложилось понятно куда — это легло к КПРФ. На мой взгляд, сейчас оппозиционные партии пытаются говорить, что вот, смотрите, наша последовательная позиция привела к результату. Я бы хотел их разочаровать и честно сказать, что во многом это результат не благодаря, а вопреки. Во многом это незаслуженная победа. Это то, что досталось в результате перераспределения голосов «Единой России». Но коммунистов это касается в меньшей степени, они долго себя позиционировали как главные враги режима. Что касается Ульяновской области, то на мой взгляд, «Коммунисты России» сделали яркую и креативную кампания. Мне трудно сказать, насколько она была маcштабная — по моей информации, она была в основном сосредоточена на городах. Но результат, который они получили, говорит сам за себя. Партия-двойник КПСС предлагает обсуждать, кто считается правообладателем настоящих коммунистических идей. Это показательно — на «левом крае» не все так ровно и хорошо, как те же коммунисты могут пытаться представить, - говорит политический консультант, директор Центра политического проектирования Виктор Потуремский.

По его мнению, самая главная угроза в том, что оппоненты власти не очень готовы эту власть взять:

- Cамая большая проблема - кадровая. Как бы это не выглядело, депутат - это достаточно сложная последовательная работа, требующая определенной компетенции, опыта и знаний. На мой взгляд, главная угроза лежит даже не в пространстве партийной принадлежности, а в первую очередь в подготовленности кадров. Для нового состава ЗСО Ульяновской области это очень серьезный вызов.

Большое представительство в Заксобрании наложит на КПРФ и ЛДПР ответственность, потому что теперь придется заниматься реальными делами, а не политическими спектаклями. "Единой России", в свою очередь, придется учиться находить компромиссы с другими фракциями, считает политолог, доктор политических наук Нина Дергунова:

- Для тех, кто следил за предвыборной ситуацией и соцопросами, результат был ожидаемый, потому что ситуация складывалась не в пользу «Единой России», а давала шанс проявить себя оппонентам, то есть КПРФ. К результату в Ульяновской области привела совокупность факторов - объективных и субъективных. Прежде всего к объективным можно отнести очень скромный уровень жизни в Ульяновской области и начало пенсионной реформы. На фоне скромного достатка люди очень быстро осознали, чем им грозит реформа. Если взять субъективные факторы, то их целое море, начиная с ошибок администрации в проведении избирательной кампании и в публичной политике, и заканчивая коррупционными скандалами. Мне кажется, что такое возбуждение населения началось с апреля, когда началось переименование площади Ленина. Это совершенно ненужная акция, которая возбудила население. А потом добавились коррупционные скандалы, очень слабая агитационная кампания «Единой России». Она разучилась бороться за себя, привыкла, что все делается на федеральном уровне. В условиях, когда очень сложно себя отстаивать, они растерялись. Коммунисты, наоборот, вели себя достаточно агрессивно. И правильно делали, используя тот момент, который им выдала судьба. Я думаю, что ничего страшного не произошло. Наконец возникнет реальная многопартийная система в нашем парламенте. Люди не побоялись честно проголосовать. Теперь все должны учиться в этой ситуации по-новому работать. И единороссы, которые теперь не могут просто давить своим большинством, и оппозиционные партии, которые должны понимать свою ответственность. Раньше можно было устраивать спектакли, выкрикивать с места или делать сногшибательные предложения, которые, понятно, что «Единая Россия» не примет. Это был политический спектакль, но c пониманием, что никакой ответственности за это не будет. Теперь при принятии решений, когда нужны голоса и ЛДПР, и КПРФ, они с новой ответственностью должны подходить к своему представительству.

Декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов уверен, что ульяновские единороссы попытаются переманить на свою сторону часть депутатов-одномандатников от других партий, чтобы получить большинство в новом региональном парламенте:

- У каждой победы есть своя внешняя сторона, есть определенная изнанка. Если говорить про объективные причины, то на руки левым силам, коммунистам прежде всего, сыграла жесткая пенсионная реформа, которая продвигалась совсем безаппеляционно и без подготовки общественного мнения, и, конечно, вызвала определенный резонанс в обществе. Компартии было бы грех не эксплуатировать данную тему. Такой момент сыграл против «Единой России». Она не тотально, но в ряде регионов просела. В частности, в Ульяновской области. Насколько такой расклад для власти удобен или не удобен? Одномандатники, которые идут от оппозиционных сил, нередко бывают способны договориться. Я не исключаю, что в тех регионах, где по партийным спискам победили оппозиционные силы, власть будет работать с одномандатниками, будет перетягивать их на свою сторону, чтобы добиться благоприятного расклада в законодательном собрании. Такое будет происходить и в Ульяновской области. Какая-то кампания у оппонентов была, но она не отличалась от всех предыдущих лет. Другое дело, что сыграла на руку пенсионная реформа и определенное топтание власти на месте в последние годы — и в экономике, и во внутренней и внешней политике. Когда власть топчется, то ощущается моральный износ власти. Это играет против нее. В последние годы имидж «Единой России» поблек, надо задумываться о ребрендинге. Это бренд уже проблемный на мой взгляд, нужно что-то делать, создавать новые форматы.

Артем Горбунов