Сегодня в областном суде решали, оставлять ли под стражей вице-мэра Ульяновска Михаила Сычева. Напомним, он уже год томится в СИЗО по обвинению в мошенничестве — и сегодня следствие просило оставить его там до конца лета. Сотрудник Следкома заявил, что обвиняемый затягивает ознакомление с делом, а на свободе может сбежать или надавить на свидетелей. Адвокат Ирина Савельева с ним не согласилась, сам Сычев выступит завтра — тогда суд и примет решение.

Заседание прошло в новом здании областного суда. Задержались на 45 минут: обвиняемого долго везли из СИЗО. Бывший вице-мэр прибыл в деловом пиджаке и джинсах. Поздоровался с журналистом 73online.ru, улыбался и вообще был в бодром расположении духа.

Сотрудник Следственного комитета Вертецкий ещё до начала заседания выяснил, какие СМИ присутствуют, и сделал пометку в блокноте. Сычев посмеялся, что следователь взял журналиста на карандаш.

Следователь просил судью Евгения Губина продлить срок заключения под стражей еще на 3 месяца — до 15 сентября. Заявил и еще одно ходатайство — удалить журналиста из зала или провести заседание в закрытом режиме. По мнению представителя СК, СМИ могут раскрыть тайну следствия, что нанесет вред участникам процесса, также Михаил Сычев якобы может оказать давление на свидетелей через публикации в прессе. Губин закрывать процесс отказался, но снимать разрешил только оглашение результатов.

Следователь сообщил суду, что из 25 томов обвиняемые и их адвокаты ознакомились почти со всеми. Но возникли новые обстоятельства, которые нужно учесть. Так, обвиняемая Колесникова после попытки суицида была госпитализирована в психиатрическую больницу им. Копосова, где находилась с 19 по 30 апреля. Ей назначена судебно-психиатрическая экспертиза, которая будет готова до конца месяца, и ее тоже приобщат к делу. Желание оставить Сычева в СИЗО Вертецкий объяснил сложностью дела и тем, что на свободе Сычев может оказать давление на свидетелей, в том числе бывших подчиненных из администрации города. В СИЗО он неоднократно нарушал распорядок, и в случае ослабления меры пресечения может скрыться от следствия.

Еще одним поводом является якобы нежелание обвиняемых и защитников своевременно знакомиться с материалами дела. «Предварительное следствие не может быть окончено в связи с продолжающимся ознакомлением обвиняемых с материалами», — заявил он. Сычев прочитал 24 тома, его адвокат Ирина Савельева — 22. По мнению сотрудника СК, обвиняемые намеренно затягивают сроки, чтобы попытаться освободиться из-под стражи, и назвал это издевательством. «Налицо противодействие с марта, когда они заявили, что знакомиться с материалами дела не желают, это зафиксировано», — сказал Вертецкий. В то же время об ограничении сроков изучения доказательств следствие почему-то не ходатайствовало.

Судья поинтересовался у Сычева, когда тот планирует дочитать свое дело. Тот ответил, что процесс организован крайне неэффективно. «В СИЗО была возможность работать по 6 часов каждый день, но меня вывозили из изолятора, следователь организовывал работу всего на 4 часа. По понедельникам — банный день, я просил не знакомить меня в эти дни, потому что не имел бы фактической возможности помыться. В июне следователь ждал меня по понедельникам, пока я мылся, зная об этом. На 2 июня у меня было назначено двухчасовое свидание с мамой — и следователь пришел именно в это время, хотя знал про встречу. Вчера сотрудник прибыл только в 15 часов, вывалил на стол 1200 листов из Росреестра, все перемешал. Я два часа рассортировывал. Это сделано умышленно», — объяснился Сычев и заявил, что на ознакомление с оставшимся томом ему нужен всего один день. Он также отметил, что шесть раз ходатайствовал об обращении к медикам: левый глаз почти не видит, надо проверить зрение. Но врачей так и не предоставили.

Адвокат Ирина Савельева считает, что ходатайство СК удовлетворять нельзя. «Сычев год в СИЗО, а дело ещё не находится в суде — это искусственная ситуация. Предварительное расследование проводилось неэффективно, была допущена волокита. Следователь каждый раз указывал о необходимости допроса порядка 65 свидетелей, но в 22 прочитанных томах я не обнаружила этих допросов. <...> Никакой особой сложности дело не представляет», — заявила Савельева. Она пожаловалась на «непонятно как» оформленные вещдоки, большие пробелы в следственных действиях летом и осенью.

Следователь парировал, что это не соответствует действительности, а обвиняемый в ознакомлении не ограничивался.

Адвокат просила отказать в ходатайстве и оставить Сычева под домашним арестом. Современные средства позволяют контролировать его местонахождение — это к вопросу об опасениях следствия, что Сычев скроется.

В итоге суд сначала объявил 20-минутный перерыв, а затем решил сделать паузу до завтра. Планируется, что слово предоставят обвиняемому, а затем судья озвучит решение. Сычев в ожидании конвоя рассказал, что чувствует себя хорошо, читает духовную и художественную литературу — «только глаз подводит». Сидит в трехместной камере с «нормальными взрослыми мужиками».

— Всем привет передавай. Приходи завтра, будет интересно, я подготовлюсь! — пообещал Сычев корреспонденту 73online.ru.

Дарья Косаринова