С начала этого года налог на добавленную стоимость в России официально повысился с 18 до 20%, вскоре выросли розничные цены на бензин - в среднем на 1,4-1,7%. Бизнес пока не ощутил на себе в полной мере изменения, связанные с повышением НДС и акцизов на топливо - в различных сферах новые реалии воспринимаются по-разному.

Рустам Камаев, фермер, директор ООО «Красное поле»:

- Поскольку наш бизнес сезонный, то сейчас сложно о чем-то говорить. Нам приходится планировать на год, а то и на два вперед. Топливо мы покупаем на полтора года вперед. Я знаю, что это отразится в будущем, но не могу сказать, отразилось ли уже. Я сейчас не знаю, какая сложится конъюнктура на зерно, какая будет на него цена. Может, она установится как в Германии, и нам станет не важно, по чем будет солярка. Но для нас, аграриев, главной проблемой является не цена на топливо. Наша основная проблема — высокая стоимость покупки денег. Мы не конкуретноспособны с иностранными партнерами. Они покупают деньги в три раза дешевле. Если бы мне давали долгосрочные кредиты под 1-1,5% в год на покупку техники, то я бы спокойно планировал свой бизнес. А мы покупаем деньги под 16-18% годовых. А когда мы пытаемся получить льготные деньги, у нас возникают трудности с их освоением. Когда я беру кредит в банке, я должен запланировать стоимость топлива. Я оформляюсь в течение месяца — топливо растет в цене три раза. Какой бизнес-план я могу строить? Нам больше мешает не удорожание ресурсов, а дорогие кредиты.

Николай Мясников, депутат ЗСО, генеральный директор ЗАО «Проминвест»:

- Для бизнеса имеет значение не столько величина себестоимости (если уж говорить об увеличении налоговой нагрузки), сколько ее конкурентоспособность. Главное, чтобы она была не выше, чем у других. После ввода дополнительных налогов, конкурентные преимущества не изменились. Мы все работаем в равных условиях. Что действительно влияет на предпринимателей, так это частые изменения. Приспособиться можно к любым условиям, но переходный период всегда лихорадит. В части увеличения акцизов – наши предприятия пока ещё не успели на себе почувствовать какого-то давления. Увеличение акцизов нивелировало давление на стоимость ГСМ внешними факторами. Их немало. Например, стоимость на нефтепродукты за рубежом, регулирование правительства, курс доллара. Конечно, по отношению к 2017 году стоимость дизельного топлива выросла, но если сравнивать январские и декабрьские цены, то оптовые цены на ГСМ даже снизились. В долгосрочной перспективе трудно что-то прогнозировать, так как пока непонятно, как себя будет вести рынок нефтепродуктов в новых условиях, в условиях налогового манёвра. Но повторюсь, что для бизнеса большее значение имеет не физическая величина, а стабильность. Вот ее бы хотелось побольше. Большинство предприятий, которые производят сельхозпродукцию, уже переведены на общую систему налогообложения. Наши аграрии продают продукцию со ставкой НДС 10%, а покупают ГСМ и запчасти с НДС 20%. Как производителю, нам это стало даже более выгодно. Вся нагрузка после повышений ложится на потребителя. От этого должен выиграть бюджет. И мы надеемся, что после этого, как нам и обещали с высоких трибун, повысятся и зарплаты, и пенсии, без чего невозможно поднять покупательную способность нашего населения.

Валентин Глухов, бизнесмен, создатель сети магазинов «Зеленая улица»:

- Письма о повышении цен на отдельно взятую продукцию мы стали получать ещё в декабре. Поставщики подняли цены от 2 до 10%. Если даже мы не поднимали цены у себя, то пытались нивелировать своей наценкой. Но покупатель уже начитался о поднятии цен и приходил в январе недовольный с претензиями, что у нас все подорожало. Это были необоснованные претензии, но покупателей уже настолько натравили. Они потратили неимоверные суммы денег в январские праздники, будь они неладны. В январе покупательная способность резко упала. В декабре мы выполнили наши планы, а в январе идет жесткий недобор. Это связано с тем, что наше правительство никак не может догадаться, что праздники нужно сделать короче. Несколько дней люди не работают, они получают уменьшенную заработную плату. Работать надо - отдохнули три дня и хватит. Это сбивает рабочие графики, потребительскую способность, настроение у покупателей. Цены в ритейле постепенно поднимаются. Не все поставщики подняли, кто-то держал свою наценку на минимальном уровне. Когда стало ясно, что НДС повысится на два процента, кто-то уже прислал свои письма о повышении, кто-то дождался января. Цены повышаются не только из-за НДС, но из-за ГСМ. Как бы правительство нас не убеждало, что топливо не подорожает, дизельное топливо стоит уже 49 рублей. Наши транспортные расходы возросли. Если у меня транспортные расходы занимали 2,5%, то сейчас это уже 3%. Транспортникам просто деваться некуда.

Евгений Тимощенко, франчайзи «Додо Пиццы» в Ульяновске:

- Пока сложно сказать, как отразится повышение. Что-то станет видно только в конце февраля. Конечно, уже все поставщики подняли цены. Когда стало известно про повышение НДС, в сети были зафиксированы единые цены на февраль. Их уже привели в порядок с требованиями нашей управляющей компании — разные позиции по-разному увеличились.

Руслан Гайнетдинов, председатель совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области:

- Физически предприниматели пока не почувствовали изменений. При планировании на год, формируя примерный объем продаж и план производства, каждый бизнесмен понимает, что с учетом прибыли и налоговые платежи будут больше. Насколько это тяжело прямо сейчас, я сказать не могу. Все будет зависеть от того, как пройдет год. Может быть, продажи увеличатся, и удастся заработать больше денег, а может быть, все будет плохо. Другое дело, что постепенно поднимаются закупочные цены на комплектующие и сырье. Безусловно, частично это связано и с повышением ставки НДС. Прежде всего это отразится на предпринимателях.

Артем Горбунов