Президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич предложил вернуться к разговору о легализации короткоствольного оружия с целью самообороны. Поводом стали два трагических случая, которые произошли в начале июня в Москве с разницей в неделю. 1 июня в массовой драке был убит 24-летний ефрейтор ГРУ Никита Белянкин, когда он заступился за местного жителя, которого избивала толпа приезжих. А 8 июня был убит 34-летний мастер спорта по греко-римской борьбе Сергей Чуев, заступившийся за беременную женщину, к которой пристали хулиганы.

Светлана Артемова, заслуженный юрист Ульяновской области:

- Я далека от мысли, что разрешение на ношение оружия убережет и спасет тех самых порядочных и правильных парней, которые готовы вступиться за людей. Скорее всего, это послужит во вред обществу, потому что этим правом воспользуются как раз-таки подонки, которые бьют кучей, нападают из-за угла и т.д. Я не поддерживаю эту идею, потому что разрешение на ношение оружия нигде не сыграло положительную роль. Вспомните Америку - к чему это привело. Во времена Советского Союза, когда был категорический запрет, у нас никогда не было таких проблем, никогда не вспыхивали такие "инфекционные" явления, как сейчас. Как показывает практика, в тех странах, где достаточно жесткая ответственность за преступную деятельность, как правило, порядка больше. В Эмиратах вас не обсчитают в магазине, потому что там знают, что за этим последует соразмерное наказание. В то время как наше законодательство в этом плане более чем лояльное, и преступник, соизмеряя меру ответственности, которая может быть, готов рискнуть. Работая с кодексами, с законодательствами, наверное, последние лет 20 я думала о повышении эффективности различных нормативных актов и пришла к выводу, что не в законах дело. Проблемы в наших головах. Надо заниматься образованием и воспитанием людей. Вспомните 20-30-е годы прошлого столетия, когда была поголовная разруха и безграмотность, и такие, как Макаренко, из уличных мальчишек делали перспективных и любящих свою родину граждан. А нелюди, о которых вы поднимаете тему, выросли среди нас, и на каком-то этапе они были безразличны обществу. У Платона есть такая фраза: "Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей". Мы сейчас пожинаем результаты именно этого. Мы можем ужесточать санкции, определенный эффект от этого будет, но если мы не будем в души наших детей вкладывать свою душу, то никакие кодексы, никакие заборы не спрячут нас от того, что накроет общество как вулкан.

Николай Цуканов, министр физической культуры и спорта Ульяновской области, мастер спорта России по борьбе самбо, бывший заместитель начальника отдела специального назначения регионального УФСИН России:

- Само по себе оружие не означает, что люди умеют его правильно применять, это требует большого искусства и умения, а также психологической готовности. И очень часто преступления совершаются, когда защищающиеся пытаются достать оружие - из-за этого бывают более тяжелые последствия. Пока у нас не будет отработана система школ самообороны, правильной подготовки людей к выстраиванию самозащиты, знания законодательства нельзя внедрять оружие в свободный доступ, массово. Потому что это приведет к серьезным последствиям. Если мы новичкам дадим оружие для самозащиты, то это оружие обернется против них самих. В целях самозащиты можно и нужно применять любые подручные средства, но в рамках соблюдения закона.

Алексей Лезин, заслуженный мастер спорта России по боксу, бронзовый призер Олимпийских игр 1996 года в Атланте:

- У одного и кулак смертельное оружие, а другой и с палкой не опасен. А там уже по ситуации надо смотреть: правомочно или нет было защищать свою жизнь, семью или дом. Это, скорее, оружейное лобби двигает эту тему - те, кто хочет на этом нажиться. Я не думаю, что люди готовы взять в руки оружие. Для многих это неприемлемо. Последний раз я брал в руки оружие, когда служил в армии. Мне оно не нужно, не интересно, а у некоторых руки трясутся, когда его увидят. Лучше, чтобы оружия не было - если оно есть, оно обязательно выстрелит.

Николай Лазарев, председатель совета Ульяновского областного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», первый заместитель председателя Ульяновской городской думы:

- Самооборона должна быть на первом месте. В данном случае молодые люди пожертвовали собой, отдали свою жизнь за правду, заступились за людей. Мне кажется, при разбирательстве самооборона должна быть основным фактором. И если человек заступился за близких, за семью, против хулиганов, то правовой аспект должен быть на их стороне. Некоторые могут сказать, что под эту дудку злоумышленники могут совершать противоправные действия, но это слабые люди, которые при любой ситуации вытаскивают нож или перо. Если у него есть оружие, он уже должен быть виновен. Если ты достаешь оружие, тебе придется им воспользоваться.

Александр Головихин, руководитель «Академии спорта Головихиных», вице-чемпион мира по карате:

- Самооборона заканчивается там, где начинается нападение. Разные ситуации бывали, можно сильно наткнуться, и бывает так, что ты не подозреваешь, что будет какая-то ситуация. Где-то замешан алкоголь, где-то наркотики, а когда начинается массовая драка, возникает стадный эффект и аномальная жестокость. Но лучше самообороны - это когда ты ни во что не ввязываешься. Районы у нас неспокойные, поэтому не надо ходить девушке в короткой юбке вечером. Когда на беременных нападают, это просто "озверина" обожрутся или еще чего - вот такое и случается. Мое оружие - моя голова, ситуации можно избегать различными способами. Но вот тут одного убили, другого… Я такие места не посещаю, где возможны столкновения. Не все же отдают себе отчет в том, что один - боксер, другой - борец, один на один взять не могут, вот и берут толпой. С такими, как мы, не дерутся - нас убивают. Либо режут, либо стреляют. Подготовленные люди, которые из себя что-то представляют, просто так куда-то лезть не будут. Скажу честно, надо просто себя ограничивать в попадании в какие-то неприятности. Когда кого-то нужно защитить, нужно ориентироваться и по силам, и по возможностям. Одно дело на ковре бороться, другое - с толпой драться. Спортивные навыки не всегда на улице работают. На Нижней террасе, где я вырос, у нас всякое было. Я сам очень осторожен и никуда не лезу, но если это касается моей семьи, матери или детей, здесь приходится быть беспощадным.

Кирилл Биджанов