О том, почему филармония - лучший ульяновский символ победы в войне, зачем она нужна современному городу, что ей сегодня угрожает и почему редакция 73online.ru начинает кампанию по её спасению - читайте в нашем материале, историческом и злободневном.

В первые годы войны в красивом здании нынешней Ульяновской филармонии работала швейная фабрика, которая шила шинели для фронта. Когда Ульяновская область отделилась от Куйбышевской, шинельное производство из него вывезли, отремонтировали и через пару лет открыли на волжском склоне первую в истории города филармонию.

Сейчас это покажется странным - решение было принято в 44-м, когда страна жила на пределе своих сил, а в Ульяновск потоком шли похоронки, неужели у городского руководства не нашлось проектов поважнее для траты времени и ресурсов? Просто нам трудно понять людей той эпохи, какое место в их жизни занимала музыка, способная на несколько минут отвлечь от всех невзгод вокруг.

Многие на фронте становились музыкантами. Значительную часть послевоенного репертуара хоров и романсов написал бывший комиссар батареи, награжденный орденом и пятью медалями, Григорий Анчиков. Вера Будрина - первая звезда-сопрано Ульяновской филармонии - в войну работала сестрой и политруком госпиталя, награждена медалями и орденом Отечественной войны.

Военный опыт имели почти все люди, с которых начиналась история Ульяновской филармонии. Солист хора русской песни, с которого филармония в 1946 году началась, Николай Глебов начал службу в армии в 1939 году трубачом музыкальной роты. Александр Загумённов с 41 по 45-й - на флоте, после демобилизации с 1946 года солист-тенор хора русской песни Ульяновской государственной филармонии до 1960 года. Десять лет, с 66 по 76-го, филармонией руководил бывший танкист Александр Коняшин, воевавший с 41-го; до войны он танцором, но после ранения в ногу, пошёл по административной линии. Послевоенный солист и концертмейстер Ульяновской филармонии Аркадий Малаха прошёл войну в пехоте, награжден боевыми орденами и медалями. Директор хора Ульяновской филармонии Пётр Семёнов на фронте был ранен и награждён.

Ульяновская классическая музыка во время войны даже несла боевые потери. Пётр Частиков, который до войны вёл класс скрипки во Дворце пионеров и был первым директором детской музыкальной школы №1 Ульяновска, погиб в бою в ночь на 1 января 1943 года. Татьяна Лаврова из Новоспасского, обладательница выразительного, гибкого, подвижного сопрано, выступавшая в концертной бригаде Московской консерватории на фронте, в 1942 году погибла во время концерта на передовой.

Ирина Каторгина - её отец, Аполлон Каторгин, в годы войны проводил концерты в частях Северного флота, а с 1947 года стал художественным руководителем и главным дирижером хора русской песни Ульяновской филармонии, - много лет преподававшая в Ульяновском музыкальном училище, рассказала, чем была для послевоенного Ульяновска классическая музыка.

- Помимо работников филармонии, в Ульяновске после войны вернулось множество фронтовиков, пришедших к музыке в окопах. Что-то важное они понимали там под обстрелами и после войны бросали свои довоенные занятия и становились учителями музыки в школах и училищах. Многим, конечно, таланта на это не хватало, приходилось работать на обычных работах, но в 60-х в Ульяновске сложилась традиция певческих праздников на площади Ленина, которые организовывала филармония. Раз в год бывшие солдаты собирались у домика Ленина, что находится на одноименной улице, и не спеша, большой процессией через весь центр, в которой вместе шли и солисты филармонии, и школьные учителя, и простые рабочие, поднимались к нынешней Соборной площади. По пути пели романсы и хоры Чайковского, русские народные и советские песни. На площади праздник пения продолжался весь день, отдельные участники и музыкальные коллективы старались удивить и порадовать друг друга новыми песнями. Что давало пение всем этим людям? Наверное, радость, что они живы. И победили.

Недавно Ирине Каторгиной исполнилось 85 лет, но она очень ясно объяснила, зачем классическая музыка нужна нашему современному городу, делающему ставку на креативную молодежь.

- В программе Яны Спиваковой по “Культуре” один профессор недавно заявил, что “человек стал разумным, когда научился слушать природу и подражать ей, делая первые дудки, занимаясь музыкой”. Он сказал, что есть исследования, показывающие, что дети, с юных лет занимающиеся в музыкальных школах классической музыкой, потом лучше понимают математику, - рассказывает Ирина Аполлоновна. - Когда я преподавала в музыкальном училище, то разработала свой предмет - основы естественно-научного познания мира, объясняла, зачем музыке - физика, а физикам - музыка.

- И зачем физикам музыка?

- Чтобы лучше понимать мир. А что для физиков может быть важнее?

По словам Ирины Каторгиной, нынешнее печальное положение здания Ульяновской филармонии связано со строительством бизнесменом Олегом Гаевским в 2015 году горнолыжного комплекса “Ленинские горки” прямо под зданием филармонии. Из-за этого “поехал” весь склон (недавний оползень на большой восьмерке - часть этой проблемы) и теперь ремонтировать здание без предварительных берегоукрепительных работ просто опасно.

О том, как, когда и за какие деньги администрация филармонии и ульяновские чиновники намерены решать эту проблему, мы спросили директора Ленинского мемориала.

Запрос 73online.ru

Наши вопросы: “Когда будут проведены берегоукрепительные работы в районе Ульяновской филармонии? Когда будет продолжен ремонт здания? Какие средства в бюджете (минкульта, городском, областном или федеральном) на это выделены? В каком виде здание филармонии предстанет перед гостями города на праздновании 150-летия Ленина? Планируется ли к этой дате провести хотя бы внешний косметический ремонт?”

Ответ Лидии Лариной:

От редакции. Учитывая, дипломатичный, но обтекаемый ответ госпожи Лариной на наши вопросы, появляются серьезные основания для тревоги о судьбе знакового для города сооружения. Очевидно, что руководство Филармонии не в силах разрешить все проблемы накопившиеся вокруг здания самостоятельно. Требуется объединения всех людей, имеющих влияние в регионе: областных властей, городских чиновников, специалистов-оползневиков, депутатов Госдумы и сенаторов.

Ведь филармония - ровесница административной самостоятельности нашего региона, один из символов города и одна из самых красивых страниц его истории, а классическая музыка для нашего города, его прошлого и будущего, значит чуть больше, чем просто музыка. Мы уверены, что ульяновцы не позволят превратить свою филармонию в ещё один кинотеатр “Рассвет”. Редакция 73online.ru начинает компанию по привлечению внимания к этой проблеме и не остановится, пока не получит от властей четкого и ясного плана по спасению и реставрации здания Ульяновской филармонии.

Подписать петицию можно здесь.

Главное фото: В.А.Углач. Симбирск. Здание общественного собрания. 2015.

Максим Кузнецов.