Ульяновский автозавод предложил сотрудникам добровольно уволиться. Тем, кто это сделает, выплатят компенсацию в три зарплаты. Это касается только сотрудников из офисных, вспомогательных и сервисных подразделений – рабочих обещают оставить. Так предприятие хочет снизить издержки и управленческие расходы. Сколько всего работников покинут УАЗ, неизвестно.
В четверг, 25 июля, Ульяновский автомобильный завод сообщил о старте программы добровольного высвобождения. Она продлится до 31 августа. Тем, кто уволится по соглашению сторон, обещают единовременную компенсацию в три среднемесячные зарплаты. На предприятии считают, что это обеспечит сотрудников на время поиска новой работы.
Старт программы объясняют тем, что хотят повысить производительность труда и сосредоточиться на новых разработках. Завод намерен оптимизировать продуктовую линейку и сократить затраты для финансовой устойчивости. Добровольное высвобождение позволит снизить издержки и управленческие расходы, считает руководство автозавода.
Как пояснил 73online.ru начальник департамента информации и общественных связей УАЗа Константин Сазонов, основных рабочих программа не коснется. Только руководителей, служащих и вспомогательный персонал – они составляют около 35% от общей численности работников (всего на предприятии трудятся 9 тысяч человек). О том, сколько в итоге покинут завод, можно будет сказать только после завершения программы. На вопрос, может ли потом последовать сокращение сотрудников, Сазонов ответил, что "пока речь только о добровольном высвобождении".
Новость о том, что УАЗ отпускает персонал на вольные хлеба, появилась на фоне слухов о возможном переезде производства обновленного "Патриота" в ОЭЗ "Алабуга" (г. Елабуга, Татарстан). В переносе сборки якобы лично заинтересован новый гендиректор УАЗа Адиль Ширинов, который ранее занимался развитием производственных подразделений в Татарстане. Одной из причин возможного переезда называли более современное оборудование на елабужском заводе. Впрочем, пресс-служба УАЗа тогда опровергла информацию о переносе.
Отметим также, что группа "Соллерс" (владеет УАЗом) в этом году была вынуждена адаптироваться к уходу своего ключевого партнера Ford из легкового сегмента в России и в июне объявила о подготовке к "глобальной трансформации бизнес-модели".
В областном правительстве знают о грядущем высвобождении сотрудников УАЗа, однако масштабы оценить пока не могут.
– Мы в курсе, проводили совещание, – говорит первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Андрей Тюрин. – Сейчас ждем информацию с завода по количеству людей, по специальностям. Будем помогать и разбираться по каждому человеку персонально, если будет такая необходимость. Кроме того, часть производств УАЗа будет выделяться на аутсорсинг, и часть людей будет, скажем так, работать не на автозаводе, а в других компаниях, которые выпускают продукцию для автомобилей. Что касается переноса производства, то его точно не будет: мы встречались с руководством компании.
Председатель комитета ЗСО по промышленности, строительству, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Грачев связывает новость о добровольном увольнении сотрудников с приходом на предприятие нового гендиректора Адиля Ширинова:
– Новость узнал от вас. Что касается процедуры высвобождения, скорее всего, ее можно связать с новым руководством завода. Мы уже видели информацию – подтвердившуюся или нет, но дыма без огня не бывает – о переносе производства в Елабугу. Я думаю, что эти процессы – звенья одной цепи. Несмотря на то, что процедура добровольная и с компенсацией, я уверен на 100%, что люди с большим желанием продолжили бы работать. Люди годами трудились, неважно, на конвейере или нет, – за ними семьи. Учитывая непростую экономическую ситуацию, такое положение дела нас радовать не может.
Депутат Госдумы от Оренбургской, Ульяновской и Самарской областей, первый зампредседателя Союза машиностроителей России Владимир Гутенев говорит, что оптимизация персонала – частая практика, если предприятие намерено снижать издержки, а к добровольному высвобождению надо относиться спокойно:
– По пути оптимизации структуры управления, особенно если это не связано с основным производством, идут очень многие компании, снижая издержки. Так в свое время в "Ростехе" центральный офис дважды проводил сокращения и сократился более чем на 50%. Чтобы привлекать на работу квалифицированных специалистов, им надо платить больше, чем сейчас. А для этого нужно снижать издержки, в том числе на избыточный, по мнению руководства, персонал. Увольнение по обоюдной договоренности – абсолютно нормальный цивилизованный процесс, когда человек, получая компенсацию, освобождает себе время для поиска работы или обучения. Относиться к этому надо спокойно. Цикличность бизнеса такова, что всегда у большинства предприятий есть период роста, когда они активно набирают новых людей, и есть стагнация, когда они, выйдя на некий объем, вынуждены его сократить и оптимизировать производство. К сожалению, бывают случаи, когда конъюнктура складывается неблагоприятно. Я считаю, что нынешняя конъюнктура вполне нормальная, и тут просто процессы некой оптимизации. Вполне возможно, что руководство сделает упор на инжиниринговое направление, тем более сейчас все переходят на индустрию 4.0 - это цифровая трансформация, для чего нужны люди с несколько иными компетенциями. Может, ситуация на заводе вызвана необходимостью селекции кадров.
По мнению Гутенева, перенос производства в Елабугу маловероятен – экономически это невыгодно, так как сопровождается большими затратами и падением качества на первом этапе. Высвобождение сотрудников вряд ли также связано с ситуацией на автомобильном рынке, считает Гутенев: сейчас объемы продаж идут с легким плюсом по сравнению с прошлым годом и никаких катастроф не предвидится.
Николай Андреев