В областном суде сегодня избрали меру пресечения Михаилу Сычеву. Следователь просил оставить бывшего вице-мэра Ульяновска в СИЗО еще на три месяца, опасаясь, что на свободе он якобы может надавить на свидетелей или вообще скрыться. Кроме того, по словам сотрудника СК, Сычев до сих пор не ознакомился с материалами. Сегодня дали слово самому обвиняемому. Затянувшееся, по его мнению, расследование и годичное заключение в изоляторе он назвал пыткой.
Конвой привел Михаила Сычева на полчаса позже, чем планировалось. Экс-чиновник сходу сказал адвокату, что концепция не меняется и он планирует выступать 40 минут.
Спич Сычева вышел очень эмоциональным. В основном он касался того, что следствие искусственно затягивает расследование. По словам обвиняемого, с данными экспертиз его знакомили спустя несколько месяцев после получения их результатов, а осенью прошлого года следователи фактически занимались не им, а пытались выбить из дела адвоката Ирину Савельеву. Напомним, ее обвинили в разглашении данных предварительного расследования. Сычев говорит, что из 60 заявленных для допроса свидетелей он видел в материалах дела только восемь или девять, каждый из которых допрашивался по шесть раз. "Задавались одни и те же вопросы, вылизывался протокол. Если следователь не может нормально допросить свидетеля, я не должен за это сидеть", — заявил Сычев.
Выделенные на ознакомление с материалами дни вице-мэр перевел в рабочие часы, и заявил, что вместо возможных 360 с ним работали 116 часов. "Эти люди, которые живут на мои налоги, работают с 30%-ной эффективностью, и теперь еще просят добавить мне время в СИЗО", — говорит бывший вице-мэр.
По его мнению, следствие волокитит процесс по нескольким причинам. Первая — оказание на него давления. "10 месяцев надо мной осуществляли пытку: я не имел свиданий с родными и близкими, ни одного телефонного звонка, даже не мог встретиться со священнослужителем — эту пытку сейчас хотят мне продлить до сентября. <...> Мое нахождение в СИЗО — продолжение давления. Моя семья поставлена на грань выживания. Все, что можно было продать, они реализовали, и прожили до конца на эти деньги. Если я буду на домашнем аресте, это позволит моей жене выйти на работу и как минимум заработать на хлеб и молоко моим детям", — говорит Сычев. По его словам, его до сих пор официально не увольняют из администрации города, хотя должность сократили, мотивируя тем, что трудовую отдадут только лично под родпись. По мнению обвиняемого, это сделано специально, чтобы не выплачивать 100 тысяч рублей отпускных и оставить его без средств.
Еще одна причина затягивания процесса — якобы желание следствия скрыть важные для дела факты и документы. По его словам, во время обысков в своем кабинете он лично передавал следователю Вертецкому бумагу с поручением губернатора. Оно касалось имущества, ставшего предметом расследования. Но сотрудник СК не приобщил документ к делу. "Чем важно это поручение — в нем лично рукой Панчина (главы Ульяновска — прим. ред.) было описано: каждый пункт [действий] был кому-то [отдан]. Панчин говорил, что был не в курсе [передачи имущecтва] — как не в курсе, если расписывался своей рукой? Слава богу, копии у меня сохранились, и я один знаю, где они. Естественно, выпускать меня боятся, потому что я эти копии могу предоставить", — заявил Сычев. Также выяснилось, что в конце 2020 года имущество, в хищении которого его обвиняют, по сделкам ушло третьим лицам.
Он сказал судье, что скрываться не намерен и в принципе не может. Срок действия загранпаспорта у него истек, да и с четырьмя детьми он никуда не уедет. Нарушений после выхода из карцера у него не было. Он также упомянул, что есть проблемы со зрением, и нужна консультация врача.
Полное выступление Михаила Сычева
Судья Евгений Губин удалился в совещательную комнату и пробыл там около получаса. Павел Вертецкий от комментариев в перерыве отказался, сославшись на отсутствие таких полномочий. Однако свою позицию он заявил еще вчера. Напомним, следствие просит арестовать обвиняемого еще на три месяца: якобы он затягивает ознакомление с материалами, может на свободе надавить на свидетелей или попытаться скрыться. Кроме того, дело, по словам Вертецкого, сложное, а использованная обвиняемыми схема — многоступенчатая и долго продумывалась.
Следствие обосновывает необходимость продлить Сычеву арест
Вернувшись, судья постановил продлить Михаилу Сычеву срок под стражей на месяц, до 15 июля.
Оглашение постановления о продления срока под стражей
"Чуда не произошло", — сказал Сычев, когда конвой уводил его назад в СИЗО. Адвокат Ирина Савельева заявила, что будет обжаловать решение.