В России большую огласку получило дело сестер Хачатурян, которые обвиняются в убийстве собственного отца. Причиной расправы над Михаилом Хачатуряном стало то, что он насиловал и истязал дочерей в течение нескольких лет - это официально подтверждено материалами уголовного дела. После этого и ряда других резонансных случаев в Госдуме начали готовить комплексный законопроект о противодействии насилию в семье - не только поправки в Уголовный кодекс, но и возможные изменения Семейного кодекса, закона об опеке и других законов РФ. При этом депутаты уверены: только уголовными мерами проблему не решить. Между тем, данные статистики ужасают - в России в результате бытовых ссор ежегодно погибает 14 тысяч женщин, еще 3 тысячи – сами убивают своих мучителей, не выдерживая истязаний.

Людмила Крутилина, уполномоченный по правам человека в Ульяновской области:

- Насилие в семье - это не только физическое или сексуальное насилие, как у нас принято понимать, это еще и психологическое, и экономическое насилие, когда женщина не может самостоятельно принимать финансовые решения. В 2017 году в России была принята национальная стратегия действий в интересах женщин. Но, к сожалению, закона о пресечении домашнего насилия нет, и много лет идут дебаты о том, стоит ли его принимать. Субъекты РФ по-разному выходят из этой ситуации. В Перми, например, в административном кодексе есть статья о домашнем дебоширстве. У нас на это же направлен закон о тишине, который влияет на людей, дебоширящих дома. Основная причина, почему женщина боится заявить о насилии, в том, что ей некуда идти. Как правило, это домохозяйка, которая воспитывает детей, и она как бы привязана к мужчине-насильнику и не может уйти из семьи. В нашем регионе принимаются меры, чтобы женщина стала экономически самостоятельной: развивается женское предпринимательство, службы занятости готовы оказать помощь женщинам в плане профессиональной переподготовки. Кроме того, у нас действует такая форма социальной поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, как социальный контракт, есть такие проекты, как социальная продуктовая карта, социальная няня, а также система бесплатной юридической помощи. Потому что мы понимаем, что самостоятельно женщина защитить себя не может. В других странах эти механизмы более отлажены. Например, в Болгарии действует охранный ордер, и если женщина заявила о домашнем насилии, то ее обидчик не сможет к ней приблизиться. При этом именно мужчина принудительно выселяется из жилья на определенное время, а не как у нас - женщина уходит и ищет приют. Очень часто на жалобы женщины никто не реагирует - мол, все обойдется. Но любое посягательство на женщину - это насилие, и о нем нужно заявлять. Поэтому нужна профилактическая работа среди населения, молодежи, чтобы изменить отношение к насилию.

Анна Муромская, директор АНО ДПО «Центр коррекционной и семейной психологии»:

- Как это ни странно слышать от руководителя психологического центра, но я сама являюсь жертвой насилия в семье. То есть жертвой абьюза может стать абсолютно любой человек, но преимущественно ими становятся женщины и дети. Насилие в семье – комплексная проблема нашего общества, и она затрагивает и проблему взаимоотношения поколений, и психологию, и социальный уклад, а также несовершенство юридической системы и информационный вакуум в отношении реального положения дел. С ситуацией семейного насилия я столкнулась уже во взрослой жизни, в этих деструктивных отношениях было все: унижения, газлайтинг, сексуальное насилие и побои. Самым ужасным в момент сильной агрессии в мой адрес для меня было осознавать, что физической помощи я не могу получить ни от кого и нигде. Окружающие не готовы вступать в чужой конфликт. Скорость реагирования на вызов правоохранительных органов хуже, чем медленная. И у служителей порядка нет полномочий, позволяющих задержать агрессора более чем на три часа. А потом агрессор снова возвращается продолжать дебош... Так как же помочь жертвам семейного насилия? Если говорить от лица бывшей жертвы семейного насилия, то прежде всего необходима полная изоляция от агрессора, в том числе защищенная юридически. Если говорить от имени руководителя психологического центра, то в первую очередь жертве требуется материальная и психологическая помощь, а затем – социализация, в том числе через участие в сообществах единомышленников, переживших аналогичную беду. Но самым эффективным методом защиты жертв семейного насилия я считаю его профилактику, которая должна вестись по нескольким направлениям. Это совершенствование законодательства в пользу жертв домашнего насилия, а именно – признание акта насилия в семье уголовным преступлением. Нужна система помощи жертвам насилия с созданием реабилитационных центров, финансируемых за государственный счет. И это не формат однодневного пребывания, а полноценный реабилитационный курс длительностью от трех месяцев. Кроме того, нужна долгосрочная профессиональная кампания социальной рекламы о том, что такое семейное насилие, какие меры поддержки есть для его жертв, ориентирование семейных ценностей на равнозначность партнеров, признание за женщиной равных прав в любых сферах жизни, в том числе в политике и профессиональной деятельности.

Зинаида Кудинова, председатель Ульяновского областного отделения Союза женщин России, советник губернатора Ульяновской области:

- Если такое случилось в семье, женщина не должна терпеть. Бывают случаи, когда женщины терпят, терпят, очень долго терпят, все это оставляют в себе. В таких ситуациях женщина должна не только знать свои права, но и уметь себя защитить - нельзя от мужчины терпеть насилие, потому что в итоге все это кончается, как правило, плачевно. Еще я думаю, что этим обязательно нужно поделиться с близкими людьми. Я очень давно в браке и, слава богу, со мной никогда такого не случалось. Но встречались случаи, когда женщины допускали по отношению к себе много всякого насилия. Что-то зависит от самой женщины - порой они соглашаются с этим, а соглашаться никак нельзя. И если мы, общество, видим, что такое случается, и не раз, то мы не должны быть равнодушными, не должны проходить мимо таких случаев. Бытовое насилие стало своеобразной нормой в обществе, принимаемой с молчаливого согласия большинства и оправдываемой поговоркой «бьет – значит, любит». Но бывает такая жестокость, что человек полностью теряет контроль над собой. Поэтому нужно с младых ногтей воспитывать, чтобы мальчик был мальчиком по отношению к девочке. И, конечно, действующее законодательство в вопросе защиты пострадавших от домашнего насилия следует ужесточить.

Равиль Хасянов, адвокат по семейным вопросам:

- Прежде всего женщине не стоит терпеть насилие над собой, даже малейшего его проявления. Необходимо обращаться в правоохранительные органы, чтобы усмирить своего обидчика, даже если это муж, и тем более, если это сожитель или просто парень. Главное - не терпеть. Нужна широкая огласка каждого случая и разъяснения по поводу того, что побои - это ненормально, и в гражданского обществе такого быть не должно. Что касается ужесточения наказания за домашнее насилие, то я считаю, что психологическое и эмоциональное давление будет очень сложно доказать, здесь нужна серьезная проработка вопроса. Но в части телесных повреждений следует относиться к этому жестче - вплоть до крупных штрафов и арестов, потому что с этим нужно бороться. А в силу того, что в обществе сложилась некая терпимость и снисходительность по отношению к бытовому насилию, это должно считаться неприемлемым.

Кирилл Биджанов