На этой неделе разразился скандал из-за высказывания советника губернатора Ульяновской области Светланы Опенышевой, которая в комментарии в социальной сети предложила «откормить» инсулинозависимую женщину. Позже чиновница извинилась за свои слова. Ранее в подобную ситуацию попадали самарский министр Марина Антимонова, посоветовавшая одиноким матерям работать на огородах, чтобы прокормить детей; глава молодежного департамента Свердловской области Ольга Глацких, заявившая, что государство молодежи «ничего не должно, а должны родители», и некоторые другие чиновники. Все эти неловкие заявления сопровождались широким общественным резонансом. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ранее даже предостерегал от травли чиновников за неосторожно сказанные слова.

Вячеслав Ковель, председатель мандатной комиссии Законодательного собрания Ульяновской области:

- Затрудняюсь ответить однозначно – все зависит от конкретного случая. Но все-таки любой чиновник и депутат всегда должны отдавать себе отчет в своих словах, учитывая, что они – публичные люди и высказывают свое мнение на широкую аудиторию. Чем чиновник или депутат отличаются от рядового гражданина? В первую очередь, воспитанием – он должны быть еще более воспитаны, должны подавать пример своим поведением в обществе. Поэтому нужно чувствовать повышенную ответственность перед обществом за свои слова. Хотя случается всякое.

Нина Дергунова, председатель экспертного совета фонда политических исследований «РАПИР», доктор политических наук, профессор:

- Если в публичном поле высказывается государственный чиновник, облеченный полномочиями, то он уже выступает не от себя, а от лица государства. Поэтому нельзя относиться к чиновникам толерантно за некорректные высказывания, особенно – оскорбительного характера или нарушающие права и свободу личности. Тут надо наказывать. Другое дело, что, вообще-то, чиновников надо этому учить. В вузах этому не учат: такие понятия, как «деловая этика» и «коммуникация с гражданами» (а именно – как ее устанавливать), как дисциплины больше относятся к области социальной психологии. Как устанавливать коммуникацию? Как расположить к себе человека? Как отказать так, чтобы человек не обиделся? У нас не учат этому управленцев. А этому надо учить! Этому надо, извините за выражение, дрессировать, как барменов или официантов в ресторане, которых просто не выпускают на работу, если они не умеют носить поднос и все роняют. Если у чиновника высокий уровень общей культуры, то он еще сообразит, а если уровень низкий, то надо наказывать – рублем, административно. Но не просто наказывать, а предоставить возможность этому научиться. А вот если не хотят учиться – тогда разговор должен быть другим.

Сергей Ермаков, бывший мэр Ульяновска, председатель областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов:

- Нет, не надо. Прежде чем говорить на микрофон или на камеру, чиновник должен взвешивать каждое свое слово. Если уж он, извините меня, что-то ляпнул, этого уже никогда не воротишь – это начнут тиражировать, над этим начнут насмехаться. Я говорю это из личного опыта: когда я выходил в эфир, я взвешивал каждое слово, прежде чем его сказать. И никогда не допускал никаких ляпов, потому что попросту не имею права этого сделать, раз уж мне доверили должность. Поэтому надо стегать за это дело и крепко! Как дисциплинировать? Мера может быть только одна: вслух сказать, что конкретный человек не умеет говорить или говорит не то, что должен был сказать – значит, он не имеет права выходить на экран, на телевидение или к микрофону. Пусть лучше сначала поучится, перед зеркалом поговорит, а потом уже будет выступать публично – других мер не существует. Высмеять? Это грубо, конечно, а сделать замечание – вслух, для всех, чтоб все понимали – это да. Но устраивать травлю со стороны общественности или СМИ – это недопустимо. Нельзя травить человека. Допустил он ляп или грубость – зачем его за это травить? Надо просто поставить его на место, чтобы он понял, что так делать нельзя. Но раз уж ты находишься в публичной зоне ответственности, то уж будь добр, следи за своими словами и за собой в том числе.

Николай Горшенин, бывший мэр Димитровграда, советник губернатора Ульяновской области:

- В любом случае, чиновник должен в обязательном порядке контролировать, что он говорит, тем более публично. Ведь неосторожные высказывания могут обидеть кого-то, задеть, оскорбить. Если человек находится на публичной должности, это ко многому его обязывает. Потому что люди привыкли относиться к словам чиновников серьезно, верить им – возможно, сейчас уже в меньшей степени, чем раньше. И если чиновник транслирует неверную или некорректную информацию, это лишний раз накладывает отпечаток на имидж власти и облик госслужащего в целом. Поэтому чиновник должен нести ответственность за свои слова. В противном случае доверие к ним так и будет падать. Но все зависит от самого человека, занимающего должность – от его воспитания, образованности. Если человек в высшей степени образован и воспитан, но все же попал в такую ситуацию, ему хватит и одного осуждения, чтобы подобное больше не повторилось: он сто раз подумает, прежде чем обронить двусмысленную фразу. Тем более сейчас, в эпоху развитого интернета и СМИ, когда слово действительно как вылетит – так и не поймаешь.

Жан Миндубаев, журналист, публицист, литератор:

- Никогда! Никогда и ни в коем случае не надо быть толерантными за неосторожные слова. Любой человек должен осознавать ответственность за свои слова – людей, находящихся в публичной или медийной сфере, это касается вдвойне. Если представитель власти позволил себе один раз некорректно высказаться в публичном поле и ему сошло это с рук, то это может повториться вновь и вновь. А вот если чиновнику в таком случае сразу дают понять, что он позорит власть таким поведением, тогда надежда еще есть. А то чиновники все никак не могут понять, что они за свою хорошую зарплату обязаны просто служить народу. Как же тогда дисциплинировать чиновников? Наверное, на первый раз, если провинившийся человек - хороший работник, надо начальнику самому поговорить с ним, объяснить, что неаккуратные высказывания позорят власть. На второй раз – наказать выговором или штрафом, в третий раз – можно повторить то же самое, прилюдно пристыдив. Если и это не помогает, тогда необходимо этого человека из власти уволить, несмотря на все возможные сожаления.

Игорь Игнатьев