Депутаты Заксобрания на совместном совещании комитетов по бюджету и соцполитике рассмотрели непростые отношения минздрава c территориальным фондом ОМС. Парламентарии возмущены огромными цифрами кредиторской задолженности больниц и отсутствием лекарств в аптеках. Подробности – в материале 73online.ru.
На пресс-подходе перед заседанием глава социального комитета Сергей Шерстнев рассказал о проблемах, с которыми жители Ульяновска сталкиваются в больницах. По его словам, правлению ТФОМС нужно пересматривать нормы и тарифы на услуги.
- Было выделено более 500 млн на погашение задолженности, но я могу сравнивать это с камнем, который бросили в речку. Для жителей результата не видно! – констатировал он.
По мнению главы комитета, нужно использовать методы, которые дадут результаты уже к 2020 году, ибо промедление может быть непоправимо. К 1 июля областной минздрав должен представить весь пакет документов в минфин, планируемое время для решения всех вопросов по здравоохранению - 3 года. И этот путь, по меткому выражению Шерстнева, выглядит мрачным тоннелем.
Глава бюджетного комитета Александр Чепухин, в свою очередь, считает, что нужно пересматривать тарифы на примере других регионов. Несправедливым он считает и распределение помощи. "Деньги ушли самым неэффективным учреждениям, тем самым показав другим учреждениям, что надо делать так же и копить долги", - посетовал Чепухин.
Представитель фонда отметил, что бюджет ТФОМС является бездефицитным, а претензии к его работе следует признать необоснованными. Он также пояснил, что негативная ситуация с кредиторской задолженностью медучреждений связана с недофинансированием отрасли из областного бюджета. Оправдания представителя ТФОМС не убедили многих участников заседания, включая члена Общественной палаты, теледоктора Владимира Малинина и бывшего депутата ЗСО Сергея Ратникова.
Когда речь зашла о федеральном нормативе, который установлен на всей территории страны, спикер ЗСО Валерий Малышев возмутился: "Это что же за норматив такой, если он заведомо невыполним?".
По словам Сергея Панченко, в области недорабатывает коечный фонд: есть больницы, которые выполняют большой объем, как ЦГБ и БСМП, а вот в районных больницах "по койкам" происходит провал.
- Мне кажется, что нормативы устанавливают не доктора, а финансисты, - сказал Малышев. – А у них, как известно, другие задачи. Могут такие нормативы записать, что вообще никаких медучреждений не останется. С такими нормативами мы далеко зайдём!
- Нормативы душат, но если совсем на них не ориентироваться, то мы вылетим в трубу, - возразил Сергей Панченко.
- Есть больницы, которые не умеют вести финансово-хозяйственную деятельность и создают нам такие условия, что мы ломаем голову и снимаем деньги с других отраслей, - возмутился Александр Чепухин. В качестве примера неэффективности он привел томограф в Новосспаской больнице: "Он там работает? Мы туда 35 млн рублей отдали зачем-то". А после поинтерсовался у Шерстнева: "Вот вы, Сергей Александрович, живя в Новоспасском районе, положили бы своего ребенка в районную больницу?" Ответ был отрицательным.
По словам главврача ЦГБ Ильи Мидленко, на 1 января кредиторская задолженность его больницы составляла 135 млн рублей, а на сегодняшний день уже 190 млн. На заработную плату сотрудникам уходит 95% бюджета.
По словам главы Счетной палаты региона Игоря Егорова, отставание Ульяновской области от других субъектов РФ по бюджетным вливаниям в здравоохранение - на 30-50%. К примеру, Владимирская область выделяет 6 млрд рублей, мы - 3 млрд. "Мы на 12 месте в стране по количеству медсестер на 10 пациентов, но у нас меньше всех врачей", - отметил Егоров и продолжил: "Пока не наведём порядок с расходами, ничего не изменится. Мы реально выделяем из бюджета меньше денег на душу населения (по сравнению с большинством других регионов – прим. ред.)".
Также зашел разговор о том, что питание пациентов районных больниц не соответствует нормам. Например, в Карсунской больнице в ходе проверки выяснилось, что расходуется всего 78-79 рублей в день. "Мало того, что не лечим, так ещё и не кормим, - возмутился Валерий Малышев. - Фанфурики у нас успевают производить, а лекарства нет".
Из зала прозвучала реплика, что вот на Ленинский мемориал выделили 2 млрд рублей, но мы ведь не умрем без него и не заболеем, зато хороводы водим. Первый зампред правительства Екатерина Уба шикнула на министра Панченко, чтобы он даже не думал отвечать на претензии Сергея Шерстнева - мол, лучше молчите, Сергей Викторович.
Под занавес дискуссии сошлись на том, что ульяновские главврачи не обучены медицинскому маркетингу, поэтому их нужно натаскивать по финансовой грамотности. Эту нагрузку на себя может взять Медицинская палата региона.
Елена Скворцова